Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

В тени "великих"


Рассказ по-прежнему остаётся самым трудным жанром.

Не секрет, что книги рассказов выпускать невыгодно. Тем более сборники. Тем более неизвестных или малоизвестных авторов. Однако сборники время от времени всё же появляются. И обычно делается так: на обложку выносится несколько имён из тех, что на слуху, а дальше, в оглавлении – длинный перечень незнакомых авторов, чьи тексты чаще всего ничуть не хуже отмеченных премиями писателей. А зачастую и лучше. И так, оставаясь в тени "великих", неизвестные авторы пытаются проторить свою дорожку в литературу…
В данном обзоре представлены два сборника рассказов современных прозаиков с разной степенью известности и дарования. Парадокс заключается в том, что понятия эти не всегда взаимосвязаны, а иногда и обратно пропорциональны.


Чудеса обыкновенные и не только


О любви. Истории и рассказы. Народная книга, М.: Издательство АСТ, 2016, 447 с.5000 экз.

Эта книга необычна. Под её обложкой собрано почти 70 историй, правда, большинство имён и фамилий авторов ни мне, ни вам совершенно ничего не скажут. Это условные финалисты конкурса историй о любви проекта "Народная книга". "Большинство авторов историй – любители", – охотно подсказывает нам предисловие. Эти "любители", они же "авторы из народа", подкреплены авторитетом четырёх профессионалов, чьи фамилии вынесены на обложку. Здесь и новоявленная лауреатша "Ясной Поляны" Н. Абгарян, и М. Кучерская, и М. Степнова, и А. Цыпкин.
Однако сами тексты литературных "генералов" не слишком-то отличаются в лучшую сторону от воспоминаний "рядовых". Более того – многим из них раскрученные авторы явно уступают в плане искренности и не могут компенсировать этого стилистическим мастерством. Пожалуй, только Кучерской в рассказе "Химия "жду" (несмотря на некоторую затянутость изложения и на излишний драматизм в финале) удалась душевная и запоминающаяся история. Остальные выступают в роли голливудских звёзд на афишах, но так ли они желанны и привлекательны для российского читателя – большой вопрос.
Основное же содержание сборника составили "самые разные истории о любви во всех её ипостасях. Не каждая любовная сага заканчивается хеппи-эндом, и не каждая счастливая безоблачная влюблённость завершается сигналами клаксонов свадебного кортежа. Всё гораздо сложнее и непредсказуемее…"
В самом деле, от пестроты географии, эпох и жизненных коллизий вскоре может зарябить в глазах. Париж и Гавана, Нью-Йорк и Корфу, Ашхабад и Сахалин, Алма-Ата и Клайпеда. Наряду с происшествиями из частной жизни наших современников то и дело вспоминаются эпизоды из всего ХХ века с его революциями, войнами, раскулачиванием, грандиозными стройками, нередкой человеческой подлостью, но прежде всего – с добротой и любовью.
В первом и самом объёмном из семи разделов книги, озаглавленном "Просто вместе", – истории крепкой семейной жизни либо в её счастливом начале, либо уже в развитии. Отмечу как удачи "Сваху" Марины Эшли, "Ведро" Анны Пинчук, "Точку отсчёта" Валерия Крылова.
В следующем разделе перед нами проходит вереница первых влюблённостей: робких, забавных, а у кого-то уже и трагических. Тут и любовь маленького мальчика к гораздо более взрослой девушке – "я не отвечал ни на один вопрос, не плакал, не ел, но лёг спать, не выпуская тарелку из рук" (Н.А. Шурик, "Антонина"); и трагически оборвавшаяся дружба двух школьников – "когда одному из нас было грустно, другой садился рядом и молча сидел, пытаясь вспомнить что-то грустное из своей жизни" (Юлия Щербакова, "Далматин"); и щемящая ностальгически-дворовая – "На самом деле её валял я, а ты оказался в пролёте. Забыл? А я всё помню"(Владимир Гуга, "Как мы валяли Лену"); и история с юношеских театральных курсов – "идеал я себе представляла иначе. Но мне было так приятно на него смотреть. Особенно он мне понравился в роли чайника, у него просто потрясающе получалось кипеть и выкипать" (Ирина Митрофанова, "Неэффективное общение").
В разделе "С тобой и без тебя" наиболее трогательны реальные истории о необъяснимых с точки зрения науки исцелениях людей, которые почувствовали, как необходимы они своим близким, как незаменимы для них (Алёна Подобед, "Я согласен" и Светлана Корзун, "Я буду жить долго…").
Завершают книгу части с более узкой и конкретной тематикой: так, раздел "Жди меня" посвящён любовным былям военной поры, "Трудности перевода" – неожиданностям и парадоксам в отношениях между разными национальностями, а "Память сердца" – чувствам, пронесённым через всю жизнь.
"Все эти дома кругом проектировал мой дед. Точнее, прадед. Точнее… не сумею я точнее рассказать, потому что никогда не слушала, не вникала, не любопытствовала, а теперь уже и не спросишь" (Оксана Ветловская, "Дом с алыми витражами"). Кто из нас не испытывал то же чувство, когда семейная история уходит вместе с людьми и вдруг остаётся в памяти чем-то дорогим, но очень смутным и приблизительным?
В этих реальных историях нет пустоты, игры, и, несмотря на все несовершенства изложения, в каждой судьбе находится что-то интересное и достойное внимания. Хорошо, что истории недлинные, – это позволяет сконцентрировать внимание на самом важном, на том, что не должно пропасть во времени и благодаря свидетельству писателя (пусть и причисленного к категории "любителей") способно прожить дольше.

Александр Евсюков


Лихая нам досталась доля…


Притяжение неба: сборник, М.: Издательство "Э", 2016, 448 с.(Коллекция современного рассказа). 2000 экз.

Любая коллекция, конечно, состоит из неравноценных частей. Но хочется сразу отметить, что данная коллекция в целом неплохая, в частности и потому, что в неё вошло немало рассказов, связанных с трагической темой войны. В основном Великой Отечественной, но затронуты и чеченская с афганской.
И здесь хотелось бы особо выделить рассказ Ариадны Борисовой "Иваны да Марья". Действие происходит в Якутии, а эта огромная территория реже попадает в поле зрения наших литераторов, чем Коктебель или Одесса, не говоря уж о писательских дачных посёлках вблизи столиц. Это замечание к тому, что рассказ Ариадны Борисовой содержит, кроме всего прочего, и массу познавательного материала о жизни в очень далёком от фронта краю и о том, что и там советским людям приходилось выносить. Молодые или просто благополучные, вчитайтесь в такую фразу: "Сашка до инея бегала босиком, жалея ботинки. Озябнув, влезала ногами в свежую коровью лепёху, согревались ноги, и дальше – бегом, прытью…" Или: "Весной жалкое стадо домашних коров оказалось бесхвостым. Хвосты своим кормилицам отрубили и съели хозяева… Сашка собирала щавель, рвала черемшу и дикий лук, в рукавицах резала серпом ядрёную крапиву, чьи узорные листья годились в щи, а стебли на кашу…" И ещё: "Тетрадей не хватало, дети учились писать мелким почерком на полях газетных страниц и между заголовками. У каждого имелась своя школьная коптилка – пузырёк из-под лекарства со спущенным сквозь железный кружок фитилём. Коптилки заправлялись казённым горючим и давали достаточный свет для чтения-писания, но сильно чадили, поэтому все в школе, включая учителей, ходили с чёрными носами".
Честно говоря, я испытывал предубеждение, начиная читать Валерия Панюшкина – певца таких типов, как Ходорковский, и Рублёвки в целом, но его трагический рассказ о ленинградской блокаде ("Красный командир в длинной шинели") оказался вполне заслуживающим читательского внимания. То же произошло и с восприятием рассказа "криминальной писательницы" Марины Крамер ("Мотыльки", о судьбах людей, обожжённых чеченской войной). Отрадно, что авторы рассказов – люди, для которых война – давняя история. Кроме упомянутых Ариадны Борисовой и Валерия Панюшкина, это, в частности, Максим Лаврентьев ("Misericordia"), Татьяна Тронина ("Военные потери"), Алёна Жукова ("Война, любовь и надежда"), Елена Вернер ("Wehrmacht").
Повторю, военная тема придала сборнику весомость, в этот раздел были отобраны достойные рассказы. Исключение составляет, пожалуй, "Адам и Мирьям" Дины Рубиной. Действие его происходит в Иерусалиме, где давно уже обитает наша бывшая соотечественница, но ядро рассказа составляет вставная история о судьбе разлучённых войной Ромео и Джульетты из еврейского гетто в оккупированной гитлеровцами Белоруссии. "Ромео", отважный парнишка, сумел бежать из-под расстрела в лес и воевал в партизанском отряде, но там его называли "жидовской мордой" и он опасался наряду с немецкой пулей в лоб получить партизанскую в затылок (?!). А потом "пробрался" из Белоруссии через Польшу во Францию (писательница, видимо, не знает, что эти страны не граничат, и путь героя лежал через Третий рейх…)
Сборник "Притяжение неба" содержит рассказы писателей как известных (Виктор Пелевин, Андрей Геласимов, Герман Садулаев), так и – постараюсь выразиться политкорректно – не столь знакомых широкому читателю. И это хорошо. Где ещё знакомиться с новыми или не очень известными авторами, как не в подобных сборниках?

Юрий Баранов