Сергей Белорусец
"Черно-белая книга"
"Черно-белая книга"
М.: Библиотечка позии Союза писателей Москвы, 2015
Сергей Белорусец известен многим читателям не только как автор замечательных детских книжек, но и прекрасных "взрослых" стихов. Из таких как раз и состоит его "Черно-белая книга", изданная Союзом писателей Москвы.
Название ее неслучайно. Собранная из коротких, глубоких, резких стихотворений, она действительно напоминает альбом моментальных черно-белых снимков, где случайность сюжета с лихвой компенсируется четкостью изображения.
Жизнь отражается здесь то в мгновенном переживании, то в энергичном выводе, полученном в результате долгих наблюдений. То в переходе из одного в другое:
Название ее неслучайно. Собранная из коротких, глубоких, резких стихотворений, она действительно напоминает альбом моментальных черно-белых снимков, где случайность сюжета с лихвой компенсируется четкостью изображения.
Жизнь отражается здесь то в мгновенном переживании, то в энергичном выводе, полученном в результате долгих наблюдений. То в переходе из одного в другое:
Однозвучно гремит аллохольчик,
Лежа в кожаной сумке на дне,
И не то чтобы ты — барахольщик,
Но привязан к родимой стране.
Сколько боли в том полуневнятном
Ощущении общих задач,
И такая любовь к белым пятнам,
Что за каждым — мерещится врач...
Лежа в кожаной сумке на дне,
И не то чтобы ты — барахольщик,
Но привязан к родимой стране.
Сколько боли в том полуневнятном
Ощущении общих задач,
И такая любовь к белым пятнам,
Что за каждым — мерещится врач...
Читатель с удовольствием узнает здесь уверенную, мастерскую работу со словом, свойственную С. Белорусцу. Который весьма точно определяет и собственное место "творческого человека в возрасте" в сегодняшней "полуневнятной" исторической среде:
С доски исчезла треть фигур.
Взамен образовалась плешка…
Ты не гроссмейстер, не авгур.
Скорее, проходная пешка.
Взамен образовалась плешка…
Ты не гроссмейстер, не авгур.
Скорее, проходная пешка.
При этом объективная размытость текущего момента, отображаемого в книге, причудливо сочетается с той расфокусировкой изображения, которую привносит уже сам автор. Что и понятно, так как вещи эти обычно взаимопроникающи. На очень ограниченном пространстве (32 страницы) С. Белорусец почти не работает в масштабе 1:1, в котором мы обычно находимся. Постоянные скачки из микромира бытия в космос и обратно делают автора похожим на мудреца, который рассказывает об океанах, имея в руках всего лишь склянку воды. А лекцию читает на корабельной палубе. Вглядывается он в беспокойное пространство или в пробирку, интересно бывает в любом случае. Тем временем жизнь протекает где-то посередине.
Арсений АННЕНКОВ