СЕРГЕЙ КЛЮЧНИКОВ
кандидат философских наук
кандидат философских наук
МЕЧ РУССКОЙ ПОБЕДЫ
Психология и социология патриотизма
Привязанность русских к своей земле, стихийный жертвенный патриотизм нашего народа отмечались всеми её противниками. Знаменитую защитную функцию патриотизма сформулировал ещё в XIII веке благоверный Александр Невский, которому приписываются следующие слова: “Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля”. За последние несколько сот лет Россия, благодаря мощному патриотическому настрою народа, не проиграла ни одной серьёзной битвы, которая поставила бы под вопрос её суверенность. Лишь в конце XX столетия мы, столкнувшись с войнами нового типа, потерпели поражение в холодной войне. Одной из самых важных причин этого поражения, по мнению многих экспертов, является утрата патриотизма. Его возвращение, связанное с Русской Весной и присоединением Крыма, вселило в сердца миллионов людей надежду на то, что наука побеждать ещё не окончательно забыта нашим народом. С этой точки зрения патриотизм — это меч русской победы, который последние четверть века ржавел на складе нашей Истории.
С лёгкой руки президента России В. В. Путина понятие патриотизма, казалось бы, отвергнутое в ходе наших прозападных реформ, получило с 2012 года новый импульс к развитию. Ржавчину с этого меча стряхнула Крымская весна. Правда, есть мнение, что спасение страны нужно начинать не с патриотических деклараций, а с экономического обустройства жизни. Однако недавно ушедший от нас замечательный писатель-патриот Валентин Распутин сказал:
“Патриотизм — вот слово, которое представляется мне всеобъемлющим и если не спасительным, то в огромном клубке наших нравственных и духовных проблем тем узлом, который легче всего поддается распутыванию. С него и надо начинать. За ним стоит всё: и совесть, и долг, и истина, и добро, и вера, и личность, и гражданин, и многое другое”.
Распутин прав в том, что по-настоящему обустраивать Россию могут только люди патриотического мировоззрения. Тот, кто не любит родину, не способен к национальному созиданию и выведению страны из кризиса, даже если занимает самый высокий пост и имеет финансовые ресурсы. Скорее всего, выведет деньги куда-нибудь в оффшоры и уедет. А если останется, то в лучшем случае будет заниматься решением личных вопросов.
Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.
В. Белинский
Если попытаться выделить разновидности патриотизма, то можно говорить:
об официальном государственном патриотизме как мировоззрении и внутреннем эмоциональном чувстве родины, то есть о большой и малой родине;
о территориальном патриотизме (“почва”) и чисто национальном самоощущении (“кровь”);
о патриотизме этническом и патриотизме гражданском;
о просвещённом патриотизме, основанном на знании истории и национальной культуре и предполагающем терпимое отношение к другим народам и странам и узком, неграмотном, шовинистическом убеждении в превосходстве своей страны; о безоговорочном патриотизме, построенном на убеждении, что в моей стране всё хорошо и она всегда права, и о критическом патриотизме, который видит недостатки своей страны и стремится их исправить, а в каких-то случаях способен заявить: моя страна неправа.
Как справедливо заметил исследователь темы патриотизма доктор философских наук В.И. Лутовинов: “Истинный патриотизм понимается как та вершина, лишь поднявшись на которую мы сможем увидеть духовные вершины других народов”.
В принципе, этих оттенков и разновидностей патриотизма столько, сколько людей, и если вспомнить о богатстве человеческого материала и психотипов в России, то можно сказать: да, мы богаты патриотическим разнообразием, и пусть расцветают сотни цветов патриотизма.
Когда цена на нефть была выше 100 долларов за баррель и не было ни санкций, ни угрозы войны, серьёзный разговор о патриотизме был невозможен и неинтересен нашей политической элите. Она не восприняла бы этих тем, даже если бы они зазвучали с самой высокой трибуны. Однако в ситуации предвоенного характера запрос на патриотизм существенно вырос, да и народ его всё больше требует. Ведь на кону реально судьба России. Вполне возможно, что думские и последующие президентские выборы будут происходить под знаком патриотизма, и кандидаты будут состязаться, кто из них больше любит Родину. По этому поводу можно улыбаться или зубоскалить, а можно принять это как факт.
Ожидает ли нас горячая или затяжная холодная война, её не выиграть без патриотизма. Это в своё время очень хорошо осознавал Сталин, постепенно заменивший ценности пролетарского интернационализма и мировой революции на любовь к социалистическому Отечеству. Он понимал, что патриотизм опирается на архетипические ценности, и потому реставрировал многое из обихода дореволюционной России, включая обычаи, традиции, литературу, и даже ослабил давление на религию и церковь. В результате мы подошли к войне, несколько не успев осуществить перевооружение армии, но зато сумев мобилизовать население, которое было стопроцентно готово к войне психологически и даже вооружено знанием языка противника. Факт, но по свидетельствам многих пожилых людей, в тогдашние предвоенные годы население в целом знало немецкий язык лучше, чем сегодня английский.
Патриотизм словари определяют чаще всего как “любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям”. Это определение фиксирует эмоциональную составляющую патриотизма, но не менее важна её ментальная (сознательная мировоззренческая убежденность в своей пози-
ции) и волевая (готовность совершить поступок во имя своей страны без расчёта на выгоду) стороны. Важно, чтобы элементы этой триады находились в тесной связке друг с другом и чтобы не было рассогласованности. Иначе патриотизм будет ущербным: или слепым и фанатическим, или мечтательным и пассивным, или чисто рациональным, холодным.
Чтобы патриотическое чувство проснулось, человек должен что-то знать об истории и героях своей большой и малой родины. Знание о победах и достижениях своих предков пробуждает в человеке естественное чувство гордости за них и за страну, без которого патриотизм невозможен. Сегодня знание о заслугах, открытиях и русских победах умело замалчивается, и сами эти победы обесцениваются, потому патриотизм нации постепенно охлаждается. Но знать мало, надо регулярно об этом напоминать, делая это ненавязчиво и мастерски. Это задача государственной пропаганды. Но и этого мало в эпоху виртуальной реальности, распыляющей внимание человека и замусоривающей его сознание чем угодно, кроме патриотизма. Может быть, молодому патриоту необходимо регулярно, как это делают американцы, повторять формулу своего отношения к стране (есть же такая формула у космополитов: “Где хорошо, там и родина”), иметь яркий и отчётливый образ родины.
Но нужно понимать и другое: любовь рождается и живёт свободной, она веет, где хочет. Искусственным, волевым способом это чувство не пробуждается. Чтобы пробудить любовь, как живой цветок, необходимо создать условия. Для закрепления этого чувства любви к своей стране и его перевода в систему убеждений, позволяющую отстаивать страну в случаях столкновения с носителями противоположных взглядов или информационной войны, необходима воля. Её должны проявлять и соответствующие институты государства, и сама личность.
Несмотря на двадцатилетнее игнорирование темы патриотизма в России и его поношение либеральными СМИ и прессой, история с присоединением Крыма и народное ликование по этому поводу показали, что патриотические чувства в российской нации отнюдь не испарились, они живы и очень востребованы. Но мало праздничного ликования — когда-то наступают суровые будни, время каждодневной работы, которая в идеале должна проходить у каждого человека под знаком патриотизма, как когда-то в предвоенное десятилетие.
Очевидно, что настоящий патриотизм не может быть “квасным” и должен стать просвещённым, терпимо относящимся к особенностям и даже проблемам, которые может принести общение с другими нациями и культурами. Подлинный патриотизм предполагает внутреннюю работу человека по освоению духовной культуры страны и нравственные усилия по отстаиванию патриотических идеалов в условиях враждебного окружения. И, наконец, патриотизм должен быть последовательным. Недопустимо позволять называться патриотом бывшему либералу, как флюгер переместившемуся в другой лагерь только потому, что это стало выгодно. Также нельзя считать патриотом человека, интеллектуально и духовно слепого, неспособного видеть недостатки страны и поведения народа и откровенно говорить о них.
Статистика по патриотизму в России
Не принимай на веру того, что говорит статистика, пока тщательно не изучишь, о чём она умалчивает.
Уильям Уотт
Чтобы не заниматься спекуляциями и ответить на вопрос, как обстоит дело в нашей стране с патриотизмом, обратимся к статистике и начнём с исследований “Левада-центра”. Понимая, что цифры, как и факты, вещь упрямая, скажем так же, что они — вещь изменчивая и не нужно ими обольщаться. Как мы помним, в 1989 году 87% жителей России проголосовало за сохранение СССР и выступало против его развала. Кроме того, всегда может вступить в действие некий “фактор икс”, выражающий таинственную и непостижимую Божественную Логику истории. Но с другой стороны, на Бога истории надейся, а сам не плошай, в том числе и на выборах, чтобы не получилось,
как в Германии в 1933 году, да и у нас в 1991-м. Всё-таки цифры (“Потому что все оттенки смысла // умное число передаёт” — Н.Гумилёв) позволяют говорить о тенденциях и опираться на реальность.
В первую очередь, нужно отметить, что патриотизм сегодня вошёл в число основных жизненных ценностей жителей России. С показателем 83% он занимает среди них четвёртое место. Первые три места делят другие факторы: семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Далее идут друзья — 81% и — с большим отрывом — религия (55%) и политика с общесвенной жизнью (42%). О чём говорят эти цифры? О том, что первые три позиции, связанные с приватными нуждами человека, которые так защищает современный либерализм, перевешивают патриотические настроения, более альтруистичные по своей природе.
Изменилась форма патриотизма. Несмотря на то, что мы любим патриотические праздники, современный человек убеждён, что настоящий патриотизм проявляется не на трибуне или на политическом ток-шоу, а в повседневной жизни, работе и даже взаимоотношениях. Наши люди считают, что патриотизм — в хорошем воспитании детей (50%), почитании традиций (47%) и профессиональной самоотдаче (30%).
На вопрос, что, по вашему мнению, значит быть патриотом, в 2013 году были получены следующие ответы (в скобках — данные 2000 года): “любить свою страну” — 59% (58%); “защищать свою страну от любых нападок и обвинений” — 21% (22%); “стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее” — 21% (23%); “считать, что твоя страна — лучше, чем другие страны” — 21% (17%); “работать/действовать во благо/для процветания страны” — 21% (35%); “говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была” — 11% (12%); “считать, что у твоей страны нет недостатков” — 6% (4%).
Российский патриотизм стал намного менее жёстким. 63% респондентов полагают, что можно быть патриотом, но работать в иностранной фирме, 62% думают, что переезд в другую страну сочетается с патриотизмом, а 52% уверены, что брак с иностранцем не повод записать человека в ряды антипатриотов. При этом 48% полагают, что патриотизм требует знания государственной символики. Интересно, насколько выше процент американцев, убеждённых в необходимости знания символики США, притом, что у них почти пред каждым домом без всякого принуждения властей вывешивается национальный флаг?
Патриотические настроения в России менялись за последние 25 лет. В лихие 90-е годы, особенно после 1993 года, уровень патриотизма граждан начал падать. И хотя власть заигрывала с патриотизмом (вспомним Ельцина, после событий в Белом Доме публично распекавшего министра обороны Павла Грачёва за то, что его программа военной реформы “недостаточно патриотична”), в целом ни народ, ни власть, ни тогдашняя интеллектуальная элита не проявляли к патриотизму большого интереса.
По субъективному ощущению многих людей, в 2000 году было меньше патриотически настроенных граждан, нежели сейчас. Статистика (хотя степень её объективности зависит от политических вкусов и пристрастий руководства такого центра) рисует немного другую картину. Так, исследования “Левада-центра” говорят, что если в октябре 2000 года 77% респондентов называли себя патриотами России, то к октябрю 2013 года их число снизилось на 8% до 69%. И наоборот, число тех, кто к патриотам себя не относит, выросло (правда незначительно) с 16% до 19%. Изменился и градус активности патриотизма, ведь одно дело быть готовым что-то сделать для своей страны (в 2000 году людей этого типа было примерно 35%, а сейчас 21%), а другое — просто говорить об этом.
Как проявляется патриотизм у разных возрастных и социальных групп? Можно даже не приводить никаких цифр и уверенно утверждать, что, как и на голосовании на думских и президентских выборах, самой активной электоральной группой окажутся пожилые люди, а самой пассивной, плохо или безразлично относящейся к стране и самой идее патриотизма, будет молодёжь. И неважно, что они скажут перед телекамерами на слёте в Селигере. Важно, что более 50 % молодых людей при возможности навсегда бы уехали из России. Такое “голосование” гораздо лучше раскрывает существо дела. И, конечно, власть не должна говорить, что это нормально и что во всех западных странах значительная часть населения хочет уехать в другие страны. Такие высказывания воспринимаются, во-первых, как поощрение к эмиграции, во-вторых, как неверие власти в потенциал своей страны, в-третьих, как некое чиновничье равнодушие к Родине, выглядящее очень странно на фоне глубочайших демографических проблем России, восточные территории которой скоро некому будет защищать.
Причины падения патриотизма в молодёжной среде различные эксперты объясняют по-разному, но большинство из них сходятся в том, что на этот процесс оказывает влияние общая ситуация в стране, а именно отсутствие патриотической идеи в обществе (52,42%), негативное влияние друзей и сверстников, среди которых множество поклонников западных ценностей (41,42%), и, наконец, негативная атмосфера в российских семьях (35,48%).
Что касается степени патриотизма людей среднего возраста, то эти настроения менее устойчивы и меняются в зависимости от ситуации.
А вот результаты социологического исследования, проведённого в Тольятти. Оно показывает, что элементы патриотизма выстраиваются в сознании людей следующим образом: “любовь к Родине (35,9%), уважение своего народа, ощущение принадлежности к нему (22,3%), знание истории и культуры своей страны (16,1%)”. Наименее значимым для людей оказывается такой фактор патриотизма, как уважение к государству и готовность совершать конкретные поступки в его интересах (10,0%). В качестве негативного фактора исследователи отмечают, что, называя себя патриотами (85% юношей и девушек), молодёжь все меньше интересуется историей и культурой своего народа.
Можно попытаться заглянуть в чёрный ящик сознания и понять, что думают о судьбах своей страны наши соотечественники. Согласно опросам уже другого социологического центра — ВЦИОМа — четверть граждан (24%) вообще никогда не думала о будущем России через 5-10 лет. Глубоких патриотов, думающих о Родине всегда — 11%, тех, кто задумывается на эту тему хотя бы иногда, — 36%. Причём мысли наших соотечественников на эту тему довольно оптимистичны: 43% россиян (и это число не меняется, что говорит не столько о точности анализа настоящего, сколько о неизменности психотипа) убеждены, что уже к 2020 году Россия станет “великой и процветающей”.
Несколько изменилось и понимание жителями России природы патриотизма. Почти неизменным осталось уважение к традициям (48% — в 2013 году и 46% в 2010-м). Уменьшилась готовность бескорыстно и потребность с самоотдачей работать ради страны (с 37% до 26%). Зато выросла готовность участвовать в праздниках, посвящённых историческим событиям (с 13% до 19%), и готовность вести беседы на патриотические темы (с 6% до 13%). Для многих патриотизм является просто чувством, и лишь 19% связывают это чувство с готовностью что-то делать для блага страны.
Изменения патриотических настроений россиян говорят о том, что они в своих отношениях с Родиной стали более прагматичными и готовыми к взаимности только в том случае, если государство начнёт выполнять свои социальные обязательства. Если вспомнить слова Достоевского “Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит”, то нужно признать: всё меньшее количество людей готово безоглядно любить неприбранную страну. Законно? Конечно, законно и справедливо, если ты сам готов хоть как-то поучаствовать в уборке. Почти как в известном афоризме Джона Кеннеди: “Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны”. Государство же должно создать для этого условия и не плодить ряды нереализованных талантливых патриотов.
Недавно в Тольятти было проведено комплексное исследование проблем патриотизма. Было выявлено, что, вне зависимости от возраста, респонденты считают, что на формирование индивидуального патриотического сознания больше всего влияет семья (41,3%), образование (20,6 %), патриотические фильмы и книги (12%), воздействие СМ" (11,5%). Если увязывать степень патриотизма с миграционными настроениями населения, то 58,5% старшего населения и 39% молодёжи не собираются покидать Россию, но 18,3% старших и 24,0% молодых людей при возможности уехали бы. Много это или мало? Конечно, много, и потому необходимо признать, что, несмотря на локальный патриотизм и привязанность людей к своему родному гнезду, уровень патриотизма в российской глубинке недостаточно высок.
Весьма удручающими выглядят и следующие показатели, которые выявил ВЦИОМ, исследовавший отношение жителей России к своим эмигрировавшим из страны согражданам. На вопрос, должны ли эти эмигранты во всём поддерживать Россию, положительный ответ дали только 50% респондентов, а 36% сказали, что “нет, не должны”. На второй вопрос, должны ли уехавшие из России поддерживать политику той страны, где они поселились, если она враждебна России, твёрдое “нет” сказали 45%, а поддержали тех эмигрантов из России, кто приветствовал антироссийскую политику своих новых хозяев, целых 39%.
Так мы страна патриотов?
Левада-центр показывает следующую схему динамики представлений жителей России о патриотизме.
Таблица 1. Что, по Вашему мнению, значит быть патриотом?
Привязанность русских к своей земле, стихийный жертвенный патриотизм нашего народа отмечались всеми её противниками. Знаменитую защитную функцию патриотизма сформулировал ещё в XIII веке благоверный Александр Невский, которому приписываются следующие слова: “Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля”. За последние несколько сот лет Россия, благодаря мощному патриотическому настрою народа, не проиграла ни одной серьёзной битвы, которая поставила бы под вопрос её суверенность. Лишь в конце XX столетия мы, столкнувшись с войнами нового типа, потерпели поражение в холодной войне. Одной из самых важных причин этого поражения, по мнению многих экспертов, является утрата патриотизма. Его возвращение, связанное с Русской Весной и присоединением Крыма, вселило в сердца миллионов людей надежду на то, что наука побеждать ещё не окончательно забыта нашим народом. С этой точки зрения патриотизм — это меч русской победы, который последние четверть века ржавел на складе нашей Истории.
С лёгкой руки президента России В. В. Путина понятие патриотизма, казалось бы, отвергнутое в ходе наших прозападных реформ, получило с 2012 года новый импульс к развитию. Ржавчину с этого меча стряхнула Крымская весна. Правда, есть мнение, что спасение страны нужно начинать не с патриотических деклараций, а с экономического обустройства жизни. Однако недавно ушедший от нас замечательный писатель-патриот Валентин Распутин сказал:
“Патриотизм — вот слово, которое представляется мне всеобъемлющим и если не спасительным, то в огромном клубке наших нравственных и духовных проблем тем узлом, который легче всего поддается распутыванию. С него и надо начинать. За ним стоит всё: и совесть, и долг, и истина, и добро, и вера, и личность, и гражданин, и многое другое”.
Распутин прав в том, что по-настоящему обустраивать Россию могут только люди патриотического мировоззрения. Тот, кто не любит родину, не способен к национальному созиданию и выведению страны из кризиса, даже если занимает самый высокий пост и имеет финансовые ресурсы. Скорее всего, выведет деньги куда-нибудь в оффшоры и уедет. А если останется, то в лучшем случае будет заниматься решением личных вопросов.
Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.
В. Белинский
Если попытаться выделить разновидности патриотизма, то можно говорить:
об официальном государственном патриотизме как мировоззрении и внутреннем эмоциональном чувстве родины, то есть о большой и малой родине;
о территориальном патриотизме (“почва”) и чисто национальном самоощущении (“кровь”);
о патриотизме этническом и патриотизме гражданском;
о просвещённом патриотизме, основанном на знании истории и национальной культуре и предполагающем терпимое отношение к другим народам и странам и узком, неграмотном, шовинистическом убеждении в превосходстве своей страны; о безоговорочном патриотизме, построенном на убеждении, что в моей стране всё хорошо и она всегда права, и о критическом патриотизме, который видит недостатки своей страны и стремится их исправить, а в каких-то случаях способен заявить: моя страна неправа.
Как справедливо заметил исследователь темы патриотизма доктор философских наук В.И. Лутовинов: “Истинный патриотизм понимается как та вершина, лишь поднявшись на которую мы сможем увидеть духовные вершины других народов”.
В принципе, этих оттенков и разновидностей патриотизма столько, сколько людей, и если вспомнить о богатстве человеческого материала и психотипов в России, то можно сказать: да, мы богаты патриотическим разнообразием, и пусть расцветают сотни цветов патриотизма.
Когда цена на нефть была выше 100 долларов за баррель и не было ни санкций, ни угрозы войны, серьёзный разговор о патриотизме был невозможен и неинтересен нашей политической элите. Она не восприняла бы этих тем, даже если бы они зазвучали с самой высокой трибуны. Однако в ситуации предвоенного характера запрос на патриотизм существенно вырос, да и народ его всё больше требует. Ведь на кону реально судьба России. Вполне возможно, что думские и последующие президентские выборы будут происходить под знаком патриотизма, и кандидаты будут состязаться, кто из них больше любит Родину. По этому поводу можно улыбаться или зубоскалить, а можно принять это как факт.
Ожидает ли нас горячая или затяжная холодная война, её не выиграть без патриотизма. Это в своё время очень хорошо осознавал Сталин, постепенно заменивший ценности пролетарского интернационализма и мировой революции на любовь к социалистическому Отечеству. Он понимал, что патриотизм опирается на архетипические ценности, и потому реставрировал многое из обихода дореволюционной России, включая обычаи, традиции, литературу, и даже ослабил давление на религию и церковь. В результате мы подошли к войне, несколько не успев осуществить перевооружение армии, но зато сумев мобилизовать население, которое было стопроцентно готово к войне психологически и даже вооружено знанием языка противника. Факт, но по свидетельствам многих пожилых людей, в тогдашние предвоенные годы население в целом знало немецкий язык лучше, чем сегодня английский.
Патриотизм словари определяют чаще всего как “любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям”. Это определение фиксирует эмоциональную составляющую патриотизма, но не менее важна её ментальная (сознательная мировоззренческая убежденность в своей пози-
ции) и волевая (готовность совершить поступок во имя своей страны без расчёта на выгоду) стороны. Важно, чтобы элементы этой триады находились в тесной связке друг с другом и чтобы не было рассогласованности. Иначе патриотизм будет ущербным: или слепым и фанатическим, или мечтательным и пассивным, или чисто рациональным, холодным.
Чтобы патриотическое чувство проснулось, человек должен что-то знать об истории и героях своей большой и малой родины. Знание о победах и достижениях своих предков пробуждает в человеке естественное чувство гордости за них и за страну, без которого патриотизм невозможен. Сегодня знание о заслугах, открытиях и русских победах умело замалчивается, и сами эти победы обесцениваются, потому патриотизм нации постепенно охлаждается. Но знать мало, надо регулярно об этом напоминать, делая это ненавязчиво и мастерски. Это задача государственной пропаганды. Но и этого мало в эпоху виртуальной реальности, распыляющей внимание человека и замусоривающей его сознание чем угодно, кроме патриотизма. Может быть, молодому патриоту необходимо регулярно, как это делают американцы, повторять формулу своего отношения к стране (есть же такая формула у космополитов: “Где хорошо, там и родина”), иметь яркий и отчётливый образ родины.
Но нужно понимать и другое: любовь рождается и живёт свободной, она веет, где хочет. Искусственным, волевым способом это чувство не пробуждается. Чтобы пробудить любовь, как живой цветок, необходимо создать условия. Для закрепления этого чувства любви к своей стране и его перевода в систему убеждений, позволяющую отстаивать страну в случаях столкновения с носителями противоположных взглядов или информационной войны, необходима воля. Её должны проявлять и соответствующие институты государства, и сама личность.
Несмотря на двадцатилетнее игнорирование темы патриотизма в России и его поношение либеральными СМИ и прессой, история с присоединением Крыма и народное ликование по этому поводу показали, что патриотические чувства в российской нации отнюдь не испарились, они живы и очень востребованы. Но мало праздничного ликования — когда-то наступают суровые будни, время каждодневной работы, которая в идеале должна проходить у каждого человека под знаком патриотизма, как когда-то в предвоенное десятилетие.
Очевидно, что настоящий патриотизм не может быть “квасным” и должен стать просвещённым, терпимо относящимся к особенностям и даже проблемам, которые может принести общение с другими нациями и культурами. Подлинный патриотизм предполагает внутреннюю работу человека по освоению духовной культуры страны и нравственные усилия по отстаиванию патриотических идеалов в условиях враждебного окружения. И, наконец, патриотизм должен быть последовательным. Недопустимо позволять называться патриотом бывшему либералу, как флюгер переместившемуся в другой лагерь только потому, что это стало выгодно. Также нельзя считать патриотом человека, интеллектуально и духовно слепого, неспособного видеть недостатки страны и поведения народа и откровенно говорить о них.
Статистика по патриотизму в России
Не принимай на веру того, что говорит статистика, пока тщательно не изучишь, о чём она умалчивает.
Уильям Уотт
Чтобы не заниматься спекуляциями и ответить на вопрос, как обстоит дело в нашей стране с патриотизмом, обратимся к статистике и начнём с исследований “Левада-центра”. Понимая, что цифры, как и факты, вещь упрямая, скажем так же, что они — вещь изменчивая и не нужно ими обольщаться. Как мы помним, в 1989 году 87% жителей России проголосовало за сохранение СССР и выступало против его развала. Кроме того, всегда может вступить в действие некий “фактор икс”, выражающий таинственную и непостижимую Божественную Логику истории. Но с другой стороны, на Бога истории надейся, а сам не плошай, в том числе и на выборах, чтобы не получилось,
как в Германии в 1933 году, да и у нас в 1991-м. Всё-таки цифры (“Потому что все оттенки смысла // умное число передаёт” — Н.Гумилёв) позволяют говорить о тенденциях и опираться на реальность.
В первую очередь, нужно отметить, что патриотизм сегодня вошёл в число основных жизненных ценностей жителей России. С показателем 83% он занимает среди них четвёртое место. Первые три места делят другие факторы: семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Далее идут друзья — 81% и — с большим отрывом — религия (55%) и политика с общесвенной жизнью (42%). О чём говорят эти цифры? О том, что первые три позиции, связанные с приватными нуждами человека, которые так защищает современный либерализм, перевешивают патриотические настроения, более альтруистичные по своей природе.
Изменилась форма патриотизма. Несмотря на то, что мы любим патриотические праздники, современный человек убеждён, что настоящий патриотизм проявляется не на трибуне или на политическом ток-шоу, а в повседневной жизни, работе и даже взаимоотношениях. Наши люди считают, что патриотизм — в хорошем воспитании детей (50%), почитании традиций (47%) и профессиональной самоотдаче (30%).
На вопрос, что, по вашему мнению, значит быть патриотом, в 2013 году были получены следующие ответы (в скобках — данные 2000 года): “любить свою страну” — 59% (58%); “защищать свою страну от любых нападок и обвинений” — 21% (22%); “стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее” — 21% (23%); “считать, что твоя страна — лучше, чем другие страны” — 21% (17%); “работать/действовать во благо/для процветания страны” — 21% (35%); “говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была” — 11% (12%); “считать, что у твоей страны нет недостатков” — 6% (4%).
Российский патриотизм стал намного менее жёстким. 63% респондентов полагают, что можно быть патриотом, но работать в иностранной фирме, 62% думают, что переезд в другую страну сочетается с патриотизмом, а 52% уверены, что брак с иностранцем не повод записать человека в ряды антипатриотов. При этом 48% полагают, что патриотизм требует знания государственной символики. Интересно, насколько выше процент американцев, убеждённых в необходимости знания символики США, притом, что у них почти пред каждым домом без всякого принуждения властей вывешивается национальный флаг?
Патриотические настроения в России менялись за последние 25 лет. В лихие 90-е годы, особенно после 1993 года, уровень патриотизма граждан начал падать. И хотя власть заигрывала с патриотизмом (вспомним Ельцина, после событий в Белом Доме публично распекавшего министра обороны Павла Грачёва за то, что его программа военной реформы “недостаточно патриотична”), в целом ни народ, ни власть, ни тогдашняя интеллектуальная элита не проявляли к патриотизму большого интереса.
По субъективному ощущению многих людей, в 2000 году было меньше патриотически настроенных граждан, нежели сейчас. Статистика (хотя степень её объективности зависит от политических вкусов и пристрастий руководства такого центра) рисует немного другую картину. Так, исследования “Левада-центра” говорят, что если в октябре 2000 года 77% респондентов называли себя патриотами России, то к октябрю 2013 года их число снизилось на 8% до 69%. И наоборот, число тех, кто к патриотам себя не относит, выросло (правда незначительно) с 16% до 19%. Изменился и градус активности патриотизма, ведь одно дело быть готовым что-то сделать для своей страны (в 2000 году людей этого типа было примерно 35%, а сейчас 21%), а другое — просто говорить об этом.
Как проявляется патриотизм у разных возрастных и социальных групп? Можно даже не приводить никаких цифр и уверенно утверждать, что, как и на голосовании на думских и президентских выборах, самой активной электоральной группой окажутся пожилые люди, а самой пассивной, плохо или безразлично относящейся к стране и самой идее патриотизма, будет молодёжь. И неважно, что они скажут перед телекамерами на слёте в Селигере. Важно, что более 50 % молодых людей при возможности навсегда бы уехали из России. Такое “голосование” гораздо лучше раскрывает существо дела. И, конечно, власть не должна говорить, что это нормально и что во всех западных странах значительная часть населения хочет уехать в другие страны. Такие высказывания воспринимаются, во-первых, как поощрение к эмиграции, во-вторых, как неверие власти в потенциал своей страны, в-третьих, как некое чиновничье равнодушие к Родине, выглядящее очень странно на фоне глубочайших демографических проблем России, восточные территории которой скоро некому будет защищать.
Причины падения патриотизма в молодёжной среде различные эксперты объясняют по-разному, но большинство из них сходятся в том, что на этот процесс оказывает влияние общая ситуация в стране, а именно отсутствие патриотической идеи в обществе (52,42%), негативное влияние друзей и сверстников, среди которых множество поклонников западных ценностей (41,42%), и, наконец, негативная атмосфера в российских семьях (35,48%).
Что касается степени патриотизма людей среднего возраста, то эти настроения менее устойчивы и меняются в зависимости от ситуации.
А вот результаты социологического исследования, проведённого в Тольятти. Оно показывает, что элементы патриотизма выстраиваются в сознании людей следующим образом: “любовь к Родине (35,9%), уважение своего народа, ощущение принадлежности к нему (22,3%), знание истории и культуры своей страны (16,1%)”. Наименее значимым для людей оказывается такой фактор патриотизма, как уважение к государству и готовность совершать конкретные поступки в его интересах (10,0%). В качестве негативного фактора исследователи отмечают, что, называя себя патриотами (85% юношей и девушек), молодёжь все меньше интересуется историей и культурой своего народа.
Можно попытаться заглянуть в чёрный ящик сознания и понять, что думают о судьбах своей страны наши соотечественники. Согласно опросам уже другого социологического центра — ВЦИОМа — четверть граждан (24%) вообще никогда не думала о будущем России через 5-10 лет. Глубоких патриотов, думающих о Родине всегда — 11%, тех, кто задумывается на эту тему хотя бы иногда, — 36%. Причём мысли наших соотечественников на эту тему довольно оптимистичны: 43% россиян (и это число не меняется, что говорит не столько о точности анализа настоящего, сколько о неизменности психотипа) убеждены, что уже к 2020 году Россия станет “великой и процветающей”.
Несколько изменилось и понимание жителями России природы патриотизма. Почти неизменным осталось уважение к традициям (48% — в 2013 году и 46% в 2010-м). Уменьшилась готовность бескорыстно и потребность с самоотдачей работать ради страны (с 37% до 26%). Зато выросла готовность участвовать в праздниках, посвящённых историческим событиям (с 13% до 19%), и готовность вести беседы на патриотические темы (с 6% до 13%). Для многих патриотизм является просто чувством, и лишь 19% связывают это чувство с готовностью что-то делать для блага страны.
Изменения патриотических настроений россиян говорят о том, что они в своих отношениях с Родиной стали более прагматичными и готовыми к взаимности только в том случае, если государство начнёт выполнять свои социальные обязательства. Если вспомнить слова Достоевского “Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит”, то нужно признать: всё меньшее количество людей готово безоглядно любить неприбранную страну. Законно? Конечно, законно и справедливо, если ты сам готов хоть как-то поучаствовать в уборке. Почти как в известном афоризме Джона Кеннеди: “Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны”. Государство же должно создать для этого условия и не плодить ряды нереализованных талантливых патриотов.
Недавно в Тольятти было проведено комплексное исследование проблем патриотизма. Было выявлено, что, вне зависимости от возраста, респонденты считают, что на формирование индивидуального патриотического сознания больше всего влияет семья (41,3%), образование (20,6 %), патриотические фильмы и книги (12%), воздействие СМ" (11,5%). Если увязывать степень патриотизма с миграционными настроениями населения, то 58,5% старшего населения и 39% молодёжи не собираются покидать Россию, но 18,3% старших и 24,0% молодых людей при возможности уехали бы. Много это или мало? Конечно, много, и потому необходимо признать, что, несмотря на локальный патриотизм и привязанность людей к своему родному гнезду, уровень патриотизма в российской глубинке недостаточно высок.
Весьма удручающими выглядят и следующие показатели, которые выявил ВЦИОМ, исследовавший отношение жителей России к своим эмигрировавшим из страны согражданам. На вопрос, должны ли эти эмигранты во всём поддерживать Россию, положительный ответ дали только 50% респондентов, а 36% сказали, что “нет, не должны”. На второй вопрос, должны ли уехавшие из России поддерживать политику той страны, где они поселились, если она враждебна России, твёрдое “нет” сказали 45%, а поддержали тех эмигрантов из России, кто приветствовал антироссийскую политику своих новых хозяев, целых 39%.
Так мы страна патриотов?
Левада-центр показывает следующую схему динамики представлений жителей России о патриотизме.
Таблица 1. Что, по Вашему мнению, значит быть патриотом?
|
Варианты ответа
|
2000
|
2007
|
2014
|
1.
|
Любить свою страну
|
58
|
66
|
68
|
2.
|
Работать /действовать во благо/ для процветания страны
|
35
|
27
|
27
|
3.
|
Стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее
|
23
|
21
|
22
|
4.
|
Защищать свою страну от любых нападок и обвинений
|
24
|
21
|
18
|
5.
|
Считать, что твоя страна лучше, чем другие страны
|
17
|
18
|
16
|
6.
|
Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была
|
12
|
10
|
11
|
7.
|
Считать, что у твоей страны нет недостатков
|
4
|
4
|
|
8.
|
Нет ответа / затрудняюсь ответить
|
10
|
6
|
|