О СЕЛЬСКОМ ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ, ИЛИ ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА
Евгений Степанов — поэт, прозаик, драматург, кандидат филологических наук, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института, Университет христианского образования в Женеве и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Президент Союза писателей XXI века. Автор книг стихов, прозы, многих публикаций в периодике. Живет в Москве.
Городские дети... сельские дети... Есть ли между ними разница? Конечно, есть. Ведь даже в море, говорят, нет двух одинаковых капель.
...Я учился в трех московских школах, одной — евпаторийской, работал учителем в селе, в Тамбовской области. И, надеюсь, могу сравнивать... Ясно, что материальное обеспечение у городских ребят намного выше. Следовательно, и возможностей получить полноценное образование у них больше. Но сельские дети, на мой взгляд, образованнее в другом... Усиленная ф и л о л о г и ч е с к а я подготовка у них начинается с младых ногтей, на подсознательном уровне. Сама улица развивает в сельских мальчишках и девчонках чувство народного слова. И не случайно, многие поэты родились и выросли именно в деревне.
...Я учился в трех московских школах, одной — евпаторийской, работал учителем в селе, в Тамбовской области. И, надеюсь, могу сравнивать... Ясно, что материальное обеспечение у городских ребят намного выше. Следовательно, и возможностей получить полноценное образование у них больше. Но сельские дети, на мой взгляд, образованнее в другом... Усиленная ф и л о л о г и ч е с к а я подготовка у них начинается с младых ногтей, на подсознательном уровне. Сама улица развивает в сельских мальчишках и девчонках чувство народного слова. И не случайно, многие поэты родились и выросли именно в деревне.
* * *
Сельские дети, как правило, не имеют в своем распоряжении ни хоккейных коробочек, ни теннисных кортов, ни бассейнов, но зато они чаще играют в народные игры, такие, как жмурки, прятки, лапта, штандар... Как еще развлекаться-то?! А все эти игры требуют хорошего знания различных считалок, загадок, дразнилок. Нет, не случайно воспел Евгений Баратынский "Точный смысл народной поговорки". Замечательно ведь сказано — "Голь на выдумку хитра!"
Я вспоминаю, сколько же удивительных образцов детского фольклора использовали в своих играх мои бывшие ученики из села Верхнеспасское! Я всегда с азартом играл вместе с ними, с упоением читал их тетради, где было записано по моей просьбе все, что они знают из области народного творчества. Познания их меня приятно удивляли.
Я вспоминаю, сколько же удивительных образцов детского фольклора использовали в своих играх мои бывшие ученики из села Верхнеспасское! Я всегда с азартом играл вместе с ними, с упоением читал их тетради, где было записано по моей просьбе все, что они знают из области народного творчества. Познания их меня приятно удивляли.
* * *
Когда ребята начинают играть, скажем, в жмурки, то для того чтобы определить водящего, чаще всего можно слышать следующую считалку:
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Царь велел меня повесить,
А царица не дала
И повесила царя.
Царь висел, висел, висел
И в помойку улетел.
А в помойке крыса
Родила Бориса.
А Борис кричит: "Ура,
Позовите доктора".
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Царь велел меня повесить,
А царица не дала
И повесила царя.
Царь висел, висел, висел
И в помойку улетел.
А в помойке крыса
Родила Бориса.
А Борис кричит: "Ура,
Позовите доктора".
На лицо очень распространенный фольклорный жанр — скоморошина, в котором логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью. Нужно сказать, что мы, ребята из московского двора, в свое время тоже пользовались этой считалкой, однако мы знали из нее только одну строфу.
* * *
Используют сельские ребята и другие считалки.
Шел баран
По крутым горам.
Сорвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет.
По крутым горам.
Сорвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет.
Ребята из села Верхнеспасское иногда произносят не водить, а вадить. Это диалектное произношение. Оно, кстати говоря, позволяет не нарушать в последних двух строках стихотворный метр.
* * *
Популярна и такая считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела.
Мы собрались поиграть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела.
Приведу еще несколько примеров:
* * *
Тара, тара, тара, ра,
Вышли в поле трактора.
Будем сеять, боронить,
Все равно тебе водить.
Вышли в поле трактора.
Будем сеять, боронить,
Все равно тебе водить.
* * *
Шел крокодил,
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:
"Шишел, мышел,
Дернул, вышел".
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:
"Шишел, мышел,
Дернул, вышел".
* * *
Лады, мады,
Неси воды.
Отраву пить,
Тебе водить.
Неси воды.
Отраву пить,
Тебе водить.
* * *
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
* * *
А вот эти считалки с одинаковым успехом употребляют и сельские, и городские дети.
* * *
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инти, инти, интерес,
Выходи на букву "С".
За каким-то интересом.
Инти, инти, интерес,
Выходи на букву "С".
* * *
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.
* * *
Очень любят сельские школьники задавать друг другу загадки. И знают их великое множество.
* * *
Сам в море,
А хвост на заборе?
(Половник)
А хвост на заборе?
(Половник)
* * *
Сидели на лавочке
Две Клавочки,
Делили булавочки.
"Тебе, Клавочка, булавочка,
И мне, Клавочке, булавочка".
И вышло каждой Клавочке
По три булавочки.
Сколько у Клавочек булавочек?
Две Клавочки,
Делили булавочки.
"Тебе, Клавочка, булавочка,
И мне, Клавочке, булавочка".
И вышло каждой Клавочке
По три булавочки.
Сколько у Клавочек булавочек?
(Эта загадка, содержащая в себе ответ, рассчитана на самых маленьких.)
* * *
Полон клевец
белых овец?
(Зубы)
белых овец?
(Зубы)
Кстати говоря, эта загадка помещена в "тамбовском" разделе хрестоматии "Малые жанры русского фольклора", выпущенной в 1986-м году московским издательством "Высшая школа".
* * *
Характерно, что детских частушек сельские мальчишки и девчонки знают гораздо меньше, чем считалок, которые им просто необходимы в повседневной жизни. Впрочем, ребята и частушек знают достаточно. Они, в основном, навеяны их учебой в школе и начинаются, как правило, со следующего зачина: "Подружка моя, как тебе не стыдно".
* * *
Подружка моя, как тебе не стыдно,
На уроке булку ела, думаешь, не видно?
На уроке булку ела, думаешь, не видно?
* * *
Подружка моя, что тебе за дело?
Я разочек укусила, больше не хотела!
Я разочек укусила, больше не хотела!
* * *
Это замечательно, что ребята с раннего детства непроизвольно, в игре осваивают большое искусство, а именно — детский фольклор. Искусство — это не только книги или театр. Это, как заметил Д. С. Лихачёв в статье "Искусство памяти и память искусства" любые "трудовые навыки, трудовые знания и высокая культура быта".
1986 — 2017
Иллюстрации: К. Лемох, Н. Богданов-Бельский
Иллюстрации: К. Лемох, Н. Богданов-Бельский