Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»


Штудии




Евгений СТЕПАНОВ



ТЕЗА И АНТИТЕЗА ВОСЬМИСТИШИЙ

Восьмистишие (октет) — стихотворение, насчитывающее восемь стихов.
Это лапидарная и емкая стихотворная форма. В небольшом версификационном пространстве лучшим поэтам удавалось (удается) создать полноценное литературное произведение, высказать глубокие философские мысли, показать мир и человека во всем многообразии.
Первая строфа в восьмистишии — теза, вторая, как правило, антитеза. Или продолжение первой строфы.
Вообще, число восемь — особенное. И в христианстве, и в индуизме, и в буддизме… [1] Например, купель для крещения (христианская традиция), как правило, изготовляется в виде восьмиугольника.
Пифагорейцы называли восьмерку Великим Тетрактисом и считали его символом любви и дружбы, благоразумия и размышления.
Если вспомним знак бесконечности, то заметим, что это лежащая на боку восьмерка! Так и восьмистишие… Это настолько емкая форма, что может выразить великое множество чувств, мыслей, настроений. Амплитуда велика: от иронии — до трагедии.
На мой взгляд, одно восьмистишие "Валенки" военного врача Иона Дегена сказало о войне больше, чем десяток романов.

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит. [2]

Восьмистишие — один из самых распространенных и востребованных жанров русской поэзии, в котором создано множество шедевров.
В ХVIII веке восьмистишия писали Николай Карамзин (мастер триолета), Гаврила Державин, Александр Сумароков, в ХIХ веке — Михаил Лермонтов, Фёдор Тютчев и, конечно, Александр Пушкин, который был несомненным виртуозом этой формы. Он создал непревзойденные образцы философских восьмистиший — "На холмах Грузии лежит ночная мгла", "Если жизнь тебя обманет" и др.
В ХХ столетии великолепные образцы октетов оставили Иннокентий Анненский, Фёдор Сологуб, Александр Блок, Иван Бунин, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Сергей Есенин (кстати, его последнее стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья" именно восьмистишие), Николай Гумилев, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Зинаида Гиппиус, Георгий Адамович, Константин Бальмонт, Саша Черный, Александр Вертинский, Лидия Алексеева, Борис Божнев, Евгений Кропивницкий, Арсений Тарковский, Расул Гамзатов, Павел Коган, Ион Деген, Александр Межиров, Геннадий Айги, Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Алексей Прасолов, Александр Аронов, Михаил Крепс, Борис Рыжий, Геннадий Головатый, Анатолий Кобенков, Владимир Уфлянд, Юрий Влодов, Роман Солнцев, Алексей Марков, Денис Новиков и многие другие выдающиеся поэты.
Велико наследие восьмистиший Анны Ахматовой, в которых она проявила не только свой возвышенный акмеистский стиль, но и в определенном смысле авангардное литературное мастерство. Ее октеты обладают широким диапазоном версификационных приемов. Ахматова умело использовала неожиданные строчные анжамбеманы, эпатирующие метафоры (И снова осень валит Тамерланом), фольклорные мотивы (А у нас — тишь да гладь, / Божья благодать.) — и во многом — как это ни парадоксально! — перекликается с Мариной Цветаевой. Тематика восьмистиший Ахматовой широка и многопланова. Поэтесса пишет о любви, тоске, Родине, перемежая глобальное и личностное. Восьмистишие стало наиболее органичным для нее жанром.
В середине ХХ века удивительным мастером восьмистиший был Евгений Кропивницкий, который в самые суровые и, вместе с тем, плакатные сталинские годы сумел в короткой, сжатой форме беспристрастно и честно отразить время.
Вот стихотворение, датированное 1938 годом.

* * *

Вспомнил о Ларисе —
Экая красотка!
Подумал о Раисе,
Выпил стакан водки.


Улыбнулся глупо,
Поправил усы.
Съел кусочек трупа
В виде колбасы. [3]


В эти годы про водку писали только в сатирических стихах, а строки про "кусочек трупа в виде колбасы" и сейчас звучат весьма актуально.

Недооцененный при жизни Юрий Влодов оставил богатое наследие восьмистиший — емких философских стихотворений, построенных на тезе и антитезе (противопоставлении), логическом параллелизме.
Любопытно Влодов дифференцировал талант и гениальность:

Все гениальное просто:
Голуби, стены Кремля…
Небо высокого роста,
Малого роста земля.


Вспомните Роберта Фроста! —
Фермер! Крестьянский атлант!..
Все гениальное просто,
Сложным бывает талант! [4]

В восьмистишиях поэтов ХХI века четко прослеживаются их творческие индивидуальности — лаконичность и склонность к философии Юрия Влодова, публицистичность Евгения Евтушенко, заумь Сергея Бирюкова и Анны Альчук, исповедальная лиричность Дмитрия Быкова, метафоричность Евгения Даенина, минимализм Германа Лукомникова и т. д.
Восьмистишия в настоящее время пишут и публикуют Василий Казанцев, Константин Ваншенкин, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Наталья Горбаневская, Александр Тимофеевский, Валентина Синкевич, Слава Лён, Сергей Мнацаканян, Марк Ляндо, Владимир Бояринов, Константин Кедров, Елена Кацюба, Ирина Добрушина, Павел Золкин, Эдуард Балашов, Дмитрий Цесельчук, Борис Констриктор, Сергей Бирюков, Анри Волохонский, Ры Никонова, Сергей Сигей, Александр Тимофеевский, Александр Смогул, Александр Федулов, Рина Левинзон, Владимир Монахов, Герман Лукомников, Павел Байков, Борис Гринберг, Сергей Свиридов, Вера Павлова, Елена Карева, Олег Хлебников, Лариса Баранова-Гонченко, Николай Гуданец, Наталия Лихтенфельд, Юрий Беликов, Вера Чижевская, Эльвира Частикова, Андрей Санников, Евгений Даенин, Андрей Коровин, Инга Кузнецова, Павел Байков, Света Литвак, Наталья Полякова, Родион Белецкий, Елена Винтер, Ростислав Иванов, Надя Делаланд, Александр Мухарев, Николай Грицанчук, Валерий Дударев, Антон Нечаев, Алексей Даен, Сергей Арутюнов, Елена Лапшина, Елена Луканкина, Джамаль, Евгений Реутов, Евгений Лесин, Андрей Подушкин, Александр Петрушкин, Сергей Белорусец, Дарья Суховей, Борис Юдин, Георгий Яропольский, Сергей Нещеретов, Виктор Коллегорский, Олег Дозморов, Александр Вронников, Василий Ломакин, Вадим Степанов, Сергей Сутулов-Катеринич, Андрей Санников, Марина Чешева, Елена Оболикшта, Алина Витухновская, Ия Эско, Сергей Ивкин, Екатерина Гришаева, Феликс Чечик, Владимир Курманаев, Виталий Пуханов, Владимир Никифоров, Данила Давыдов, Наталья Никулина, Елена Исаева, Инна Кабыш, Дмитрий Быков, Тоня Тимченко, Мария Яненко, Артём Филатоff и многие-многие другие поэты.
Трудно назвать современного стихотворца, который бы не написал ни одного октета.
Существуют разные виды восьмистиший. В основном они дифференцируются по виду рифмования.
Один из видов — октава. Различают каноническую октаву (система рифмования аbabbcc) и неканоническую (abcdefgg).
И та, и другая встречаются в настоящее время довольно редко.
Также нераспространен в настоящее время октет с системой рифмования abababab, которым в ХIХ-начале ХХ веков пользовался Александр Блок. Иначе такой октет называют сицилианой.
Не распространен октет и с опоясывающей рифмой.
Предельно редко встречается в современной стихотворной практике триолет (система рифмования abaaabab, где 4-я строка повторяет первую, а 7-8-я — 1-2-ю).

Наиболее употребляем октет с перекрестной рифмой, состоящий из двух строф. Им пользуется подавляющее большинство современных стихотворцев. При этом каждый из них сохраняет, повторим, авторcкую индивидуальность. Восьмистишия, например, Евгения Даенина подчеркивают его метаметафорический идиостиль, показывают образную систему этого мастера. Вот, например, стихотворение "Драма рая":

летучий мускул, ты воспитан кровью
подпольных мускулов; о, мозг, ты — костолом
эдема: мышцей — мышью — мыслью — мглою
в мышлении по древу — за столом
ствола, предатель плоти человечьей
в плод, плотоядно облизнувшись, ты,
вскрыв мышечный корсет, подцепишь печень
и вынешь палочками для еды... [5]

Также встречается октет с системой рифмования ааббссвв — вспомним стихотворение поэтессы из Екатеринбурга Елены Оболикшты:

* * *

сколько ни говори но она у рта
пристальная заплечная немота
и безголосы улицы напросвет
вытянуты в ладони разжатых бед

там голоса легки самый белый твой
только последний поезд идет домой
вдох или выдох слева но оглянись
как виновато смотрит сквозь пальцы жизнь [6]

Достаточно распространены в настоящее время не рифмованные восьмистишия, нередки они, например, у Юрия Милорава, Алексея Даена.
Алексей Даен пишет:

Лягушкой камень

на Long Island Sounds
в — и — над — водой —
поэта воздух;
и трепет облаков —
их перьевое опаданье —
сегодня —
первое: —
и в штрих [7]

Замечательные образцы восьмистиший оставил Денис Новиков, который унаследовал лучшие традиции акмеистской и советской школ письма.

* * *

Все сложнее, а эхо все проще,
проще, будто бы сойка поет,
отвечает, выводит из рощи,
это эхо, а эхо не врет.

Что нам жизни и смерти чужие?
Не пора ли глаза утереть.
Что — Россия? Мы сами большие.
Нам самим предстоит умереть. [8]

Этот октет в чем-то перекликается со знаменитыми дегеновскими "Валенками", а также со стихами Семёна Гудзенко "Нас не надо жалеть, / ведь и мы б никого не жалели".
В целом, восьмистишие остается одним из наиболее востребованных жанров русской поэзии. Возможности его до конца неисчерпаны.



Евгений Степанов — литератор, издатель, кандидат филологических наук. Автор многих книг и публикаций.



Литература:



[1] Интересно и более подробно об этом писала поэтесса Северинка на сайте www.stihi.ru
[2] Ион Деген, "Валенки", сайт www. wikipedia.org. Заметим, что существуют различные варианты этого стихотворения. И авторство Иона Дегена до сих пор точно не установлено.
[3] Евгений Кропивницкий, cайт www.futurum-art.ru
[4] Юрий Влодов, "Дети Ра", № 1 (39), 2008. Сайт www.detira.ru
[5] Евгений Даенин, "Футурум АРТ", № 2 — 3, 2001. Сайт www.futurum-art.ru
[6] Елена Оболикшта, "Дети Ра", № 8 (58), 2009. Сайт www.detira.ru
[7] Алексей Даен, "Дети Ра", № 8 (58), 2009. Сайт www.detira.ru
[8] Денис Новиков, "Наше время", Антология современной поэзии России. М., 2009,
с. 358