Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Сергей Гаврилов

ОСЕННЯЯ НОСТАЛЬГИЯ ЕКАТЕРИНЫ ГОЛУБКОВОЙ


В последние годы редко появляются новые публикации стихов Екатерины Голубковой. А жаль. Нелишне напомнить читателям о  замечательной поэтессе из Николаева — авторе пяти сборников: «Акварели» (1973), «Звездный корабль»(1980), «По праву любви»(1984), «День летящий» (1987) и «Звезда в колодце» (2006), члене Союза писателей. Ее произведения в 70-80-е годы прошлого века публиковались в известных альманахах и журналах, получая восхищенные оценки читателей и критики.
***
В предисловии к одному из сборников поэтесса сказала о себе: «Писать стихи я начала довольно рано, но никогда даже не задумывалась о том, чтобы стать профессиональным писателем.
Я мечтала быть кем угодно, начиная от летчика и геолога и кончая химиком-органиком, а стихи - это было нечто, как бы само собой разумеющееся.
...Я не очень-то люблю сам процесс писания, т.е. вождения пером по бумаге, поэтому даже стихи я предпочитаю записывать только тогда, когда они уже сложились в голове окончательно, и их осталось просто перенести на бумагу...».

Поэзия сопровождала ее всегда.
«…Я родилась поздней осенью первого послевоенного года в небольшом поселке под Красноярском, – говорит о своем детстве поэтесса. - Тогда его окружала дремучая, еще не искалеченная человеком тайга, и однажды на прогулке наша детсадовская группа нос к носу встретилась с медведем-подростком. Дело было летом, и обе стороны при встрече отделались легким испугом. Юный медведь, пожалуй, нашего дружного визга испугался гораздо больше.
Первые впечатления детства - деревья, настолько высокие, что как ни задирай голову, вершину все равно не увидишь; белые прямые столбы дыма из труб; сугробы чуть ли не до крыш, и в этих белых слоистых стенах прорублены траншеи-тропинки...
В шесть лет я с мамой переехала в Николаев. Здесь поражало уже совсем другое. Черные, бархатные ночи, напоенные пронзительными ароматами цветущих растений; тротуары, мощеные гладкими, то светлыми, то черно-синими, слегка неровными плитами, такими приятными на вид, что их хотелось если не лизнуть, то хотя бы погладить; вечерние гуляния на бульваре с духовым оркестром и множеством веселых морячков в белых бескозырках и нарядных, смеющихся барышень...
Так Николаев стал моей второй родиной, и я полагаю - уже навсегда».
Маленькая девочка «прикипела» к суровому краю, повзрослев в нашем городе. Сначала она работала пионервожатой в школе, затем матросом, красила корабли на верфи, и потом, окончив Ленинградский университет, «подалась в социологию». Многие годы она руководила николаевскими литобъединениями («Стапель», детская студия «Секрет») - как бы учила писать стихи совершенно разных людей: детей и взрослых, гуманитариев и технарей, пэтэушников и профессоров. Учила честно, прекрасно сознавая, что «поэта научить нельзя через томительную мудрость правил».
Стихи, по мнению самой поэтессы, «рождаются спонтанно», и проникнуть в эту лабораторию, чтобы посмотреть содержимое тигля, где варятся будущие строчки, невозможно.
Действительно, из каких файлов позвоночной памяти рождается, например, такое:
«О, дымная шерсть полуночного юга!
Пронзительный запах цветущих растений,
И ртутные волны (Ингула ли? Буга?),
И черных деревьев хвостатые тени,
Оркестр духовой на открытой площадке,
Тягучая, вязкая темень бульвара
(Душа замирает тревожно и сладко
Под круглое эхо от плит тротуара),
Листвы лепетанье и всплеск разговора,
Таинственный запах прохладного ила...
Таким я впервые увидела город,
В который судьба меня накрепко вбила».

Екатерине Голубковой удалось создать романтический образ родного города. Она пошла против «модного течения» в краеведческой литературе, где Николаев изначально предстает военной казармой, «застегнутой на все пуговицы».
Для поэтессы «столица корабельного края» – целый мир, где всё и все родные.
Этот эмоциональный посыл пронизывает лирику Екатерины Голубковой, являясь тем цементным раствором, что объединяет городскую общину в лихую годину и в праздники. Её поэзия делает нас лучше и помогает жить. Вот почему уже многие годы в Николаеве она остается читаемой, почитаемой и заучиваемой наизусть.