Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Максим ЗАМШЕВ


ДОКАЗАТЕЛЬСТВО КУТТЫКАДАМА



Сейдахмет Куттыкадам. Дао Алтая. Исток человеческой цивилизации. – М.: Беловодье. 2015. – 364 с. – 1000 экз.

Рецензировать такую книгу, как «Дао Алтая», крайне трудно, и не потому, что это труд немыслимого объёма, и не в силу того, что он потрясает убедительностью версий, в основе своей ошеломляюще смелых, и даже не по причине его всеобъемлющей научности, – дело в том, что перед рецензентом неизбежно встанет проблема: как объяснить читателю, о чём книга. Здесь приходится вспомнить почти мифологизированный ответ Льва Толстого на вопрос, о чём «Анна Каренина». Как известно, Толстой сказал, что может лишь прочитать весь роман вслух от первой до последней страницы. Примерно то же можно произнести и по поводу «Дао Алтая». Поэтому позволю себе воздержаться от пересказа, отметив лишь, что философ и публицист из Казахстана дерзновенно замахнулся на то, чтобы доказать свою версию возникновения человеческой цивилизации. Предвижу у многих сейчас кислую мину: мол, немало мы уже такого видели и неизбежно сталкивались с шарлатанством. Куттыкадам с первых страниц опровергает возможный читательский скептицизм. Его авторское предисловие полно основательности, уверенности и деликатности. Оно обращает на себя внимание прежде всего тем, что Куттыкадам заявляет: интеллектуальный философский кураж не закончился в прошлом, нынешнее поколение мыслителей способно не только онтологически выказываться, но и совершать открытия в изучении сущности бытия.
Почему он осмелился такое высказать? На этот вопрос отвечает каждая последующая страница, доказывающая, что далеко не все современные люди отличаются поверхностным, или, как сейчас принято говорить, клиповым мышлением и стремятся получать лишь те знания, что быстро приносят практический результат. Есть и такие, как Куттыкадам, – алчущие откровений и ищущие пути для разгадки тайн цивилизационных первоначал.
В этой книге всё новое и всё убедительное. От предложенной периодизации истории мира до версии цивилизационного развития. Автору всегда не давало покоя то обстоятельство, что до сих пор не существует настоящего объяснения того, почему люди из первобытного животного состояния перешли к осознанной жизнедеятельности, одним словом, откуда пошло человеческое сознание.
Куттыкадам очень развёрнуто и убедительно доказывает, что прародиной человеческих знаний был горный Алтай, именно там появились люди, праалтайцы, обладавшие тайным знанием, бережно черпавшие сведения у природы и развивавшие и совершенствовавшие своё бытие. Именно они, кочуя и достигая разных земель, дали толчки для развития всех известных древних цивилизаций, создали языки и религии, привили общественное и социальное устройство. Нет смысла сейчас углубляться во все хитросплетения доказательств Куттыкадама, но, на мой взгляд, они помогают прояснить многие факты, которые прежде воспринимались как данность, и никто не пытался всерьёз проанализировать их.
Увлекательно и интересно читать о том, как праалтайцы стали с исходом тысячелетий разделяться на группы, давшие потом истоки тем расам, которые мы отличаем сейчас. Как совершенно были отделены из-за климата от благотворного влияния праалтайцев австралийцы и африканцы и потому значительно дольше других пребывали в первобытном состоянии, как создавались этносы современного Китая, как зачиналась цивилизация Эллады, впоследствии обус­ловившая подъём Европы. Поражает, как казахскому философу удаётся окинуть творческим взглядом такие огромные временные пространства и вполне живо и зримо восстановить их в весьма точной хронологии. Трагедию того, как вышедшие из одного праалтайского народа арии и алтайцы схлестнулись в непримиримой схватке, воспринимаешь как нечто происходившее совсем недавно и оставившее незаживающие рубцы. Ведь алтайцы по версии автора – это предки тюрков. Они были разбиты агрессивными ариями. У тюрков есть легенда о том, как единственного выжившего – безногого и безрукого мальчика – спасла и вскормила волчица, впоследствии ставшая его женой и родившая ему десятерых детей. Таким образом племя сохранилось. Именно поэтому тотемом тюрок является волчица.
Очень любопытна точка зрения автора на тюркскую миссию. Тюрки – это потомки алтайцев, алтайцы – потомки праалтайцев, тех, что из хаоса создали первоначальное знание. Связь эта была прервана в сознании народов, и необходимо её восстанавливать. Это особенно актуально сейчас. Ведь главная задача человечества – не утратить первоначальное праалтайское знание, основанное на единстве человека и природы. Это знание, эта идея гармоничного развития, уйдя вначале в Европу, а затем в Северную Америку, неуклонно возвращается в Евразию, где тюрки играют одну из ведущих ролей. В этом основная тюркская миссия. И одни их тех, кто призван к её воплощению, – тюркский народ, казахи. В этой мысли нет ни капли культивирования превосходства одних над другими, а лишь тревога за урбанистскую катастрофу, ведущую не к развитию человечества, а к его оглуплению и возвращению к животным инстинктам…
Куттыкадам очень тонко показывает, что некоторые черты кочевой жизни – например, умение ладить с окружающей действительностью, ничего в ней не нарушая, – стоит перенять нынешним людям. Вывод, казалось бы, лежащий на поверхности, но когда он доказывается целым многостраничным исследованием всей истории нашей цивилизации, то производит сильное впечатление, способное перевернуть многие житейские устои.


«Дао Алтая» (Фрагменты)


♦  Звуки и изображения, связанные со слухом и зрением, затрагивают то, что Люсьен Леви-Брюль (1857–1939) называл «дологическим мышлением». Это самые глубинные «первобытные» слои подсознания человека. В древности в Китае были своеобразные мелодийные «разведчики», которые ездили по стране, слушая, какие песни и мелодии звучат в разных княжествах, и определяли по ним, что может произойти в ближайшем или отдалённом будущем.
♦  Они видели живую и неразрывную связь между флорой, фауной, людьми, природой и космосом. Это необычайно способствовало развитию интеллекта. О том, каких огромных успехов можно достичь, обладая только силой ума, наглядно демонстрируют цивилизации ольмеков и майя – прямые наследники творцов Изначального Знания. Они сделали много удивительных и для нашего заурядного ума непонятных открытий, возведённых экзальтированными почитателями в разряд мистики и тайны. И эти всесторонние Знания для своего выражения нуждались в новых словах и оборотах, то есть в очень богатом и гибком языке, и этот Протоязык был создан этой гениальной праисторической плеядой.
♦  Нетрудно предположить, что во времена Изначального Знания существовали сакральная математика, сакральная астрономия, сакральная архитектура и в целом сакральная наука, абсолютно недоступные нашему профанному типу мышления. Это означает, что у протоалтайцев было абсолютно иное, «божественное» восприятие Времени, Пространства и Жизни.
♦  Можно предположить, что палеолитические мудрецы, не обладая современными чудо-приборами, опираясь только на собственное сознание и интуицию, достигали гораздо более высоких результатов, чем ныне. И тут вспоминаются слова Лао­цзы: «Мир можно познать, не выходя из своего двора». Воистину мерой всех вещей и самой Вселенной является Человек, точнее, его Разум, умело используемый. Палеолитический Алтай был пресловутым «нулём» в системе исторических координат человечества, из которого веером расходятся все древние цивилизации. (Нуль – это начало всего, это Ничто, из которого возникла вся Вселенная.) Это было время незамутнённого Чистого Сознания, когда Дух творил самого себя и когда тайны мира легко раскрывались перед ним.
♦  Если это Знание столь Велико и Божественно, почему оно не смогло сохранить самоё себя?
Сакральные объекты протоалтайцев, в частности, храмы и памятники, уничтожались некоторыми правителями и последующими религиями, особенно получившими статус мировых, – христианством и исламом, в меньшей мере буддизмом и иудаизмом, так как они видели в них проявления опасного язычества.
Следует помнить, что это была в основном Духовная обитель, которая создавала и распространяла Чистое Знание, и его творцы и адепты вовсе не заботились о том, чтобы их имена или плоды их деяний остались в так называемой истории, о которой они понятия не имели. Протоалтайцы владели особой и непостижимой для нашего суетного сознания Сакральной Наукой, без знания которой не постичь их мудрости и нельзя обнаружить следы их творений, которые, возможно, мы просто не замечаем. Протоалтайские мудрецы были гениальными до наивности, что позволяло им смотреть на мир без шор и видеть не феномены, а ноумены; кстати, их традиция в некоторой мере сохранилась в древних азиатских культурах.
♦  Все древние цивилизации, повторяя протоалтайцев, считали, что «пуп земли» находится на их территории, и себя они воспринимали как центр ойкумены. С Алтая распространился культ Мирового Древа, воплощающий практически во всех религиях и космогонических мифах универсальную концепцию мироздания. Древние германцы поклонялись священному дереву тотему, называемому Йер-Суб, стоит ли говорить о его прямой связи с прототенгрианской Елью (деревом), возле которой живёт божество Среднего мира – Йер-Су. Если внимательно проанализировать мифологии других древних народов, то можно найти немало типологических соответствий и в них с (прото)тенгрианством. (И неслучайно то, что на Алтае смыкаются три мировые религии – христианство, ислам и буддизм, а также зороастризм, даосизм, конфуцианство, шаманизм...) Но прямым его наследником является тюрко-монгольское тенгрианство.
♦  Вероятно, первыми отделились от Протоязыка американо-индейские языки, за ними – «куст» языков, которые распространились из Месопотамии, в их числе койсанская, нигеро-кордофанская, нило-сахарская, семито-хамитская языковые семьи. Затем – дравидская, кавказская, китайско-тибетские и другие семьи. И в последнюю очередь разделились уральские, арийские и алтайские языки, то есть они составляли «ядро» протоалтайского языка, которое расщепилось. Отсюда нетрудно предположить древнее родство алтайских и арийских языков и общие корни всех трёх языковых семей, особенно с учётом того, что арии в течение многих тысячелетий жили между уральцами и алтайцами. Системный, совокупный и иерархический анализ этих языков позволит примерно определить, каким был протоалтайский язык. То, что арийский относится к флективным языкам, алтайский – к агглютинативным, а уральский – к агглютинативным с незначительными элементами флексий, позволяет предположить, что протоалтайский был в основном агглютинативным языком. Это совпадает с языковедческой теорией о первичности агглютинаций.
Самым убедительным доказательством расовой принадлежности является не столько исследование костей и наличие артефактов, относящихся к той или иной культуре, сколько антропометрия. Прекрасный лик величайшей красавицы всех времён и народов царицы Нефертити представляет собой яркий типаж алтайской красоты.
В Древней Греции зародился не только новый пассионарный тип человека, но и новый стиль мышления, иное мировосприятие. Протоалтайцы мыслили природно-космическими категориями, и их мышление можно назвать отблесками божественного озарения. Древние азиаты мыслили надындивидуальными категориями и накопили много знаний в разных сферах, но они не могли провести связи между ними и интегрировать их. Их мышление можно назвать магическим. Древние греки, получив в своё распоряжение огромное количество готовых знаний, стали без особого пиетета оперировать ими, как некими интеллектуальными конструкторами «Лего». И это позволило им увидеть между ними самые разнообразные связи, что породило логику, а умение расчленять на «детали» тот или иной объем знаний – аналитику. Когда речь идёт о комплексном подходе к вопросам бытия, то на Востоке была в основном истинная философия, то есть собственно «платоническая» «любовь к мудрости», а на Западе она переродилась в филогносию, то есть «любовь к знанию» и его практическому применению.
Неудержимое стремление западного человека познать всё любой ценой изумляет и устрашает. Он создал самые совершенные машины, а теперь взялся и за человека. О тёмных силах природы хорошо знали и на Востоке, и некоторые жрецы пытались направить их на своих врагов, Запад же решил использовать их для так называемого прогресса, под которым понимал триумфальное шествие материи. Запад (Европа) достиг фантастических успехов в науке, технике, культуре и социальном устройстве, расковав внутренние возможности индивидуума, но индивидуализм постепенно привёл к солипсизму и атомизации западного общества. Эта «болезнь» в эпоху глобализации распространилась как пандемия и заразила весь мир. Человечество заблудилось в дебрях собственных «бесполезных» изобретений.
♦  Сейчас весь мир растерян и не знает, что делать. В том числе растеряны даже умнейшие люди, которые потеряли веру в то, что Разум способен остановить это вселенское безумие. И мне хотелось бы напомнить старую арийскую притчу о птице Симург, нашедшую отражение в мифологиях Индии и Ирана. …Давным-давно существовала некая птичья страна, и однажды в ней началась великая смута. И тогда на птичьем курултае старая сова сказала: «Слышала я в детстве, что где-то далеко-далеко, за семью морями и семью горами, живёт мудрая и вещая птица Симург, так вот нам надо лететь к ней за советом, что нам делать». …Летели долго, но никто из тех, кто встречался в пути, не слышал ни о какой птице Симург, тогда их ряды стали редеть: вначале отстали слабые телом, а затем – слабые духом. Уже пролетели через семь морей и семь гор, а её по-прежнему не было видно. Тогда объявились неверующие: мол, всё это сказки, никакой такой птицы нет – и повернули назад. Осталось только 30 птиц, которые упорно летели вперёд, несмотря ни на что. Их непреклонная воля и бесконечная вера в свою цель настолько сплотили их, что они почувствовали себя единым целым и в какой-то момент поняли, что они вместе и есть птица Симург. Свою цель они нашли в своём единстве и в себе. После этого они вернулись в свою страну, навели в ней порядок и возродили её.