Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Страницы Льва Аннинского



Заметки нетеатрала



Приоткрыли тему…


Хотелось понять, как увенчает Шуберт крутую манифестацию современной моло- дежной мощи, — публика ожидала именно демонстрации мощи: зрительный зал наполовину заполнили родители с подросшими детьми, напо- ловину — школьники и студенты.
Молодежный экстаз не ложится в рамки. Ни в педагогические, ни в этнические. Он всеобщ. Когда девочку Симону принимают за мальчика Симона и она сетует, что ее не назвали нормальным шведским именем, то это единственная ссылка на то, откуда взялись в мировой литературе Ульф Старк и Тумас Транстрёмер, по мотивам которых поставила Юлия Беляева в театре "Сфера" спек- такль "Чудаки и зануды".
Молодежный экстаз сметает привычные правила. Потасовки переходят в любовные объятья, дружба тонет в ликующем соперничестве. Элегантная учительница, попавшая в этот свистопляс, едва не теряет сознание и покидает сцену, чтобы прийти в себя. Яростные споры заглушаются грохотом скейтбордов, а там, где можно расслышать доводы, их пресекает рефрен "Закрой тему".
Одну тему я все-таки дораскрою. Чудаки и зануды в спектакле — блаженные и недотепы. Или жаждут мостиков над бездной, или идут к своей свободе.
В русской истории мне помнятся другие пары. Потрясователи и охранители. Бунтари и ретрограды. Наконец, революционеры и контры.
В финале "Фантазия" Шуберта, исполненная Ниной Сарапян, возвращает энергии спектакля человеческий ракурс, как бы пропуская массу через игольное ушко.
А если воля Истории подымает великую страну в смертный бой? И не через игольное ушко пропускает массу, а через орудийный прицел? Кто нам поможет? Шуберт? Глинка? Александров? Лебедев-Кумач?
Бог не приведи…