Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Интервью




ГОЛОС В ТРУА-РИВЬЕР

Евгений Чигрин — известный поэт. Постоянный автор журналов «Дети Ра», «Новый мир», «Арион» и других. Родился в 1961 году на Украине. Долгие годы жил на Дальнем Востоке. С 2003 года — в подмосковном Красногорске.
Не так давно поэт стал участником Международного поэтического фестиваля, прошедшего в канадском городке Труа-Ривьер.
В 2009 году этот праздник творчества стал юбилейным, 25-м по счету. Для участия в торжествах были приглашены 104 поэта из 30 стран и пяти континентов, состоялось 400 поэтических мероприятий, фестиваль посетило более 40 тысяч человек.
Об этой поездке, впечатлениях об увиденном и услышанном и состоялся разговор журналиста Дмитрия Шатилова с известным поэтом.



— Евгений, Высокая «поэтическая» плотность на один квадратный километр, наверное, сразу бросается в глаза?
— Обращаешь внимание на обилие буклетов и открыток, рассказывающих о поэтах. По всему городу на фасадах домов — таблички со стихотворными строчками современных и классических авторов. Главную площадь украшает памятник Неизвестному Поэту — единственный в мире — в виде причудливо соединенных кубических каркасов. К этому монументу в День влюбленных 14 февраля мэр Труа-Ривьер возлагает цветы. Возле памятника укреплен особенный голубоватый почтовый ящик, куда добрые горожане, их гости могут опустить свои послания поэтам, и они обязательно дойдут до адресатов. Это давняя традиция. По словам президента фестиваля Гастона Бельмара, жители французской Канады считают фестиваль своим народным достоянием.
Не только на площадках галерей, книжных магазинов, библиотек, но и в любом кафе или баре звучали стихи. Хозяева ресторанов и кафе, которым «не достались» поэты, пребывали в меланхолии: их заведения пустели. Слушатели приезжают сюда не только из соседних городов, но также из Монреаля и Квебека на выходные, заказывают гостиницы, подгадывая к фестивалю дни отпуска, чтобы слушать и видеть поэтов. Гостиницы бывают переполнены.
Главное ощущение от увиденного: поэт — свой человек в этом городе, где по тихим водам реки Святого Лаврентия медленно плывут корабли, по вечерам в кафе «Зеноб» устраиваются вечера поэзии и джаза, поэзии и этнической музыки, и тогда в кафе, что называется, яблоку негде упасть.
— И в таком невероятном многоголосии можно разглядеть и услышать таланты?
— Публика с равным вниманием слушает всех. Как «буддийствует» тибетский поэт Джангбю или звучит язык непали в исполнении Юютсу Шарма. Как вперемежку с африканскими библофонами звучат стихи бенинца Маунона Кокпо, как знаток Пастернака и Мандельштама, поэт и профессор из Мехико Хосе Хавьер Виллареаль читает мое стихотворение в переводе на испанский, затем эти же стихи звучат в оригинале, на русском, и по-французски в переводе монреальца Эрика Лозови, как зажигает страстный Андрес Моралес (Чили), как вышептывает свои прозрачные строчки Серж Патрис Тибодо: «О слово, оно делает твое присутствие таким достоверным, что я исчезаю...»
— Чье поэтическое присутствие было особенно заметным?
— Мексика была представлена большой группой поэтов, и не случайно. В этой стране как раз работала большая книжная ярмарка, был организован видеомост с Труа-Ривьер, демонстрировались выступления поэтов — участников фестиваля.
— Откуда здесь такой интерес к поэзии?
— Хозяйка и директор фестиваля Мариз Барибо ответила на этот вопрос так: «За четверть века местная публика «подсела» на поэзию. Вот такой пример. Труа-Ривьер известен врачами, работающими с онкологическими больными. Три женщины, которым предстояло пройти курс специальной терапии, попросили врача приурочить лечение ко времени проведения фестиваля, утверждая, что поэзия обладает особым терапевтическим воздействием».
Молодые писатели приезжают со всей Канады, поскольку многие годы в Труа-Ривьер проводятся мастер-классы, и благодаря этому издаются интересные поэтические сборники.
Фестиваль имеет серьезное государственное финансирование. Поэты получают гранты и премии, которых на сегодняшний день 14, самая известная — премия генерал-губернатора — составляет около 50 тысяч канадских долларов.
Фестиваль является частью общественной и политической жизни Канады, многие политики стараются ему помогать. Фестиваль расширяет границы восприятия поэзии. Здесь можно приобрести книги приехавших (и не только) поэтов в специально открытом киоске.
— Сами стихотворцы что ищут здесь — славу или работу?
— Для поэтов фестиваль — работа и праздник общения, момент истины, право и возможность быть услышанными большим числом людей. Познакомиться друг с другом. Теперь я получаю e-mail от Жюльен Сальва из Реюньона, от поэтов из Бельгии, Квебека, Непала, Бенина, Мехико...
— Вы довольны поездкой?
— На недавней встрече с писателями премьер Владимир Путин сказал, что русская литература «всегда играла огромную роль в жизни нашего общества, а русская классика была и остается всемирно известным брендом». Разделяю эту прекрасную мысль. Но любой бренд нуждается в поддержке, развитии. Книжные ярмарки и фестивали последних лет подтверждают: мы были и остаемся самодостаточной литературной нацией, русскую литературу ждут везде.
Однако литературу на языке Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского, Чехова никто не продвигает... Например, так, как во французской Канаде, где поэзия звучит на разных языках, притягивает внимание поклонников...

Беседу вел Дмитрий ШАТИЛОВ