Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Наталия ЯСНИЦКАЯ


Наталия Ясницкая родилась на Украине в г. Черкассы. Бросила пединститут имени Герцена, после чего работала маляром в Ленинграде, актрисой Черкасского областного театра кукол, затем — гончаром. Окончила отделение ТВ на факультете журналистики МГУ имени Ломоносова (мастерская с. А. Муратова). автор двух пьес — поставлены в Орловском театре кукол. с 1978 года сотрудничала с Петрозаводским ТВ, ведущими редакциями центрального телевидения, "Литературной газетой", "комсомольской правдой", журналом Soviet life и другими газетами и журналами. В 1991—1996 годах — спецкор РТР: снимала и вела авторскую программу "Золотое сечение" и другие передачи, сценарист и режиссер документальных фильмов.
В 1972 году — лауреат республиканского конкурса молодых поэтов Украины.
Выпускница Высших литературных курсов Литературного института имени А. М. Горького (мастерская поэзии В. В. Сорокина).
Член Московского и Международного союза журналистов, член Московского союза литераторов и Московской городской организации Союза писателей России.


ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ


Поэзия — это максимум информации в единицу времени. Это молитва, инструмент Бога, который познает самого себя через свое творение, мировоззрение, способ жизни и возможность диалога с миром. Это Зеркало, которое отражает нас и само же многократно отражается бесконечным коридором в словах — написанных, произнесенных, забытых в мертвых языках и еще не родившихся, но уже мучительно
произрастающих, как и все живое. Это и есть тот самый магистериум (философский камень, лат. lapis philosophorum), он же ребис, красная тинктура, "пятый элемент", — в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешной трансмутации металлов в золото и создания великого эликсира жизни. Поэзия — это магия. Работа со СТИХИями способна изменять реальность. Нет ничего сильнее слова.

Магистериум

Я потратил 40 лет на... поиски философского кам­ня, именуемого истиной. Я советовался со всеми поклонниками античности, с Эпикуром и Августи­ном, Платоном и Мальбраншем, но остался при своей бедности.
Вольтер

Я обхожусь без василисков и рептилий,
И без яиц, снесенных старым петухом, —
Обряды с жабами давно уж запретили.
Наш философский камень называется Стихом,
В котором есть свобода, и бессмертие,
И даже то, чего мой разум не просил.
Все превращает в золото, поверьте,
Поэзии волшебный эликсир!


Гром

Гортанное грассированье грома
Не формула, скорей, а аксиома
Священного служения с дождем.
По буквам разложив раскаты в слово,
В молитву — тайный код всего живого,
Родился день. А мы все чуда ждем...


* * *

Завяжу я волосы
                             травяным узлом,
Распишусь под тучею
                             золотым пером...
Дождь прольется ведрами —
                               соберу в горсти.
Тяжело ладонями
                   целый дождь нести!..


Весна

В короне солнечных лучей
Весна на птичьей колеснице
Над лесом вздрогнувшим промчится —
В траве оттаявший ручей
Засеребрится, будто полоз,
В ответ весне. Журчаньем вод
Звенит его хрустальный голос,
И звери водят хоровод...
А белый сад, что Белый гость,
Взметнув сирени белой гроздь,
Стоит в цветах, как в поцелуях,
И свадьбы на земле пируют,
И в небесах Солнцеворот!


В небе росчерк темных молний...

В небе росчерк темных молний
Запоздалых вольных птиц.
Вечер с рощею помолвлен —
Кружева сползли со спиц...
Лицевою и изнанкой
Стелет свой узор листва
Древних замыслов и знаков
В ритуалах волховства.
Это летопись желаний —
Сок томится в деревах,
Как предвестник тайных знаний,
Что не выразить в словах.
Каждый год под птичье пенье
С обновлением колец
В сине-звонкий день весенний
Роща ходит под венец,
Чтобы в почву семенами
Завершить священный круг.
Роща в небо окунает
Руки-ветви... ветви рук.


Снегурочки России

Тепло у старого камина...
На улице опять зима.
А я предчувствием томима —
К весне растаю и сама!
Ведь пролески на перелесках,
Как отражение небес
Через хрустальные подвески,
В которые наряжен лес,
До слез и обмороков сини!
И песни Леля сердце жгут,
Когда любви, как Чуда, ждут
Снегурочки в моей России...


Февраль

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу...
Данте Алигьери

Прожив февраль почти до середины,
Вдруг осознать весеннее сиротство
Любви и смерти, слитых воедино,
И их неотвратимое господство.
Уже не в первый раз, теряя друга,
Тропой знакомой через бурелом
В лесу дремучем прорываясь напролом
С пути сбиваюсь и иду по кругу.
Чтоб в дебри эти впредь не возвращаться,
Меняю облик и роптать не смею,
Когда учусь у бабочек и змей,
Теряя кожу, перевоплощаться.
Пусть в воздухе мороз — я предвкушаю лето,
В пульсирующих жилках влажный лист,
И в океанах солнечного света
Пичуг разбуженных мажорный пересвист...


Танец
оим учителям)

И... раз,
и... два,
и... три,
и... раз...
Всю жизнь учусь держать баланс,
Не опираясь о партнера, —
Постигну тайну эту скоро
И получу последний шанс
С молитвою пройти по бритве,
Дышать на "И", не сбившись с ритма,
И ускоряться не спеша,
Живя не суетно, и слитно.
Беру себе в учителя
Деревья, реки и пустыни —
Ведь жить я буду и тогда,
Когда земля совсем остынет.
Когда дорога станет уже,
Партнер уже не будет нужен.
Баланс... Всегда держать баланс!
Душа бессмертна — это шанс...
Но как сейчас не сбиться с ритма
Дыхания лесов, морей?
Ключом какого алгоритма
Учиться языку зверей,
Полетам птиц с размахом крыльев,
Подобным ангельским в раю?
На веерах поднятой пыли
Танцорами в моем краю
В воронках солнечного света
Я отрываюсь от земли,
Как в книгах Древнего Завета
Тех предков, что летать могли...
Магический орнамент танца
В геноме человечьих рас,
Пока земное бьется сердце:
И... раз,
и... два,
и... три,
и... раз...


Ночное шоу

Коченея на корточках, мгла
Темный угол в саду родила.
Он мяукнул кошачьим ртом,
Хрустнул веткою и потом
Стал расти — посекундно смелея,
Дотянулся до ближней аллеи.
Поднимаясь все выше и выше
Тьма накрыла деревья и крыши,
И раскинула звездный шатер.
Вышел месяц паяц-визитер,
Сочиняя дрожащие тени
Под стеблями неспящих растений.
Сотни глаз, ушей и хвостов,
Хохот сов, чей-то страх из кустов,
В фиолетовом поле пророчеств
Распустились цветы одиночеств...
Чехарда вещих снов до рассвета —
Тридцать шесть комбинаций в сюжетах*
Создается ночным Демиургом
Под шедевры земным драматургам.
У цикад неизменная роль
До утра соль-диез — ля-бемоль
На три четверти звонко тянуть,
Не давая актерам уснуть.
В этом шоу из Света и Тьмы
Персонажи и зрители — мы.


Земное время

Земное время торопить не надо —
Созреет осень кистью винограда
И яблоками звонкими в саду.
Когда живем с природою в ладу,
Рассветы и закаты нам в награду.
Чтобы душа взрослела и росла,
И научилась отличать Добро от Зла,
Так мало дней отпущено в году...

*Аристотель, Виктор Гюго, Иоганн Вольфганг Гете, Карло Гоцци и Жорж Польти считали, что вся драматургия и мировая литература держится на 36 сюжетах и их комбинациях. Многочисленные попытки дополнить этот список только подтвердили верность исходной классификации основных (или бродячих) сюжетов.