Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Интервью


В этом год исполнилось 10 лет санкт-петербургскому журналу «Зинзивер» (печатный орган Союза писателей ХХI века и Союза писателей Санкт-Петербурга).
Вот уже 4 года это издание возглавляет известный прозаик из города на Неве Владимир Шпаков.
Сегодня он отвечает на вопросы нашего корреспондента.



ВЛАДИМИР ШПАКОВ: «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — ОГРОМНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ОЙКУМЕНА…»

— Владимир Михайлович, Вы уже 4 года главный редактор журнала «Зинзивер». Какова редакционная политика журнала?
— Концепция журнала «Зинзивер» в разное время его существования серьезным образом менялась. Вначале (об этом можно судить уже по названию) в журнале в основном публиковались авторы из области литературного авангарда, в первую очередь — поэты. Но спустя несколько лет вкусовые предпочтения редакции естественным образом изменились. На мой взгляд, литературное издание, сосредоточенное на одном, пусть и весьма интересном сегменте современной литературы, сейчас не очень актуально. В нынешних условиях журнал имеет шанс привлечь внимание читателя, если будет учитывать вкусовые предпочтения разной читающей публики. Ее, увы, немного, и не хочется терять никого.
Если говорить о моих четырех годах редакторства, то я принципиально политику журнала не менял, просто внес в нее определенные (но важные) коррективы. Прежде всего, был обновлен и расширен круг авторов журнала, в котором стали печататься такие известные питерские литераторы, как Александр Мелихов, Виктор Соснора, Николай Крыщук, Владимир Рекшан и др. Удалось привлечь и талантливую молодежь, так что журнал, скажу без ложной скромности, за последние годы изменился в лучшую сторону.
— Ваши журналы подписчики теперь получают и в твердом переплете. С чем это связано?
— С тем, что журнал обрел авторитет, своего читателя, свое неповторимое место в проекте «Журнальный зал», а значит, получил право выходить в свет в том числе и в твердом переплете. Тут ведь главное, что поклонники журнала и некоторые авторы охотно приобретают журнал в подобном полиграфическом исполнении. А если есть активный спрос, то почему его не удовлетворить!
— Какие перспективы у журнала? О чем Вы мечтаете?
— Основная перспектива — удержание того авторского круга, который сложился, и дальнейшее его расширение. Санкт-Петербург (а я занимаюсь авторами сугубо питерскими) — это очень обширная литературная планета, она и на десятую часть не представлена пока в «Зинзивере». Так что резервы у нас, можно сказать, огромные. Я замечаю, что многие питерские литераторы с интересом присматриваются к нашему изданию, читают его, хорошо отзываются, а затем предлагают свои произведения. И это, конечно же, радует. А моя главная мечта заключается в том, чтобы дожить до того времени, когда авторам журнала я бы мог выплатить гонорар. Пока состояние дел таково, что о вознаграждении авторам речи нет. Но надежда на это — есть.
— Мы уже говорили на эту тему. И все же… Почему в журнале так мало поэтов-авангардистов, ведь Петербург всегда славился авангардом?
— Петербург, как уже было сказано — огромная литературная ойкумена, славная как традицией, так и авангардом. На страницах журнала, конечно же, присутствуют поэты, которые работают вне традиционных поэтических практик. Это, к примеру, Валерий Земских, Арсен Мирзаев, Джордж Гуницкий, Дмитрий Григорьев. А в одном из последних номеров мы опубликовали, можно сказать, живого классика авангарда, известного поэта Александра Горнона. Почему кажется, что таких публикаций немного? Мой ответ таков: потому что в сфере нетрадиционного стихосложения хотят (а главное, умеют) работать немногие. Тут довольно легко имитировать поэзию, но всерьез и по-настоящему создать состоятельное поэтическое произведение, свободное от бремени силлабо-тонического стиха — весьма трудно. Вот почему большинство начинающих поэтов охотнее занимаются рифмовкой, осваивают ямбы и хореи, а в область, допустим, свободного стиха движутся неохотно. Отсюда и процентное содержание авангардных стихов в нашем журнале. Хотя это можно счесть и определенной недоработкой редакции. Мы подумаем над тем, чтобы более активно привлекать к сотрудничеству таких поэтов.
— Какие новинки в портфеле у редакции?
— В настоящее время мы ведем переговоры или уже договорились с рядом авторов о публикации их новых произведений в «Зинзивере». Недавно мы опубликовали прозу Виктора Сосноры, на мой взгляд, гениального поэта и писателя. Теперь есть планы насчет публикации его стихов. Работает для журнала Александр Мелихов, чьи эссе и публицистические статьи вызывают неизменный интерес у читателя. Новую статью для «Зинзивера» пишет наш постоянный автор, литературовед и прозаик Владимир Холкин, чей анализ классических произведений всегда глубок и тонок. Есть планы опубликовать фрагмент романа известного питерского поэта Всеволода Зельченко. Ну и, конечно, у нас в запасе целый ряд претендующих на публикацию поэтов. Они обладают разным опытом и уровнем мастерства, но выбор зачастую происходит между «хорошим» и «очень хорошим». Петербург все-таки поэтический город, и здесь лирическая струя никогда не иссякнет, равно как никогда не прекратятся и революционные поэтические эксперименты.
— Какие Ваши творческие планы как прозаика?
— Мои планы редактора и прозаика, скажу честно, иногда вступают в конфликт. Но я этот конфликт, как правило, разруливаю. В роли редактора я чувствую себя абсолютно на своем месте и стараюсь организовать деятельность так, чтобы непосредственная моя литературная работа не страдала. И она, как показывают события последнего времени, не страдает. Мой последний роман под названием «Песни китов», напечатанный в журнале «Дружба народов» (№№9-11), вошел в лонг-лист премии «Большая книга» и вскоре должен выйти отдельным изданием. В этом году я уже написал два крупных рассказа, а летом приступлю к написанию еще одной большой вещи. Тема будущего романа — власть, эта сфера жизни меня давно привлекала, а сейчас вроде определились система образов и сюжет, позволяющие всерьез высказаться по этой теме.

Беседу вел Евгений СТЕПАНОВ