Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Игорь КРУГОВЫХ


Из чего собирается Родина


Из чего собирается Родина

Через времена и эпохи на нас смотрят те, кто, как Пётр I, крепил и приумножал русскую силу (кадр из фильма Набирающая силу дискуссия в связи с подготовкой закона "О российской нации" начинает жить своей жизнью, подчас оставляя без внимания, по сути, ключевой вопрос. После заседания Совета по межнациональным отношениям 31 октября 2016 года в Астрахани, где прозвучало предложение о разработке закона, Президент РФ В. Путин утвердил 4 декабря 2016 года ряд поручений.
В частности, говорится: "Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)". Предложения надо представить к 1 августа 2017 года.
Но данная формулировка как по форме, так и по содержанию принципиально отличается от изначальной и во многом меняет весь ход начавшейся дискуссии, хотя и не отменяет её.
По существу, поставлена задача законодательно закрепить столь ёмкое понятие, как "российская нация". Оно включает в себя вопросы духовного, культурного, ценностного единства общества, сохранения традиций и обычаев всех народов страны. Хочу напомнить, что попытки подготовки подобных законов "об общих принципах" национальной политики предпринимались не раз. Например, после принятия в 1996 году Концепции государственной национальной политики, которая предусматривала подготовку такого закона. Почти 15 лет работы над "основами" показали, что создать что-либо обобщающее невозможно без ясного и точного определения места и роли русского народа.
Давайте с позиций сегодняшнего дня посмотрим, как пытались решить эту проблему. Тогда (в 2001–2003 годах) предложили два альтернативных законопроекта. Первый из них, известный как "Закон о русском народе", был краток и просто закреплял за русским народом те права, которые остальные братские народы уже законодательно имели: на родной язык, культуру, образование. Другой вносил изменения в Федеральный закон "О национально-культурной автономии" и рассматривал русских как одно из национальных меньшинств, давая право русским создавать в регионах свои национально-культурные автономии и даже – в последующем – создать федеральную национально-культурную автономию русских в России (!).
Как ни удивительно, но верх взял именно этот "демократический" законопроект, а не "националистический", требовавший и для русских общепризнанных прав на родной язык, культуру, образование. Но оказалось, что с русским народом – "национальным меньшинством" – никакого закона "об основах национальной политики" за 15 лет так и не сумели написать. В этом главный урок.
Россия – союз народов, и уже по определению каждый из них должен быть обеспечен всем объёмом прав и обязанностей. И русские не исключение. Это не привилегия, а прямая обязанность. Включая обязанность выполнения своего системообразующего качества: быть "точкой сборки" многонародного союза, без чего любой закон "о российской нации" просто не состоится.
Поэтому сейчас, начиная работу по подготовке проекта нового нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), нужно "расчистить" все накопившиеся за десятилетия преграды.
Следует, в частности, отменить все определяющие русский народ как "национальное меньшинство" законодательные положения и сделать, наконец, его равноправным с остальными братскими народами. Кстати говоря, в действующей федеральной Стратегии государственной национальной политики (2012 г.), как и в других подобных документах, предусмотрено обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, а также обеспечение прав национальных меньшинств. Никто не против! Но где русские? Их в документах нет. На такой "конструкции" единой российской нации не собрать. Необходим более прочный фундамент единства: и коренных малочисленных народов, и национальных меньшинств, и национального большинства. Это ещё одна "точка сборки", без которой закон "о российской нации" не состоится.
Постоянно говорят о необходимости "гармонизации" межнациональных отношений как фундаментальной основе единства российской нации. Но кого с кем гармонизировать? Русские как бы "подразумеваются", продолжая жить "на общественных началах" в ими же созданном государстве. Так кого гармонизировать? Сами национальные меньшинства?
Опереться есть на что. Например, в Стратегии национальной политики Москвы на период до 2025 года впервые наряду с "национальными меньшинствами" вводится понятие "национального большинства". В основе столичной стратегии лежит положение, высказанное В. Путиным 17 августа 2015 года на встрече с представителями национально-культурных организаций Крыма, о необходимости "защищать права всех", вне зависимости от принадлежности к меньшинству или большинству, независимо от численности и конфессиональной принадлежности. Это и есть базовый принцип новой матрицы национальной политики. Убеждён, что если закон о "российской нации" будет написан, то это будет сделано с учётом ключевых положений московской стратегии. По крайней мере, это было бы абсолютно правильно.
Нельзя не принять во внимание ещё один вариант решения вопроса о законодательном обеспечении единства российской нации. Он обусловлен тем, что фракция "Единой России" в Госдуме имеет конституционное большинство. Поэтому целесообразно поставить вопрос о внесении в текст Конституции РФ положения о необходимости защиты не только прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, как это уже есть, но и национального большинства. Тогда необходимость подготовки "обобщающего" закона о российской нации сама по себе отпадёт. Потребуется лишь ряд законодательных актов в развитие нового конституционного положения. В этом варианте много положительного и перспективного.
То место, которое займёт Россия в переустройстве жизни в ХХI веке, напрямую зависит от того, какую роль в российской нации будет играть русский народ.

От редакции. Приглашаем специалистов по вопросам национального строительства, политологов, журналистов, а также наших читателей продолжить начатый этой статьёй разговор.