Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Перекличка поэтов


Игорь КАРАУЛОВ
Поэт. Родился в 1966 году в Москве, где проживает и по сей день. Окончил географический факультет МГУ. Автор трех поэтических книг. Публиковался в журналах «Знамя», «Новый мир», «Волга», «Арион», «Новый берег», «ШО», «Воздух», «Критическая масса» и др. Лауреат Григорьевской поэтической премии (2011 г.). В последние годы выступал в качестве публициста в газете «Известия», «Литературной газете», на сайте «Свободная пресса».



ГОРОД ЗАЧЕРКНУТЫХ ГЛАСНЫХ
 
МУЗЫКА ПРОСТИТУЦИИ

Ты вошел, раскрасневшись, с мороза
в тусклый зал общественного лектория,
а нам уже все про тебя известно:

какую шарманку ты крутишь,
какие книги сносили тебе крышу на третьем курсе,
в каком переулке ты сердце свое зарыл.

Ты — русский. У тебя будет все как всегда.

Сейчас ты сядешь за грубый стол,
выпьешь стопочку водки, крякнешь,
захрустишь огурцом, поминальным сухариком,
бросишь матовый взгляд на пустую иконку окна
и затянешь сиротскую песню
про то, что выхода нет.

А и в самом деле, где же тут выход?
Где тут вывод, где урок для человечества?
Весь твой путь — из комнаты, откуда нет выхода,
в другую комнату, откуда тоже нет выхода.
И так уже много столетий одно лишь томленье.

Нет, здесь нужно быть немножко голландцем —
мастером часовым, корабельным или сапожным.

В этой глухой стене, в этом кирпичном подвальном своде,
который ты называешь небом,
мастер, конечно же, вычислит слабую точку,
центр напряжения,
саданет по ней кернером или даже отверткой,
и все разлетится на мелкие дребезги —
первое небо, а следом второе, и третье, и вот уж седьмое,
и вот уже берег, а дальше — Отец-Глубина.

Сергей Есенин писал:
Блок часто глядит как голландец на русских полях.

Вообразил себе Блока:
нелепый ветряк, деревянная птица,
стоит и качает крылами
на фоне крестьянского сева.
Гус Хиддинк — или вообще Пеликаан.
Пеликаан с улицы Стравинскилаан,
где Пётр превратился в Петрушку.

Блок говорил: слушайте музыку революции!
А что делать, если нет революции?
Ну, если так… слушайте музыку проституции.

Не брезгуйте массажными салонами,
где бессловесные тайки
на жирных спинах клиентов
пишут злобные письма Будде.

Стучитесь в панельные двушки,
и вам откроют карпатские шлюхи
с мелкой рыбьей костью и крысиными зубками,
отсылающие денюжку на АТО.

Посещайте «Тануки» и «Гиннотаки» —
полусредние сетевухи,
где торговцы смартфонами
сашими вкармливают в секретарш,
отощавших на ложе похоти.

Немедленно включайте все телевизоры
на полную громкость, чтоб окна дрожали
и у джипов визжала сигнализация.

Смотрите, как овцы, гиены и кабаны
встают под государственный гимн —
короче, всюду, где только можно,
слушайте музыку проституции!

В переулке рядом с Елоховкой,
где ты зарыл свое сердце,
есть дешевый шалман,
в нем пылает шашлык
и играет шансон.

Вдалеке виден призрак голландской аптеки,
от которого ближе к полуночи
отделяется полупрозрачная Анна Монс —
белобрысая брошенная содержанка
в белоснежной ночнушке.

С вытянутыми вперед руками
она проходит мимо окна,
и мы ей крутим музыку проституции:
«Централ» и, конечно, «Мадам».

Ты зря порываешься выключить эту музыку,
поставить что-то приличное —
Малера или Каравайчука.

Кто знает, что она сделает,
если не выставить ей у порога любимое блюдо?

Может быть, просто сожрет этот город со всеми его потрохами,
долмой, шашлыками, церквями,
торгово-развлекательными центрами,
и миллионы смартфонов будут пищать у нее в животе,
наперебой сообщая друг другу, что выхода нет.



УСОВО

Выйдя на станции Усово,
ты нащупываешь дорожку
сквозь рощу больших недотрог.

Наверху ветер
взрывает натянутые плоды,
мечутся изумрудные молнии,

а здесь качаются стволы полупрозрачные,
и клейкое пузырчатое семя

шлепается на плечо и затылок.

За рощей темнеет кирпичная стена,
увитая вьюнком, увенчанная колючками.

Это парк будущего.
Все это когда-нибудь будет твоим.

Из-за стены слышен рокот и лязг
тяжелых рептилий,
стрекот маневренных, легких.
Совершенные твари будущего.

Громыхают их гортанные дебаты.
Прямо сейчас решается судьба Данцига.

Колоннами они выходят на водопой
и обнажают зубы на водопое.

Видишь, как выстреливают вверх
лоснящиеся кожаные шеи,
сплетаясь в борьбе за куски
холодного мяса — может, и своего же?

Хорошо жить в Перми,
в белой мазанке, утопленной в песке,
краснохолмие сумерек мерить
своей исчезающей тенью
и нескладную ящерицу, живущую на цепи,
не называть чужим словом
«иностранцевия».

Хорошо плыть, раскинув руки,
в океане трехчастных каникул,
синем-синем, бузинном-бузинном,
разбирать разговоры пчел
и совсем не думать о будущем —

том будущем, когда рухнут все стены
и потоки зловонных зубов
затопят вельможные дачи.

Никогда этого не будет,
стена неприступна,
у нее нет ворот и даже смотровых глазков.

На страже стоят ДНК, РНК
и другие особые службы.

Но ведь снится же, снится тебе,
как рептилии рвутся к горящей реке
и «ни шагу назад»
командует вождь протозавров.

Все это когда-нибудь будет твоим.
Отойди от стены.



САМОЛЕТЫ

Первым делом были самолеты.
И вторым тоже самолеты.
Третьим, для разнообразия, драгметаллы.
А потом опять самолеты.

Тридцать третьим делом было хищение
четырех вагонов цветной капусты.
И опять самолеты и самолеты.
В профессии важна специализация.

Открываешь дело № 1275-ПЩ/86 — там самолеты.
Дело № 3798-ХЦ/93 достаешь с полки —
и там самолеты тоже.

А как же девушки? Когда же начнутся девушки?
Этот сакраментальный вопрос
каждое утро
стучится мне в голову,
как непутевый сосед.

А девушки
на лугах цветочных
играют в серсо
или что-нибудь в этом роде.

Дождь серебрит им волосы,
ветер надувает их платья,
как волшебные аэростаты.

Иногда над ними — уууу —
летят самолеты.
И обратно — уууу —
летят самолеты.

Слева — аэропорт Внуково.
Справа — аэропорт Дедово.

Но кому интересны — уууу —
самолеты,
когда есть серсо, и цветочные платья,
и песня без слов,
и журчащий смех без причины?

Я юрист, я живу в конурке
на краю летного поля,
доверху заполненной бумажными самолетами.

С ними сплю, с ними беседую о высоком,
о стратосфере.
Снаряжаю их в далекую Аргентину.

Их шорох, их шелест, шум их турбин,
скрип их крошечных элеронов,
писк их сигналов о помощи, об изумлении,
слабеющий, тающий, тонущий
в темноте.



КОПЕНГАГЕН

Как низок и мал человек.
Как плохо сидит на нем борода.
Как отвратительно он сидит в Копенгагене,
по сути никому зла не делая.

Днем он работает почтальоном,
инвестиционно-финансовым консультантом,
разносчиком пиццы.
Вечером он работает Копенгагеном —
городом на воде и всезнайкой.

А мы сидим на реках мудозвонских —
Волге, Шексне и Мологе —
и смеемся о потерянном граде
сквозь линзу, наполненную водкой.

Мы — команда «КВН-69»,
жертва филадельфийского эксперимента.

У нас есть все: бочки сала,
мороженая нога мамонта,
сто шестнадцать мегатонн спичек
и редкая запись Шульженко.

Вот только ни в чем мы не Копенгаген,
и тем более в профиль не Копенгаген.

По утрам он ездит на велосипеде —
нет, не гусеничном, колесном! —
отдает честь каждому гею,
пьет крюшон в музее холокоста.

Город закрыт стеклянным куполом
от активного солнца и дурных вестей,
и этот подонок тоже живет под куполом,
так что и в морду ему не дашь, не расчленишь топором
и не пустишь на корм ездовым собакам.

Еще бы — он ведь и есть Копенгаген,
с узловатыми венами улиц,
отечными пятками пригородов
и мясистым носом собора.

А мы — команда «КВН-69».
По утрам наши кости грохочут зарядкой,
и штабной телевизор
просвечивает нас белым лучом разлуки.

Потом мы выходим на шершавый панцирь водохранилища
и долго смотрим сквозь лед, различая или додумывая
бирюзовые шпили церквей, рыжие торосы крыш,
запах кофе, и моря, и камня.

В полдень, пока меня гонг не позвал на обед,
я бубню себе так:
преврати меня, Элдридж Эсминец, таинственный бог,
в ездовую собаку,
унеси меня в снежную даль с бубенцом,
чтоб не снился мне город — нелепый старик на воде,
в пожилом пиджаке, на воде, в бороде,
город зачеркнутых гласных.