Ольга Михайлова
"Рябиновый оберег"
"Рябиновый оберег"
М.: "Вест-Консалтинг", 2014
Сборник "Рябиновый оберег" Ольги Михайловой удивительно гармоничен. Здесь традиционные силлабо-тонические стихотворения плавно перетекают в верлибры или строки из записной книжки — как заметки на полях, лирические жемчужинки, а потом переходят — в прозу.
Чувствуется, что рифма несколько тяготит автора, сковывает, а потому даже в силлабо-тонических текстах рифмуются подчас только вторые и четвертые строки, иногда и эта рифма условна. Как будто язык требует большей свободы выражения, а любые ограничительные рамки — и четкий метр, и рифма — его сдерживают. Впечатление подтверждается, когда начинают встречаться — каплями, словно дождь начал накрапывать — верлибры. Они и свободнее, и органичнее. Видно, что над автором не довлеет форма, а потому предметы получают не искусственную, а естественную огранку. То есть, огранка и вовсе не видна, зато запечатлена картинка:
Чувствуется, что рифма несколько тяготит автора, сковывает, а потому даже в силлабо-тонических текстах рифмуются подчас только вторые и четвертые строки, иногда и эта рифма условна. Как будто язык требует большей свободы выражения, а любые ограничительные рамки — и четкий метр, и рифма — его сдерживают. Впечатление подтверждается, когда начинают встречаться — каплями, словно дождь начал накрапывать — верлибры. Они и свободнее, и органичнее. Видно, что над автором не довлеет форма, а потому предметы получают не искусственную, а естественную огранку. То есть, огранка и вовсе не видна, зато запечатлена картинка:
Сквозь голубые платьица нежного льна –
Лоскуты ранимого неба.
Лоскуты ранимого неба.
Или:
Бегство от серого дождя
В доброе искреннее лето.
Я играю с ним в догонялки.
В доброе искреннее лето.
Я играю с ним в догонялки.
Или:
Ласкается море,
Кутаешься в нежность ветерка.
Кутаешься в нежность ветерка.
Заметьте, насколько точно и легко сказано! Перед читателем не только картинка, но и внутренний сюжет, текст оживает, он визуален и практически ощутим. Бегство от дождя предстает одномоментно и погоней за летом. Здесь и обычная пейзажная зарисовка, и попытка философии: мы все стараемся не упустить лето нашей жизни, прожить его полноценно и как можно дольше не вступить в пору осени. Подобный подтекст и оживляет стихотворения, делает их поэзией, то есть — искусством. Наиболее удачные именно такие, под которыми обнаруживается второе дно. Таким образом, можно констатировать — у автора есть чувство слова. Отметим, что подобная лирика вполне актуальна, поэтика Ольги Михайловой напоминает мне словесные экзерсисы Михаила Бару, поэта и путешественника, опубликованные, например, в "Арионе":
осенний ветер…
из акварели в гравюру
превращается сад
из акварели в гравюру
превращается сад
Согласитесь, нечто родственное есть. Духовное начало, позиция наблюдателя. Намеренный уход от хаоса страстей. Это живая природа, и неудивительно, что на страницах сборника ощущается, как падает листва или переговариваются волны. В некотором смысле поэзия Ольги Михайловой дегуманизирована. Природа здесь являет истинную сущность и предъявляет права как минимум равные человеку.
Вот еще несколько характерных миниатюр:
Вот еще несколько характерных миниатюр:
Гроза
Переполох в небесах.
Начинается гроза.
Море встает на дыбы.
Переполох в небесах.
Начинается гроза.
Море встает на дыбы.
Или:
Миниатюрной скалой вырос из моря камень.
Как на одинокой планете,
Уединился на нем бородач-дикарь
И колдует над своим ноутбуком.
Как на одинокой планете,
Уединился на нем бородач-дикарь
И колдует над своим ноутбуком.
Или:
Гранат
Красные со светлой каймой бутоны цветков.
Красота еще спит.
Красные со светлой каймой бутоны цветков.
Красота еще спит.
Но, пожалуй, лучшей миниатюрой Михайловой назову следующую:
Отдыхает после утреннего лова
маленькая рыбацкая лодка.
Отчаянно пахнут морем еще мокрые сети.
Небо в них запуталось.
маленькая рыбацкая лодка.
Отчаянно пахнут морем еще мокрые сети.
Небо в них запуталось.
"Рябиновый оберег" — вторая книга Ольги Михайловой и хочется верить — не последняя. Поэтичность ее мира — очевидна. Автор пытается впитать в себя окружающее ее и переложить на бумагу — не сфальшивив. Это говорит об ответственности перед читателем. Да и перед собой.
Добрых слов заслуживает и поэтическая проза Михайловой. Миниатюры не большие, но: проникнутые лиричной грустью. И выписаны — без лишних слов и ненужностей. Вообще, тяготение к миниатюрности форм — похвально. Когда мысль можно уложить в несколько строчек, то ей окажется — как и должно — просторно. А это таинство дано не всякому. Ольга Михайлова, на мой взгляд, его постигла.
Добрых слов заслуживает и поэтическая проза Михайловой. Миниатюры не большие, но: проникнутые лиричной грустью. И выписаны — без лишних слов и ненужностей. Вообще, тяготение к миниатюрности форм — похвально. Когда мысль можно уложить в несколько строчек, то ей окажется — как и должно — просторно. А это таинство дано не всякому. Ольга Михайлова, на мой взгляд, его постигла.
Евгений МЕЛЕШИН