Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

МАРИЯ ПРОТАСОВА. ОДИНОЧЕСТВО ШТУЧНЫХ ЛЮДЕЙ

 

Штучные люди

Не хочу никакой компании
И великих, но общих идей.
Мне дороже любого внимания
Одиночество штучных людей,
Одиночество сердца под ребрами,
Одиночество карандаша,
В одиночестве нерастворенная
Нерастраченная душа.
Одиночество первой буквы,
Первой строчки, простертой ниц,
Одиночество всех беспутных
И бездонно пустых страниц,
Одиночество тайной боли,
И луны в черноте ночей,
Одиночество ветра в поле,
С детства знавшего, что ничей.
Одиночество снов, метелей,
Рощи, если она пуста,
Одиночество всех постелей,
Где не могут разнять уста,
Одиночество за порогом
И за самым шумным столом,
Одиночество перед Богом,
Одиночество-костолом,
Одиночество-самоубийца,
(Вон — из вырванных вен течет!)
Одиночество-Единица,
От которой ведут отсчет.
Пусть оно всегда вне закона,
Пусть торчит, словно кол в пыли,
Но при нем глядят в миллионы
Окружающие нули.
Одиночество — камень в хлебе,
Над рябиной посвист клеста,
И в холщовом еврейском небе
Чуть заметный стежок креста…

Все дамокловы ваши пророчества
Разбиваются об одиночество.

Я не думаю, что мое похвальное слово окажется весомее авторитетных мнений Евгения Евтушенко и Михаила Анищенко, отметивших необыкновенность поэтического дара Марии Протасовой. Но эта небольшая заметка — тоже, в сущности, из разряда "не могу не писать". Несмотря на то, что стихотворение "Одиночество" представляет собой, в сущности, одно-единственное, но развернутое предложение, в нем заложена целая концепция мира. Это же стихотворение способно, косвенно, объяснить нам, почему творческая судьба Марии развивается именно так — без лишнего шума и славословий, без выходящих каждый год, как у Стефании Даниловой, книг и даже без своей личной странички в Википедии.
Одиночество — выбор сильных духом. Но дело даже не в этом. Сильный, слабый — все относительно в мире-бумеранге. Одиночество — это выбор званых и избранных. В поэзии Марии Протасовой поражает, прежде всего, чистота голоса, не лишенного как мощи, так и загадочности. Если честно, лично я — за симбиоз общества и одиночества. Другое дело, на практике достичь необходимой тебе пропорции крайне трудно. Но, если уж выбирать, конечно, поэту лучше быть без общества, нежели без одиночества. В то же время одиночество, не подпитанное вовремя книгами, общением, наконец, просто жизнью, для творчества мертво. Порой широкая специализация писателя вредит качеству поэзии. И, наоборот, если человек пишет только стихи, он чувствует себя самодостаточным в высоком пространстве столбиков. Николай Рубцов, прозы не писавший, в охотку называл себя гением. К счастью, Мария Протасова отличается необычайной для большого поэта скромностью.
Настоящей поэзии необходима зрелая душа. Практика показывает, что душа у человека созревает независимо от его биологического возраста. И с этой точки зрения, пятнадцать лет (а именно с этого возраста мы ведем отсчет поэзии Марии Протасовой) — не много и не мало. Пятнадцатилетняя Мария очень легко, как семечки, расщелкала в стихотворении "Выход" знаменитую гамлетовскую дилемму — "быть или не быть?" Для нее состояться в жизни — всем своим существом, на полном пределе эмоций — это несомненное и единственное "быть". А "не быть" — это добровольно избегнуть высокой судьбы поэта. Отказаться жить на самом последнем пределе. Самоустраниться. Интересно, что самоубийство и нежелание жить по-настоящему для нее одинаково неприемлемы, как разные виды одного и того же явления: небытия. Протасова мыслит парадоксально. Например, "Одиночество всех постелей,/ Где не могут разнять уста" из того же стихотворения "Одиночество" очень напоминает "Умному дай голову, трусливому дай коня" из "Молитвы Франсуа Вийона", где Булат Окуджава так же "непоследовательно" смешивает в своих просьбах нужное с ненужным, с тем, что и так уже есть в наличии.. Вот и одиночество для Марии Протасовой, в одной из его скрытых ипостасей — это невозможность оторваться от любовных ласк и уединиться для более высокого предназначения. Один — больше, чем два. Математика повержена поэтом в пух и прах. Мария не боится использовать в своей лирической речи более чем спорные, неуклюже звучащие деепричастия несовершенного вида — "беря", "пиша". Возможно, эти слова символизируют для нее некое внутреннее усилие. Так же, как и часто встречающееся у нее слово "дамоклов" без фразеологической добавки — "меч". Например, "дамокловы пророчества".



ПУГАЮЩАЯ ЧИСТОТА

Есть у молодых бескомпромиссных поэтов своего рода "пугающая" чистота, вообще очень редкая и странная в этом "нечистом" на руку мире. Как говорила Марина Цветаева, "…меня, такой живой и настоящей". Читая стихи Марии Протасовой, понимаешь, что степень жизненности в поэте — порой не от мира сего. Причем классические линии у Марии — ахматовские, а "удар" — цветаевский. Более того, конечно же, и великие поэты-мужчины тоже плодотворно "поработали" над ее индивидуальностью. Но "елабужская струна" — она у Марии своя, "протасовская". Хотя мы мало знаем о текущей жизни Марии (почти ничего), нестандартность ее судьбы бросается в глаза. Никаких литинститутов (а зачем они, если человек пишет в 15 лет на таком уровне?), минимум публикаций, каждую из которых приходится буквально выхватывать у нее клещами… И весь этот "минимализм" — не поза и не сознательное противодействие славе. Как ни странно, мне видится в этом самозащита, проистекающая из уже упомянутой чистоты души. К тому же, интернет-эпоха позволяет пишущему человеку обойтись минимумом контактов с материальным миром. Местом паломничества читателей стал Живой Журнал Марии Протасовой. "Если мои стихи вам нужны — читайте себе на здоровье". Только очень уверенный в качестве своей лирики человек может плюнуть на всевозможные "золотые перья" и "народные поэты" и не участвовать в этом конкурсном убожестве. Имя — выше любых лауреатств. Да здравствует Имя! В общем, поэзия — единственный канал общения Марии Протасовой с космосом, а Живой Журнал — практически единственный канал ее общения с читателями. Экранирующая искренностью "бумага". Я почему-то стопроцентно убежден, что Мария хорошо востребована в других профессиях. Может быть, у нее нет ни времени, ни желания "раскручивать" свою поэтическую карьеру. Дар Марии сродни лермонтовскому. Раннее взросление. И сразу же — зрелая лирика, которую трудно оттеснить еще лучшими произведениями. Вот еще одно замечательное стихотворение с парадоксальным, на грани абсурда, мышлением:

Дело превыше слова
Как мысли — телесный плен
Как выше себя живого
Качающийся в петле

Как птиц — остывшие звезды
Как шеи выше топор
Как вакуум выше, чем воздух
Как горе главнее гор

Заезжено и не ново
Бессмысленно и смешно
Ничтожно любое слово
Пока не произнесено

Ты скажешь его, ты сможешь
Ты вырвешься, как хотел
Из плена судьбы, из кожи
Из тлена надежд и дел

Но перья скрипят, как дыбы
И рвут на части тела
Слова — непрактичный выбор
Такие уж, брат, дела

Такие поэты, как Мария Протасова, выделяются, прежде всего, своей профетической речью. Заметим, что подобное понимание слова как движущей силы мироздания существует разве что в русской поэзии. Если не брать, конечно, Новый Завет. Опять Мария идет пограничным путем между мудростью и священным безумием. И получается, что первая строка ("дело превыше слова") словно бы спорит с остальным содержанием стихотворения. И заявленный автором в первой и единственной своей книге постулат  — "проще простого" — не более чем отговорка глубокого человека: далеко не все так просто в этом царстве. Впрочем, то, что для одного просто, другому — непроходимый лабиринт. "Со мною вот что происходит…"  — откровенничал с читателями Евгений Евтушенко. О том, что происходит с человеком, в широком смысле слова, Маша Протасова пишет так:

А с человеком происходит вот что –
Он в будущее сосланная почта
надежно запечатан, непонятен
Он весь из черных дыр и белых пятен
Он отделен от всякой прочей твари
Он не свисток, он — скрипка Страдивари
Он не ответ, он весь — одни вопросы
Сны, лабиринты, пропасти, откосы
прозрения, египетские казни
Он прост, но нет его разнообразней
Он — противоположность идеала
Он весь — конечен, и всегда — начало
Давно измерен, взвешен и подсчитан
Но до конца ни разу не прочитан
Он весь — тщета, он сущего основа
И в будущее сосланное Слово

Эти два стихотворения — уже более поздние, в сравнении с отроческой книгой Марии "Проще простого". Это заметно даже по изменениям в авторской пунктуации: Протасова отказалась от точек, зато оставила себе тире и запятые. Смысл всего этого, на мой взгляд, космичен: пока человек жив, точку ставить рановато! Здесь у Марии Протасовой звучит философия человека, и она родственна знаменитому изречению Протагора: "Человек есть мера вещей". "Фишка" здесь в том, что до конца не понятно, идет ли речь об отдельно взятом человеке, или же Протагор и Протасова говорят обо всем человечестве. Думаю, истина посередине: речь идет о лучших, "штучных", возвращаясь к словарю Марии, людях. "Один для меня — десять тысяч, если он — наилучший", — сказал о таких людях Гераклит Эфесский.
Вот что говорит о себе сама Мария Протасова. "Родилась в Москве 1 ноября 1990 года, окончила среднюю школу имени В. Г. Белинского с углубленным изучением английского языка, училась в Колледже ВГИК на отделении анимации, потом в Британской высшей школе дизайна. Трудилась в крупном PR-агентстве, в продюсерской компании, сейчас также работаю в одном из PR-агентств — менеджером проектов. Увлекалась театром, окончила престижные актерские курсы. До сих пор во всех профессиях (в том числе и в стихотворчестве) считаю себя актрисой больше, чем реальным персонажем. Любимые личности — Жанна Д´Арк, Франциск Ассизский, Марина Цветаева. Любимые поэты — Геннадий Шпаликов, Леонид Губанов. Себя поэтом не считаю. Просто пытаюсь говорить с близкими мне людьми на понятном им языке. В людях, стихах, картинах и музыке люблю простоту — не ту, которая результат упрощения сложного, а ту, которая в основе всех вещей. Привлекает и увлекает меня сила главных стихий — воды, земли, воздуха, человеческого духа. Любая энергия, которая очищает и зажигает. Сумма таких сил, по-моему, и называется — Бог". Это уже кое-что! И все равно очень странно, что можно настолько "закрыться" в современном мире, общаясь среди актеров, дизайнеров и прочих творческих личностей. Это для меня непостижимый феномен! Или все настолько заняты собою, что им нет дела до других, пусть даже сверхталантливых? А где же пронырливые журналисты? А почему никто из коллег ничего не говорит о стихах Марии в своих блогах? Вопросы, вопросы… Но, в сущности, я только рад, что неприкосновенность личной жизни поэта реализуема и в наше с/ум/бурное время.

Александр КАРПЕНКО