Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Марианна Рейбо. «Письмо с этого света»
М.: «Вест-Консалтинг», 2015

Дебютный роман Марианны Рейбо «Письмо с этого света» — шокирующая исповедь девушки, посчитавшей, что является оболочкой для Люцифера. Мистика и реальность причудливо переплетаются, являя читателю слепок души героини. Сильной и слабой одновременно, способной на поступок, но пасующий перед расплатой за содеянное. Пусть даже в последнем виновата не она.
Повествование пронизано мистическими нитями, намеками, реминисценциями — задолго до части «Тот свет», в котором рассказывается история падшего архангела. Он, впрочем, в искаженном наркотиками сознании бедной девушки, является защитником людей, в то время как Бог — пусть и заботится о чадах своих — оппонент, могущий ничтоже сумняшеся уничтожить человечество.
Основной сценой романа является обыгрывание Тайной вечери — в современном, разумеется, антураже. Напомним, что это — событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников. «Иисусом Христом», если пытаться разгадать мистический смысл романа, становится первый мужчина героини Андрей. Здесь следует оговориться: вечеря в нынешних координатах — это ресторанная оргия, на которой девушку накачали наркотиками. Изначально в этом пьяном бесчинстве религиозного практически не было — дюжина была обычной, не чертовой. И ничего, кроме разнузданного поведения столичной богемы, в нем не наблюдалось. Но несколькими штрихами Марианна Рейбо создает полную постмодернистких смыслов картину.
Появляется жертва. И намечается предатель — сама героиня, пусть и без вины виноватая.
Хотя последнее условно. Сбежавшая из Санкт-Петербурга учиться в Москву, она поначалу хранила верность избраннику, но отношения — утомляли. И вскоре она не то что пошла по рукам, но начала изменять все активнее и активнее. Набирала меру вины. И здесь возникает второй основополагающий мотив романа — тема преступления и наказания, извечно волнующая русских писателей. Как известно, западная литература разделяла экшн-литературу и философско-нравственные произведения. Российские старатели пера аккумулировали оба начала. И Марианна Рейбо идет по этому пути. Причем путь от преступления к наказанию у нее проложен через все основополагающие чек-поинты: мысли о преступлении — само преступление — осознание сделанного — раскаяние — епитимья — отдание себя в руки судьбы (отца Андрея).
Здесь необходимо прочертить краткую фабулу произведения. Ребенок с тонкой и ранимой психикой, рано познавший смерть и собственную сексуальность, растет в санкт-петербургской семье. Рано теряет отца. Проходит через стадию «гадкого утенка» и «окукливания» (из подростка — в девушку). Встречает первого мужчину Андрея, который влюбляется в нее и предлагает руку и сердце. Последнее отталкивает героиню, но разорвать отношения она не решается. От тягостных будней и деспотичной матери сбегает в Москву — поступать в Литературный институт. Здесь же знакомится с местной богемой, своеобразным «олимпом», постепенно смелеет, начинает изменять Андрею. Что, в итоге приводит к описанной выше мистической сцене.
После «оргии-вечери» Андрей кончает с собой (жертва). Вслед за ним умирает мать молодого человека (вторая жертва — это, уже, конечно, расхождение с классическим сюжетом). Дальше мистическое и нравственное объединяются. Опять же в современном антураже. Девушка решает покончить с собой, устроив — чтобы никто не догадался об истинных причинах — передозировку наркотиков. Погрузившись в объятия дурмана, она и получает мистическое видение, отождествляет себя с Люцифером и решает — чудом вернувшись в этот мир — приехать в Санкт-Петербург и предстать перед убитым горем отцом Андрея.
На том и кончается этот тонкий, полный аллюзий и намеков роман талантливого прозаика Марианны Рейбо. Нравственный и жуткий одновременно. Высокий и низкий. Яркий.

Михаил РОЗЕНЦВАЙГ, Германия