Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Верочка Вербина, Александр Четвёркин. "Диалоги богов".
М., "Вест-Консалтинг", 2008.

Очень интересная книга. Стихи необыкновенно музыкальны, даже если они написаны свободным стихом.

По человечески жаль читателя.
Ибо чего он ищет в этом
фолианте постмодерна?
Вселенских откровений?
Мягкой эротики быта?
Риторики любви?
Акмеистики ссор?
Синтагматики отношений?
Так ли это важно…

"Диалоги богов" совершенно явно "выпиливаются" из предыдущих речений Вербиной (книга "Восемь лирических героинь"), возрождаются как птица Феникс, и очень удачно, надо сказать. Желание стать новой Черубиной подмигивает нам с первых строк.
Написанные провинциальным верлибром диалоги от лица женщины — поражают — настолько они являются частичкой каждой из нас, мыслями одной из многих.

я принимаю форму ребра
того мужчины
который сегодня
со мною рядом

Четверкин тоже старался не отставать и прописывать ответные реплики, но все же художник из него гораздо более интересный, чем поэт.

Вообще порой складывается впечатление, что это все же Монологи богов, а не Диалоги, как сказано в названии. Настолько герои иногда сами по себе, не слышат друг друга. Да и должны ли боги слушать? А может, это и не боги вовсе, а простые смертные? И это их дневниковые записи…

меня била дрожь при
мысли о том
что могут
подумать
я не лгу

И это верлибрски-свободное незначительное количество или скорее даже отсутствие знаков препинания, позволяющее резать фразы, читать строчки, понимать реплики — так как заблагорассудится.
Уж не широкий ли жест это в сторону читателя? Забота о нем?
Это уже немало.

Мария ЦВЕТАЕВА



Линор Горалик. "Подсекай, Петруша: книга стихов".
М., "Арго-Риск"; "Книжное обозрение", 2007.
Книжный проект журнала "Воздух", вып. 26.

Новая книга стихов Линор Горалик "Подсекай, Петруша" окончательно развеивает легенду о поэте Горалик. Эта легенда когда-то была создана руками одного известного делателя литературных имен — Александра Житинского. И вот благодаря другому известному деятелю Дмитрию Кузьмину, в чьей серии вышла рецензируемая книга, легенда прекратила свое существование. Правда, знают о самой легенде не так уж много читателей, ибо — что первая книга стихов Горалик "Цитатник" (СПб, 1999), что последняя "Подсекай, Петруша" (М., 2007) вышли ограниченными тиражами.
Тогда, в 1999-м, стихи Горалик действительно выделялись на фоне творчества авторов, которые знали, что такое Интернет, и размещали в нем свои произведения. Читая эти стихи сегодня, не понимаешь: что же в них такого, о чем писал Житинский: "…Я принадлежу к горячим поклонникам. Ритмы Линор покоряют, я слушаю ее стихи, как музыку, голова кружится от мгновенных переходов от высокого к низкому, как на качелях, обойма строфы вылетает короткой очередью… и ты сражен".
Тогда Линор написала роковую для себя фразу:

Поверь, дружок, все будет много хуже:
Возможно, Рим. Возможно, Вавилон.

О каком Вавилоне могла писать девушка, живущая в Израиле? Но давно сказано: стихи имеют свойство сбываться. Линор неожиданно переехала в Москву и стала участником литературного сообщества "Вавилон". Судьба играет злые шутки, не так ли? Не Вавилон, но — "Вавилон"!
С тех пор были у нее и книги прозы, и вот — новая книга стихов. Книжечка небольшая, читается быстро. При желании можно перечитать раз семь. Листая, останавливаюсь на 27-й странице:

Каждый месяц я вижу, как свято место пустует в соседних яслях,
Потому что мой незачатый сын истекает кровью в двадцатых числах,
Упирается больно, бьется, хочет родиться,
Кровью плачет, шепчет: мама, я бы мог тебе пригодиться,
Что за черт, почему ты не хочешь со мной водиться?

Вот это и есть самый яркий текст в книге, текст личностный, рассказанный так, как может рассказать только живой, чувствующий, талантливый человек, а не компьютерная программа. Из 40 страниц книги, занятых текстами, увы, более ничего подобного обнаружить не удалось. Все остальное — различные сочетания слов, чаще бессмысленные, но претендующие на какой-то особый смысл. Непонятно даже не ЧТО хотел сказать автор, а ЗАЧЕМ он вообще что-то пытался сказать.

Смертное вот несет домой вентилятор купило
Смертное просто пахало как вол не пило еле дотащилось
Смертное по пельменям и еще малому фокус показывало обещало
Смертное болит животом пьет "Маалокс" страшно панкреатит рак язва СПИД сука Господи ну не надо пожалуйста больше не буду
………………………………………….

А вообще сколько там той Земли и ведь сам обещал поможет чего бояться.

Если конечно Миша в пятницу то есть завтра операция все такое.

Личностный цинизм автора в сочетании с отстраненностью повествования и несостоятельностью потуг изобрести некую новую поэтическую технику позволяют назвать книгу Горалик разочарованием года.

Николай Сурнин



Сергей Белорусец. "Магический квадрат. Стихи".
Юданов и П., М., 2007.

"Магический квадрат" — новая книга стихов известного московского литератора, хорошего детского поэта Сергея Белорусца. В аннотации указано, что это первая для него книга "взрослых" стихов. Это доказывает, что для Сергея Белорусца не существует непосильных и недоступных тем и жанров.
Название книги — не то чтобы сверхоригинальное, но все же несколько неожиданное и претенциозное — всячески подчеркивается оформлением книги. Она почти квадратной формы, в твердом переплете, острые углы которого так же норовят оцарапать руки, как острые углы творчества Сергея Белорусца задевают сердце и смущают разум. Дизайн обложки и фронтисписа одинаков — разделенное тенью на четыре равные части белое полотно, из которого проступают загадочные иероглифы. Иероглифы обозначают циклы стихотворений, составившие книгу: "Фигуры круга", "Внутренний рельеф", "Рисунок игры" и "Зазеркальное стекло". Невольно настраиваешься на столь же геометрическую четкость их наполнения… и уже поражаешься тому, что число стихотворений в каждом цикле разное, не обязательно четное, что некоторые из них объединены в диптихи, а другие "гуляют сами по себе", и что темы кочуют из цикла в цикл, часто повторяясь (возможно — отражаясь, как ряд зеркал друг в друге; "Все искажают зеркала, но их не бьют за это" — не случайно автором брошена эта фраза!), что, скорее, вызывает ассоциацию с кругом.
О чем говорит читателю Сергей Белорусец на первых же страницах книги в двух "внецикличных", связанных, как сиамские близнецы, стихотворениях: "Как предмет воплощения — круг… с теченьем времен выплывал, наяву обращаясь в овал" и "Ты не читал. Ты рисовал магический квадрат… И превращался твой квадрат в магический кристалл"? Грамотный (а другого читателя ироничный и интеллектуально богатый поэт себе не ищет!) адресат озадачивается: явственно педалируемый квадрат или исподволь выплывающий круг есть лейтмотив культурного "мессиджа" Белорусца?
Ведь что такое — магический квадрат? Изобретенная неким гением древности геометрическая фигура, заполненная цифрами в таком порядке, что их сумма по всем измерениям одна и та же. Если речь идет о простых числах, то эта сумма — 15. Магию этого подсчета высоко ставил Пифагор, полагая, что число 15 означает количество отпущенных душе инкарнаций. А магический кристалл — объемное тело, используемое оккультистами как "зеркало" некоего нездешнего мира — прошлого ли, будущего, параллельного измерения… А Белорусец, начиная с бытовых зарисовок мира внешнего, современного ему и даже откровенно немилого в цикле "Фигуры круга", где, пожалуй, больше социальной безнадежной тематики ("Ветерану ВОВ восемьдесят с гаком… Внук его — фашист в третьем поколеньи"), плавно переходит в зазеркалье собственной души в последнем цикле книги, где ему, как всякому талантливому поэту, еще более неуютно. "Кроссвордное" пересечение тем и даже — порой — строк — имеется, а вот в сферу, в замкнутое пространство они не срастаются. Можно сказать, что магический кристалл Сергея Белорусца пока дан "в развернутом виде". Строгая и элегантная его молекулярная решетка уже начертана твердой рукой поэта. В этой схеме взблескивают отточенными гранями подлинные находки: "Лишь крапива порою кусается, током бьющая из-под земли", "И — как большие дождевые капли — парашютисты падают с небес", "И — вытри стол перед застольем — чтоб не ударить в грязь лицом", "Разжившись угаданным, обезжизнить его…" Из любимых Сергеем Белорусцем тире — отличный, но обоюдоострый поэтический инструмент, который не ранит только руку Мастера — и строится уникальная решетка его магического кристалла. Но кристаллу еще только предстоит вырасти. Наверное, "Магический кристалл" будет название следующей книги Белорусца. А пока в парадоксальности вступления — разгадка!.. Невозможно поверить алгеброй гармонию. Невозможно проанализировать математическими методами экзистенциальные проявления в творческой (виртуальной, само собой) реальности. Экзистенциального в "Магическом квадрате" более чем достаточно: "Ты бредешь, каждый шаг заклиная, / прибавляя следы к пустоте…", "Главный парадокс бытия /— что тебе не сбиться с пути. / Из дорог любая — твоя. / А теперь — попробуй уйти…", "…И в любом интервале / уловима едва ли / жизнь, идущая — фоном / — по вселенским законам…".
Цитатный ряд можно продолжать, спекулируя на интересе автора к Бесконечности, который, собственно, и сам бесконечен. Но стоит ли? Самым любопытным читателям и, возможно, последователям, поэт сигнализировал, что не стоит уходить в неизвестность по извивам "лежащей восьмерки".
"Ты структурируешь лишь то, что вряд ли выразимо!" — сам себя осадил Сергей Белорусец. Невозможно структурировать бесконечное многотемье, и жесткие рамки квадрата в форме новой для себя, "первой взрослой" книги, кажется мне, избраны для того, чтобы остановить (но не прекратить!) Поиск — движущую силу поэтического слова Сергея Белорусца. Впрочем, автор эту похожую на девиз строку трактует иначе. По его собственным словам, "Ты структурируешь лишь то, что вряд ли выразимо", — отнюдь не "самоосаживание" автора. Это его выбор — как раз направленный на движение вглубь. И с точки зрения автора нужно и должно усложнять то, что здесь (на поверхности мысли?) принято упрощать. Чтобы расширять сознание и разбивать то, что некоторые считают за устоявшийся и понятный миропорядок... Только тогда — взамен — может возникнуть другой...
Что и требовалось доказать.

Елена САФРОНОВА



Алексей Самойлов, "Маргарин",
М., "Вест-Консалтинг", 2008.

Если не купить в продуктовом магазине пачку маргарина, то обычная мирная семья сойдет с ума и все друг друга перекалечат. Если Землю захотят колонизировать инопланетяне, то им вовсе не нужно разворачивать военные действия: земляне сами откроют им двери из лучших экологических и политических побуждений. Об этом и многом другом расскажет читателю сборник фантастических, мистических и просто стебных рассказов Алексея Самойлова. Книга так и называется "Маргарин".
Поначалу читатель имеет право скривить губы и пробурчать: "Очередная мистика-фантастика, надоело! Сейчас все кому ни лень такое пишут". Он, безусловно, будет прав. В наши дни фантастику не пишет только ленивый. Однако советую все же дочитать до конца первую новеллу. История красных шаров одновременно и пародия на фантастику, и едкая политическая сатира, и просто удивительно смешной текст. А дальше… дальше еще веселее. Трусливый самоубийца, женщина, в беготне от дома до работы и обратно, где-то обронившая молодость — это вроде бы обыкновенные люди, наши с вами соседи. И от обыденной жизни до абсурдно-фантастических ситуаций — один шаг. Максимум — два. И эти вроде бы простые рассказы наводят нас на мысль о том, что нет ничего фантастичнее и абсурднее, чем повседневность со всеми ее несостыковками и несуразностями.
Часто современная фантастика бывает серьезной до зубовного скрежета: герои спасают миры, добрые и отважные жестоко истребляют злых и трусливых и так далее. Про мистику и говорить нечего. На этом фоне "Маргарин" смотрится так же ярко и весело, как парень в цветастой рубашке на фоне офисных работников, измученных дресс-кодом. Именно поэтому книгу и стоит как минимум полистать. Тем более, что написана она легко и читается залпом.
Алексей Самойлов смеется над общечеловеческими слабостями, доводя до абсурда и банально-повседневные, и нарочито-фантастические ситуации по принципу "Сказка ложь, да в ней намек". Похохочешь-похохочешь над героями рассказов, а потом и призадумаешься: ведь и правда… Как-то оно так и бывает. Кстати, в сборнике есть и самые настоящие сказки (некоторые из них написаны в соавторстве с Аннет Ривьер, и несколько отличаются по стилю). Просто сказки, милые и незатейливые, как история Прошки, гадкого котенка, превратившегося в большого и пушистого кота.
Разумеется, не все рассказы в сборнике одинаково блестящи, и там, где автор берется за мистику и философию, его острое перо притупляется и ясная мысль затуманивается. Впрочем, на вкус и на цвет товарищей нет — кому-то из читателей, особенно юным, возможно, именно этот туман и понравится.

Анна МУРАДОВА