Александр БОБРОВ
СОБОРНОСТЬ НА БЕЗЛЮБОСТИ?
О том, чем закончилась беседа в эфире русского поэта и украинской писательницы, бывших соратников по советской литературе.
Официальный праздник (без выходного дня) 22 января – День Соборности – я встретил в заснеженном и плохо убранном Киеве. Поехал в центр города, сначала от станции метро "Крещатик" прошёл в Спiлку письменникiв (Союз писателей) Украины мимо разбросанного и какого-то самодеятельного – без свежих цветов на чистом снегу – памятника Небесной сотне. Так уж, по привычке отправился на Банковую, 2 – ни командировку отмечать не надо, ни разговоров профессиональных заводить. И не о чем да и не с кем – нового председателя НСПУ Михайло Сидоржевского я совсем не знаю, ни строчки его не читал. Кстати, вспомнил, что предыдущего больного председателя добили молодчики, представившиеся Самообороной. В тот мартовский день 63-летний Виктор Баранов находился на рабочем месте – в кабинете Национального союза писателей Украины. Уже собирался идти домой, но, переступив порог, оказался перед группой вооружённых людей в форме. Они отрекомендовались членами Самообороны Майдана, затолкали писателя в кабинет, заявили, что он должен подписать заявление о сложении с себя полномочий председателя Союза… Ему демократично сообщили, что это согласовано с Андреем Парубием… А Александр Турчинов вот-вот назначит – вместо выборов – нового председателя НСПУ: Баранова визитёры назвали прислужником Януковича, попрекнули орденом, заявили, что якобы лично Баранов приказал закрыть дверь Союза в ходе кровавых событий на Майдане. Кстати, для СМИ поэтесса Любовь Голота прокомментировала ложь о "закрытых дверях": "Идея создать именно здесь штаб была, – говорила Любовь Васильевна. – От нашего секретариата ходили в штаб Майдана, предлагали создать в Доме писателей международный пресс-центр для дипломатов и иностранных журналистов. Но нам деликатно отказали, объяснив, что это опасно и лучше делать всё на месте, то есть на Майдане". Конечно, не дай бог закидали бы молодчики этот пресс-центр с иностранцами коктейлями Молотова. Ну вот, а Баранова они добили в невеликом возрасте, предыдущие председатели – Владимир Яворивский и Юрий Мушкетик – живы-здоровы, открестились от коммунистического прошлого, вовсю выступают в СМИ… Кстати, и Люба Голота вступила в КПСС в 1979 году, когда уверенно входила в украинскую поэзию и журналистику. Её первая книга стихов называлась "Народжена в степах" и вызвала живой интерес читателей и критиков. Она поехала в Киев повышать квалификацию и встретила Павло Мовчана – постоянного автора "ЛГ", участника многих Дней советской литературы. Вот однажды они с Любой повстречались. Кончилось поэтической семьёй. Правда, Павло ринулся в политику. Корреспондентка спрашивала:
– Фамилия Мовчана и его связи помогли вам?
– Думаю, что и друзья, и недруги мои подтвердят, что нет. Связями Мовчана – и поэта, и депутата – я не пользовалась никогда, ими не похвалялась. Моя фамилия осталась со мной, "поэтом и гражданином". Павло не стал моим ключом к редакциям, издательству, как и пропуском в "элиту". Более того, я не люблю, когда ко мне относятся только как к жене поэта и депутата Павла Мовчана.
Убитый Олесь Бузина утверждал, что это Мовчан с Голотой организовали "оппозицию" бывшему соратнику Яворивскому: "А недовольных в Союзе писателей много! Аж две тысячи человек числятся в Украине членами этой организации, воображая себя жрецами искусства. И каждому хочется быть классиком. Запестрели страницы "Литературной Украины" разоблачительными статьями о проделках Яворивского и его ближайшего окружения. Единственное, в чём так толком и не оправдался Яворивский – действительно ли он собирался продать ещё и здание писательской штаб-квартиры на Банковой, 2 – тот самый бывший особняк киевского купца Либермана, который достался Спилке, благодаря большевистским реквизициям при советской власти. Зато ответный удар пан Яворивский тогда, ещё будучи при власти в Спилке, своим врагам нанёс вполне в советском стиле – не словом, а делом. Жену Мовчана – Любовь Голоту – вывел из состава президиума Спилки (обиженный Мовчан в знак протеста против "жестокого обращения" со своей супругой вышел из этого органа сам). А главного редактора "Литературной Украины" Михаила Сидоржевского уволил с должности".
Последний после смерти Баранова и возглавил в ноябре 2014 года НСПУ. В минувшем году прославился тем, что горячо одобрил запрет СБУ по факту распространения на территории Украины литературы, которая составляет угрозу национальной безопасности: "Наконец-то спецслужбы начинают работать профессионально и патриотично в обороне государственных интересов. По крайней мере, мы на это надеемся, привыкнув до сих пор жить в государстве, которое было преимущественно врагом, или, по крайней мере, абсолютно безразличным для свободных, мыслящих граждан", – так коряво выразился Сидоржевский – автор книги "Тоска по свободе". Ну что ж, видно, по его мнению, долгожданная свобода приходит через запреты и списки СБУ…
В праздник Соборности ничего не происходило в центре – тихо и буднично. В Доме писателей висело объявление о фестивале 7 февраля с припиской "Для людей с корнями". С одной стороны, я тоже ценю таких людей, с другой – мне такое уточнение в Доме писателей показалось недемократичным. А главное, смущает двусмысленность: без каких корней – украинских или вообще национальных? Ведь русский или еврейский киевлянин тоже ощущает свои корни.
Думал-гадал, подняться ли пообщаться, но поставил ногу на лестницу и услышал оклик дюжего охранника "До ко´го?". А и впрямь – до кого? Развернулся и пошёл домой к армейскому другу. У него в прихожей прикреплено к двери высказывание Марка Твена: "Одурачить человека легче, чем доказать ему, что он одурачен". А для противоядия и стойкости постоянно включена "точка" – Украинское радио на кухне. Это, я вам доложу… Лучшего подтверждения, что может сделать пропаганда, не сыскать. По УР очень много программ, где дают почти без комментариев слово радиослушателям, как убеждён мой друг-киношник, с отбором-отсевом: "Ну не могут люди массово сойти с ума". Когда я пил чай с мороза, одна женщина – как выяснилось, пенсионерка – кричала… по-русски: "Пепел города Батурина стучит в моё сердце! Я на генном уровне чувствую, что русские – не братья и не славяне. Очень хорошо об этом написано в книге "Страна Моксель, или Московия". У меня с пенсии нет денег на книги, но я у подруг читать беру". Что из того, что многие просто не знают про давний штурм Батурина войсками Меншикова? Главное – в День Соборности разорвать нашу общую историю на кровавые куски, на трагические страницы нестыковки интересов правящих классов, на естественную разницу в мировосприятии. Другая – пани Янина – вторила: "Я тоже никогда не считала русских братьями, хотя работала в дельфинарии Севастополя. У меня были товарищи из русских, но я никогда не позволяла им садиться мне на голову только потому, что я хохлушка". Владимир Белинский – автор книги "Страна Моксель, или Московия" убеждён: предки современных русских – это угро-финны, которыми потомки киевских князей только правили. Ну и что? Правивший во Владимире Андрей Боголюбский сын половчанки – посмотрите на бюст реставрации Герасимова – какой он славянин? Свою книгу новый Белинский вымучивал более трёх десятилетий – и вот ура! – Госкомтелерадио вручил автору премию имени Ивана Франко, который называл себя русином, а не украинцем, за… "лучшую научную работу". Чего вы там с наукой-то творите?
За этими грустными мыслями вспомнил, что накануне натолкнулся на зимнее выступлением во Львове Любови Голоты в цикле вечеров тоже бывшего депутата-русофоба Ирины Фарион со странным названием "Книга и мета", то есть "Книга и цель", хотя для настоящего писателя иной цели и быть не может – ну не политическая или интернетовская трибуна же вместо книги! Любовь в холодном полупустом зале (даже Фарион не выдержала и белый шикарный пуховик накинула!) назвала телефон своего эфира на радио "Культура". Ну я и позвонил из Киева. Редактор объяснила: Голота будет в эфире в 16 часов на своей программе "Серебряная пора" с гостем – тоже недавним депутатом Иваном Зайцем. Я послушал начало – про историю Дня Соборности, который отмечается 22 января – в день провозглашения в 1919 году акта воссоединения Украинской Народной Республики (УНР) и Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) в единое украинское государство: "Отныне сливаются в одно веками отделённые друг от друга части Украины – Галичина, Буковина, Закарпатье и приднепровская Украина – в одну Большую Украину. Исполнились исконные мечты, для которых жили и за которые умирали лучшие сыны Украины. Отныне есть только одна независимая Украинская Народная Республика". После этого она столько раз распадалась, перекраивалась, но беспрерывно прирастала усилиями Ленина, Сталина, Хрущёва и сделалась к развалу СССР небывало большим государством.
"– О, видомый российский поэт, мой давний знакомый! Дни литературы в Днепропетровской области – 1981 год, Александр был с гитарой. Он славил свои национальные корни, обращался к фольклору, помню "Теребили бабы лён"!
– В дом к твоим родителям заезжали. Гарно жили!
– Да! Руководитель нашей группы – партизан и писатель Юрий Збанацкий, замечательный человек (Герой Советского Союза. – А.Б.) сказал: мимо же твоей Софиевки по Криворожской трассе поедем после выступления, давай в родное гнездо свернём хоть на несколько минут. Семь писателей – и каких! – у нас в хате были.
– Да, родители расстарались, стол накрыли, угощали, а мы – после банкета… Но я хочу два вопроса задать тебе и гостю. Первый: передача называется "Серебряная пора". Не кажется ли тебе, что те времена расцвета Ивана Драча и Павло Мовчана, которых переводили их талантливые ровесники, молодые Микола Лукив и Люба Голота, которых переводили уже наши ровесники, – они-то и стали Серебряным веком украинской поэзии? Разве не жалко? Ну и Ивану Зайцу вопрос: вы в соборность только политическую составляющую вкладываете, а христианскую, культурную? Я проехал Ужгород, Львов, вот в Киеве говорю: разные Украины-то, неужели диктатом только соедините? А как же духовные скрепы? Был в Финляндии – жил напротив шведского театра, узнал, что саамский язык на севере стал третьим государственным. А что же в такой многообразной Украине творится?
И ответы меня – после сентиментальных воспоминаний в эфире – повергли в уныние. Друг мой, свидетель, врубил динамики, аппаратура в студии хорошая. Любовь вдруг вспомнила ещё, что я работал в "Литературной России", но отрезала: окончательно поняла, что ей с русскими поэтами не по пути. "После зелёных человечков в Крыму и кровавых на Донбассе мы и поняли: все братские узы разорваны!" Меня отключили.
Голота закончила радиопрограмму записью песни в стиле рэп:
– Фамилия Мовчана и его связи помогли вам?
– Думаю, что и друзья, и недруги мои подтвердят, что нет. Связями Мовчана – и поэта, и депутата – я не пользовалась никогда, ими не похвалялась. Моя фамилия осталась со мной, "поэтом и гражданином". Павло не стал моим ключом к редакциям, издательству, как и пропуском в "элиту". Более того, я не люблю, когда ко мне относятся только как к жене поэта и депутата Павла Мовчана.
Убитый Олесь Бузина утверждал, что это Мовчан с Голотой организовали "оппозицию" бывшему соратнику Яворивскому: "А недовольных в Союзе писателей много! Аж две тысячи человек числятся в Украине членами этой организации, воображая себя жрецами искусства. И каждому хочется быть классиком. Запестрели страницы "Литературной Украины" разоблачительными статьями о проделках Яворивского и его ближайшего окружения. Единственное, в чём так толком и не оправдался Яворивский – действительно ли он собирался продать ещё и здание писательской штаб-квартиры на Банковой, 2 – тот самый бывший особняк киевского купца Либермана, который достался Спилке, благодаря большевистским реквизициям при советской власти. Зато ответный удар пан Яворивский тогда, ещё будучи при власти в Спилке, своим врагам нанёс вполне в советском стиле – не словом, а делом. Жену Мовчана – Любовь Голоту – вывел из состава президиума Спилки (обиженный Мовчан в знак протеста против "жестокого обращения" со своей супругой вышел из этого органа сам). А главного редактора "Литературной Украины" Михаила Сидоржевского уволил с должности".
Последний после смерти Баранова и возглавил в ноябре 2014 года НСПУ. В минувшем году прославился тем, что горячо одобрил запрет СБУ по факту распространения на территории Украины литературы, которая составляет угрозу национальной безопасности: "Наконец-то спецслужбы начинают работать профессионально и патриотично в обороне государственных интересов. По крайней мере, мы на это надеемся, привыкнув до сих пор жить в государстве, которое было преимущественно врагом, или, по крайней мере, абсолютно безразличным для свободных, мыслящих граждан", – так коряво выразился Сидоржевский – автор книги "Тоска по свободе". Ну что ж, видно, по его мнению, долгожданная свобода приходит через запреты и списки СБУ…
В праздник Соборности ничего не происходило в центре – тихо и буднично. В Доме писателей висело объявление о фестивале 7 февраля с припиской "Для людей с корнями". С одной стороны, я тоже ценю таких людей, с другой – мне такое уточнение в Доме писателей показалось недемократичным. А главное, смущает двусмысленность: без каких корней – украинских или вообще национальных? Ведь русский или еврейский киевлянин тоже ощущает свои корни.
Думал-гадал, подняться ли пообщаться, но поставил ногу на лестницу и услышал оклик дюжего охранника "До ко´го?". А и впрямь – до кого? Развернулся и пошёл домой к армейскому другу. У него в прихожей прикреплено к двери высказывание Марка Твена: "Одурачить человека легче, чем доказать ему, что он одурачен". А для противоядия и стойкости постоянно включена "точка" – Украинское радио на кухне. Это, я вам доложу… Лучшего подтверждения, что может сделать пропаганда, не сыскать. По УР очень много программ, где дают почти без комментариев слово радиослушателям, как убеждён мой друг-киношник, с отбором-отсевом: "Ну не могут люди массово сойти с ума". Когда я пил чай с мороза, одна женщина – как выяснилось, пенсионерка – кричала… по-русски: "Пепел города Батурина стучит в моё сердце! Я на генном уровне чувствую, что русские – не братья и не славяне. Очень хорошо об этом написано в книге "Страна Моксель, или Московия". У меня с пенсии нет денег на книги, но я у подруг читать беру". Что из того, что многие просто не знают про давний штурм Батурина войсками Меншикова? Главное – в День Соборности разорвать нашу общую историю на кровавые куски, на трагические страницы нестыковки интересов правящих классов, на естественную разницу в мировосприятии. Другая – пани Янина – вторила: "Я тоже никогда не считала русских братьями, хотя работала в дельфинарии Севастополя. У меня были товарищи из русских, но я никогда не позволяла им садиться мне на голову только потому, что я хохлушка". Владимир Белинский – автор книги "Страна Моксель, или Московия" убеждён: предки современных русских – это угро-финны, которыми потомки киевских князей только правили. Ну и что? Правивший во Владимире Андрей Боголюбский сын половчанки – посмотрите на бюст реставрации Герасимова – какой он славянин? Свою книгу новый Белинский вымучивал более трёх десятилетий – и вот ура! – Госкомтелерадио вручил автору премию имени Ивана Франко, который называл себя русином, а не украинцем, за… "лучшую научную работу". Чего вы там с наукой-то творите?
За этими грустными мыслями вспомнил, что накануне натолкнулся на зимнее выступлением во Львове Любови Голоты в цикле вечеров тоже бывшего депутата-русофоба Ирины Фарион со странным названием "Книга и мета", то есть "Книга и цель", хотя для настоящего писателя иной цели и быть не может – ну не политическая или интернетовская трибуна же вместо книги! Любовь в холодном полупустом зале (даже Фарион не выдержала и белый шикарный пуховик накинула!) назвала телефон своего эфира на радио "Культура". Ну я и позвонил из Киева. Редактор объяснила: Голота будет в эфире в 16 часов на своей программе "Серебряная пора" с гостем – тоже недавним депутатом Иваном Зайцем. Я послушал начало – про историю Дня Соборности, который отмечается 22 января – в день провозглашения в 1919 году акта воссоединения Украинской Народной Республики (УНР) и Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) в единое украинское государство: "Отныне сливаются в одно веками отделённые друг от друга части Украины – Галичина, Буковина, Закарпатье и приднепровская Украина – в одну Большую Украину. Исполнились исконные мечты, для которых жили и за которые умирали лучшие сыны Украины. Отныне есть только одна независимая Украинская Народная Республика". После этого она столько раз распадалась, перекраивалась, но беспрерывно прирастала усилиями Ленина, Сталина, Хрущёва и сделалась к развалу СССР небывало большим государством.
"– О, видомый российский поэт, мой давний знакомый! Дни литературы в Днепропетровской области – 1981 год, Александр был с гитарой. Он славил свои национальные корни, обращался к фольклору, помню "Теребили бабы лён"!
– В дом к твоим родителям заезжали. Гарно жили!
– Да! Руководитель нашей группы – партизан и писатель Юрий Збанацкий, замечательный человек (Герой Советского Союза. – А.Б.) сказал: мимо же твоей Софиевки по Криворожской трассе поедем после выступления, давай в родное гнездо свернём хоть на несколько минут. Семь писателей – и каких! – у нас в хате были.
– Да, родители расстарались, стол накрыли, угощали, а мы – после банкета… Но я хочу два вопроса задать тебе и гостю. Первый: передача называется "Серебряная пора". Не кажется ли тебе, что те времена расцвета Ивана Драча и Павло Мовчана, которых переводили их талантливые ровесники, молодые Микола Лукив и Люба Голота, которых переводили уже наши ровесники, – они-то и стали Серебряным веком украинской поэзии? Разве не жалко? Ну и Ивану Зайцу вопрос: вы в соборность только политическую составляющую вкладываете, а христианскую, культурную? Я проехал Ужгород, Львов, вот в Киеве говорю: разные Украины-то, неужели диктатом только соедините? А как же духовные скрепы? Был в Финляндии – жил напротив шведского театра, узнал, что саамский язык на севере стал третьим государственным. А что же в такой многообразной Украине творится?
И ответы меня – после сентиментальных воспоминаний в эфире – повергли в уныние. Друг мой, свидетель, врубил динамики, аппаратура в студии хорошая. Любовь вдруг вспомнила ещё, что я работал в "Литературной России", но отрезала: окончательно поняла, что ей с русскими поэтами не по пути. "После зелёных человечков в Крыму и кровавых на Донбассе мы и поняли: все братские узы разорваны!" Меня отключили.
Голота закончила радиопрограмму записью песни в стиле рэп:
Слава Україні! Героям слава!
Ми поповняєм гвардійськії лави.
Плечима в плечі душі і серця,
Будемо стояти ми до кінця.
Для нас Україна – понад усе!
Гвардійська сила свободу несе.
Без сумніву станемо до бою, до бою,
Козацька слава ллється волною.
Ми поповняєм гвардійськії лави.
Плечима в плечі душі і серця,
Будемо стояти ми до кінця.
Для нас Україна – понад усе!
Гвардійська сила свободу несе.
Без сумніву станемо до бою, до бою,
Козацька слава ллється волною.
Но ведь это слабо, топорно, лозунгово – разве такие песни рождала война с истинным врагом – немецким фашизмом: от "Священной войны" до "Артиллеристы, Сталин дал приказ!" или "Ой, Днипро, Днипро, ты широк, могуч". Ведь мы же поэты и редакторы, Люба, мы выступали с тобой в Днепропетровске вместе с автором этих строк Евгением Долматовским. Ты разве не чувствуешь поэтическую и смысловую разницу? И при чём тут казацкая слава? В гражданской войне казаки бьются с двух сторон.
Разом увійдемо в історію героїв,
Бо не пожаліємо для ворога набоїв.
Всміхнуться Карпати, розквітне Донбас,
Захід та Схід поєднує нас!
Бо не пожаліємо для ворога набоїв.
Всміхнуться Карпати, розквітне Донбас,
Захід та Схід поєднує нас!
А здесь вообще ничего не понятно: не пожалеем патронов ради чего, чтобы войти в "историю героев" на каком поприще? Почему усмехнутся Карпаты, и тут же расцветёт Донбасс, и как Запад и Восток смогут вас объединить, если Новороссия и стала полем столкновения менталитета Галичины и Русского мира? Какая соборность на Украине без признания Русского мира? Ведь в его духовной власти миллионы, несмотря на страшное давление! Ну и силён же он…