Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ИЗ СОВЕТСКОЙ ПЛЕЯДЫ

80 лет со дня рождения Еремея Парнова



При исследовании любой области художественного творчества главное – не забывать, какова цель этого творчества. Произведение искусства тем и отличается, что прорастает даже на каменистой и "неблагодатной" почве, устремляясь к будущему. Жанр фантастики, с одной стороны, любим очень многими. С другой стороны, существует несколько пренебрежительное отношение к нему: здесь "сказочность" играет не в пользу фантастике, делая для некоторых этот жанр несерьёзным, "псевдонаучным" и т.д.; это и непонимание сути и значения чего-то, как бывает в начале возникновения нового. В то же время это плоды того самого первоначального успеха у читателя, которые привели к "массовости" выпускаемых произведений и обесцениванию самого явления.
В классической русской литературе одним из самых ярких фантастов можно назвать Н.В. Гоголя. Отдельные элементы фантастического и даже научно-фантастического вспыхивают в творчестве В.Ф. Одоевского, Н.Г. Чернышевского, М.Ю. Лермонтова, М.Е. Салтыкова-Щедрина…
Но лишь с ХХ века направление закрепляется как отдельный жанр. И появляется целая плеяда писателей-фантастов советского времени. С чем это связано? На мой взгляд, это очень органичный процесс. Ему способствовала и советская идеология – "жизнь ради будущих поколений".
Фантастика – это продолжение стремления человека к познанию, те же задачи ставит и русский реалистический роман. Любое искусство содержит элемент предвидения. Но в фантастике будущее – непосредственный объект наблюдения. Неудивительно, что в творчестве разных писателей эта тема приобретает такое разное, подчас парадоксальное осмысление.
Кризис советской фантастики 20–30-х гг. был вызван прежде всего бесконфликтностью темы, а не только "близорукостью", невозможностью заглянуть в самое ближайшее будущее. Иван Ефремов, в послевоенные годы возродивший, казалось, угасший жанр, доказывает, что развитие возможно в результате конфликта и борьбы.
Одним из знаковых представителей периода расцвета советской фантастики 60-х годов является Еремей Иудович Парнов. В это время она переживает настоящий взрыв тем, идей, сюжетов, подходов. Кажется, что возможности этого жанра безграничны.
В начале творчества Еремей Парнов в соавторстве с М. Емцевым пишет "Последнее путешествие полковника Фосетта", где пытается переосмыслить культуру майя с помощью современных гипотез и фантастических озарений. Этот метод носит налёт мистицизма, не выдерживая порой критики разума, поскольку основан на интуитивном восприятии мира.
Увлечённость мистикой вызвана поиском истины. В романе "Море Дирака" Парнов и Емцев пишут, что "стремление к Истине стало потребностью", имея в виду среду учёных. Но научная область – лишь одна из сфер жизни, на которую переносятся установки и мировоззрение авторов. И в культуре майя, и в древних преданиях писатель ищет крупицы знания, с помощью которых можно приблизиться к правде настоящей и будущей жизни.
Подход Парнова и некоторых его современников-фантастов, в том числе братьев Стругацких, можно назвать "фантастика как приём". Фантастическое выступает не просто фоном, а в роли способа переосмысления событий и явлений. Во главу угла становится нравственный поиск, постижение психологических глубин и тайн человечества, что сближает их произведения с русским классическим романом. Необычность в том, что "фантастический метод" позволяет заглянуть дальше и увидеть больше в силу своей свободы и непредсказуемости.
С другой стороны, этот приём позволяет сделать скидку на слишком "натянутые" фантастические повествования, объясняя это "оправой" для передачи, например, каких-либо социальных коллизий. Но если братья Стругацкие рассматривают "фантастику как приём" в чистом виде, беря за основу "поэтическое", или идейное наполнение, то Парнов уделяет научной части равное внимание, придерживаясь более "традиционных" взглядов на фантастику.
Непосредственный интерес Парнова к науке объясняется довольно просто – собственно, окончив Московский торфяной институт, Еремей Иудович был учёным, кандидатом химических наук.
Наиболее известным его произведением стала детективная трилогия об инспекторе Люсине, в которой описываются расследования мистических преступлений и используется при этом любимый приём автора: переплетение прошлого и настоящего, поиск решения с помощью иррационального подхода к действительности.
Будучи корреспондентом "Литературной газеты" и газеты "Правда" во Вьетнаме в разное время, он много путешествовал, а духовный поиск, как многих ищущих, его привёл в Гималаи и Тибет.
В последние годы жизни Еремей Иудович все больше склонялся к оккультной тематике. "Трон Люцифера" был окрещён православными "завуалированным учебником оккультизма". Е. Парнов является также одним из составителей "Атеистического словаря".
Умер Еремей Иудович после продолжительной болезни в 2009 году в возрасте 73 лет, тяжело пережив смерть своей жены, писательницы Елены Кнорре.
Имя Еремея Парнова – это новый стиль в научной фантастике, построенный на переплетении мистики, психологизма, авантюрности и этической составляющей.

Наталья КАУЛИНА