Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

МОЙ БЕЛОМЛИНСКИЙ

Жизнь часто преподносит неожиданные сюрпризы. Именно к этой категории можно отнести мое знакомство с Михаилом Беломлинским.
Причем вначале мы познакомились с ним как соседи. Михаил с семьей жил в том же доме в Джексон-Хайтсе, где наши родственники сняли нам квартиру, куда мы переехали через 10 дней по приезду в США.
Через неделю я приехал на Манхэттен, в редакцию газеты «Новое русское слово». У меня было рекомендательное письмо от главного режиссера театра «Шалом» Александра Левенбука главному редактору газеты Георгию Вайнеру. Примечательно, что с Георгием и Аркадием Вайнерами мы с отцом были знакомы. В свое время мы предоставили братьям-писателям материалы, связанные с одесским периодом жизни и творчества Леонида Утёсова. Они планировали написать книгу на одесском материале — от первых послереволюционных лет до конца НЭПа…
Когда я вошел в помещение редакции «Нового русского слова», то первым, кого встретил, был Михаил Беломлинский, главный художник газеты. А вот с Георгием Вайнером в тот день я не встретился. Оказалось, уже несколько недель, как он перестал работать в НРС.
Со временем Михаил познакомил меня со своей супругой Викторией. Иногда мы заходили друг к другу в гости. В один из приходов в нашу квартиру, на одной из книжных полок, Михаил увидел книгу «Воображаемый концерт». В книге много страниц посвящено Леониду Утёсову. Но мы не обратили внимание, что в выходных данных написано «Художник М. С. Беломлинский». Михаил тут же снял книгу с полки, открыл ее и в свойственной ему художественной манере, использовав в качестве буквы «О» эмблему издательства «Искусство», оставил автограф: «Всем Амчиславским от художника-оформителя этой книги — и (через 30 лет) соседа по дому».
Оставил он автограф и еще на одной книге из нашего утёсовского собрания — воспоминаниях Бориса Сичкина «Я из Одессы, здрасьте…» Автограф самого Бубы Касторского на книге уже стоял…
Позже мне даже повезло сотрудничать этим выдающимся художником. Ему оказалась небезразлична одесская тематика. И каждый раз, когда я с группой товарищей начинал выпуск очередного одесского проекта, Михаил Беломлинский с удовольствием, и что примечательно, всегда безвозмездно, делал иллюстрации к материалам, шаржи на известных одесситов, гостей Нью-Йорка. Даже когда Михаил с Викторией уехали в Пенсильванию, наша связь не прерывалась. Я отправлял тексты заметок, фельетонов, которые желательно было проиллюстрировать. И через неделю-две получал конверт с работами Мастера.
Михаил гордился своими иллюстрациями к художественным книгам. Особо выделял работу над «Хоббитом» Дж. Р. Р. Толкина (Дж. Р. Р. Толкиена). Не однократно пересказывал историю, как выбрал в качестве прообраза главного героя — Бильбо Беггинса — своего любимого актера Евгения Леонова.
В одном из интервью, М. Беломлинский рассказывал: «Я часто рисую героев книг с конкретных людей-актеров или своих приятелей. Так, «Янки при дворе короля Артура» рисовал с Сергея Юрского.
Рисунки в издательстве очень понравились, особенно, естественно, Хоббит-Леонов, и книгу отправили в типографию.
Вскоре Леонов приехал в Питер, в Дом кино, где проходила премьера фильма с его участием, и режиссер Володя Шредель — наш приятель, пригласил нас на просмотр и банкет.
На банкете жена говорит: «Вот сейчас все выпьют, расслабятся, и хорошо бы тебе показать Леонову книгу» (я только что получил сигнальный экземпляр).
Она помчалась домой и привезла «Хоббита», и когда режиссер познакомил нас с Леоновым, я ему говорю: «Евгений Павлович! Вы мой самый любимый артист. Я вот даже в замечательную книжку вас нарисовал, без вашего, правда, разрешения». Тут он, вопреки всем моим опасениям, пришел в неописуемый восторг, прямо хохотал, рассматривая все картинки (и кругом все смеялись), а потом вдруг так растерянно спрашивает: «Эх, а где бы вот и мне достать такую книжку, ведь это, наверное, трудно?»
А я ему: «Да я с радостью подарю ее Вам, вот эту, и прямо сейчас». Надписал ее и вручил Леонову под общий восторг всех.
Так благополучно вся эта история закончилась. А через некоторое время, выступая в передаче «Вокруг смеха» по телевидению, он показал «Хоббита» и очень хвалил книгу и рисунки.
А уже здесь, в Нью-Йорке, я увидел книгу Леонова «Письма сыну», и там написано: «Кстати, о “портретах”. Ленинградский художник Михаил Беломлинский на днях подарил мне книжку английского писателя Джона Толкиена, которую иллюстрировал; оказывается, он изобразил героя сказочной повести хоббита Бильбо очень похожим на меня...
У хоббитов толстенькое брюшко, одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое, башмаков не носят, потому что на ногах у них от природы жесткие кожаные подошвы и густой теплый бурый мех, как и на голове, только на голове он курчавится. У хоббитов длинные темные пальцы на руках, добродушные лица, смеются они густым утробным смехом, особенно после обеда, а обедают они, как правило, дважды в день, если получится.
Копия, не правда ли?
Книжку привезу, сказка мудрая и очаровательная, рисунки тоже.
Обнимаю. Отец».
Со временем я приобрел книгу «Хоббит» в прекрасном переводе Н. Рахмановой с рисунками Михаила Беломлинского и даже взял у него автограф на титульном листе, по соседству с изображением Хоббита-Леонова. А на днях подарил эту книгу своей внучке…
В апреле в одном из залов Harriman Institute открылась выставка работ художника Михаила Беломлинского. Куратором выставки выступила известный журналист Наташа Шарымова. Большую работу проделала дочь художника Юлия Беломлинская, отобравшая из отцовского архива работы, обработав их для изготовления принтов.
На выставке были представлены рисунки и шаржи на известных деятелей культуры, сделанные с натуры. На некоторых из них есть и автографы знаменитостей.

Справка.
Михаил Самуилович Беломлинский (род. 27 июля 1934) — российский художник-иллюстратор. Отец писательницы Юлии Беломлинской.
Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина (1960). Работал, в значительной степени, с детской литературой, с 1971 г. был главным художником журнала «Костер». В 1989 г. эмигрировал в США, работал арт-директором газеты «Новое русское слово».
Наиболее известной работой Беломлинского являются иллюстрации к советскому изданию сказки Джона Роналда Руэла Толкина «Хоббит» в переводе Н.Рахмановой (1976), знаменитые, в частности, сознательным портретным сходством Бильбо Бэггинса с актером Евгением Леоновым, одобрительно отнесшимся к работе художника. Кроме того, в разные годы Беломлинский иллюстрировал книги Марка Твена «Янки при дворе короля Артура», Джеральда Даррелла «Говорящий сверток», «Дон Кихот» и др. Беломлинский также известен своими многочисленными шаржами.

Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ,
работы и автографы из архива автора и Михаила БЕЛОМЛИНСКОГО