«Особые» художники и их место в системе наивного и аутсайдерского искусства

Термин «ар брют» был придуман в 1945 году французским художником Жаном Дюбюффе для описания собранных им работ непрофессиональных художников (французское «ар брют» — грубое, жесткое искусство). Довольно часто авторы, создававшие произведения «ар брют», были душевнобольными или находились в аномальных психофизических состояниях, или называемыми в народе «простаками», «чудаками», «медиумами». Способность таких художников создавать по-настоящему выразительные работы обуславливалась их независимостью от влияния академического образования и социальных стереотипов. Искусство аутсайдеров (понятие часто использовалось как эквивалент «ар брют») также подразумевает творчество непрофессиональных художников, не следующих традициям, а движимых исключительно своей внутренней потребностью творить, но не имеющих, в отличие от наивных авторов, потребности в признании себя художниками. Выражение «искусство аутсайдеров» получило повсеместное распространение после выхода в свет книги английского критика Роджера Кардинала «Искусство аутсайдеров» в 1970‑е годы.

«Аутсайдер» — это человек, не входящий или не допущенный в определенную группу или общность, подчиняющуюся своим внутренним правилам и установкам. Художники-аутсайдеры не следуют традициям искусства, им чужды культурные каноны, они не знакомы с инновациями в сфере искусства. Они творят, подчиняясь лишь собственному подсознанию, творят искренне, непосредственно, инстинктивно, имея непреодолимую потребность в самовыражении. Они не управляемы в своих фантазиях. Они также свободны в выборе техник и материалов для работы. Произведения аутсайдеров необычны, отражая не реальную действительность, а отображая внутренний особый мир автора, они обращены, как правило, не к зрителю, а к создателю работы. Аутсайдеры даже не считают себя художниками, и об их жизни и деятельности мы получаем информацию через третьи лица. Художник-аутсайдер лишь тогда осознает себя художником, когда эксперты, коллекционеры или искусствоведы признают их произведения относящимися к искусству.
«Особые» художники, как и наивные, и аутсайдеры, несомненно, находятся под впечатлениями, полученными в детстве, в результате занятий с профессиональным педагогом, общения с художниками-профессионалами и их произведениями. Широко известные наивные художники, такие, как Анри Руссо, Нико Пиросмани, Катя Медведева, творили и творят в тесном контакте с представителями «профессиональной» культуры. «Особые» художники знакомы с различными направлениями в искусстве, они изучают, насколько это возможно, произведения известных мастеров и их биографию. Работы этих авторов рождаются не спонтанно, а в результате кропотливой работы с педагогом — профессиональным художником.
Следует отметить, что для наивного искусства характерно почти полное отсутствие портретного жанра, вероятно, по причине недостатка у наивных мастеров специальных умений. «Особые» художники активно используют портретный жанр в своих произведениях, более того, этот жанр превалирует. Наивные авторы используют в своих произведениях воспоминания о счастливой жизни или воплощают свои мечты, «особые» художники интерпретируют образы героев классических произведений, создавая подчас романы в картинах.
Авторы выставки «Настасья Филипповна и другие» Николай Бондаренко и Андрей Демин пересказывают романы «Что делать» и «Идиот», пьесу «Мистерия Буфф», вычленяя характеры авторов и героев этих произведений и помещая их на красочную поверхность. Сюжеты работ «особых» художников отличаются продуманностью, повествовательностью, здесь нет места импульсивности, как у представителей «аутсайдер-арт». Роман Горшенин создает талантливые копии работ известных художников, домысливая и прибавляя там, где он считает нужным. Он создает порой фантастические сцены общения людей и животных, используя для этого всю многосложную палитру возможностей художника.
Самому юному участнику выставки Маркусу Мартиновичу всего 8 лет. В своих работах он изображает преимущественно себя, но ввиду ограниченного представления о себе самом, он предстает в образах разных людей, животных и предметов, с которыми он встречается в повседневной жизни. На одной работе Маркус предстает в образе санитара госпиталя, в котором проходил лечение, на другой работе Маркус — в роли японца, которого повстречал в том же госпитале, на третьей Маркус изображает свою маму в качестве чернокожей женщины, лежащей на диване. Изобразительная примитивность языка исчезает при ближайшем рассмотрении работ, она уступает место глубине мироощущения этого необычного мальчика.
Искусство «особых» художников — знаковое для нашего времени, его не следует заключать в жесткие рамки стилеобразующих направлений. Оно имеет, безусловно, черты аутсайдерского искусства, в части изолированности художников от социума. Аутичных авторов боятся, их избегают, довольно часто не имея четкого представления о понятии «аутизм» и применяя для характеристик этих особенных людей временами оскорбительную терминологию. Особые художники не стремятся находиться в изолированности от общества, они заявляют о себе, стучатся к нам, стремятся к взаимодействию. Этих авторов не устраивает переписка по электронной почте, виртуальные выставки, общение в социальных сетях. Они призывают нас вспомнить, что мы — живые люди, а мир вокруг нас — хаотическая действительность, в которой все мы должны сообща навести порядок, и, прежде всего, начать со своих мыслей.
Елена КОМАРЕНКО,
куратор выставочного проекта «Настасья Филипповна и другие», галерея «73 Улица»
куратор выставочного проекта «Настасья Филипповна и другие», галерея «73 Улица»