ПЕРВЫЙ ВСТРЕЧНЫЙ
100 лет назад родился выдающийся советский актёр Пётр Алейников
Да, Пётр Мартынович не был мировой знаменитостью, хотя недавний телефильм о нём и шёл в рубрике «Легенды мирового кино». Он был героем и легендой отечественного экрана, и не только кино – героем эпохи, лозунг которой: «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой!» На родине его слава была столь оглушительной, какую мало кто имел в мире.
До предела она возросла после фильма «Большая жизнь», где артист создал образ бесшабашного балагура шахтёра Вани Курского. Алейников покорил страну. Вскоре после выхода «Большой жизни» Пётр Мартынович вместе с группой киноартистов поехал на творческие встречи со зрителями в Донбасс. Нужно ли говорить, как его там принимали?! Стоило артисту появиться на сцене, как в зале начиналась овация, публика вставала со своих мест, зрители мчались к любимцу с подарками: вручали цветы, бутылки, сало, разные сувениры. Его обнимали, целовали, качали... Это продолжалось минут пятнадцать, после чего растроганный артист уходил со сцены. За все десять дней ни разу так и не выступил. Тем не менее в каждой рецензии об этих встречах было написано, что особенным успехом пользовались выступления «нашего доброго и любимого Петра Алейникова».
Киносимволов эпохи 1930-х годов было немало. Одни брали яркой внешностью. Другие прославились главными ролями положительных героев. Третьи часто мелькали на экранах. Алейникова нельзя отнести ни к одной из этих категорий.
В чём же заключается причина его феерической популярности? Он был донельзя свой, понятный. Не небожитель, каким представлялись многие другие артисты. Его можно представить соседом по дому, попутчиком в поезде, сослуживцем и, что греха таить, собутыльником, да и просто первым встречным. Самые простые слова своих персонажей он говорил настолько выразительно, что они быстро перекочёвывали в повседневный обиход, их повторяли, невольно подражая его иронической интонации.
Он играл в основном современников, как говорится, скромных героев наших дней: повара, студента, тракториста, шахтёра, шофёра. Зрители валом валили на фильмы с его участием, заранее предвкушая встречу с этим разбитным парнем. По всем статьям чувствовалось, что он «свой в доску». Безусловно, любви к нему придавала его биография человека, который «сам себя сделал», – сирота из белорусской деревни, воспитанник Могилёвской детской колонии, стал известным киноартистом. Другие же становились лётчиками, конструкторами, профессорами…
Символично, что свою первую роль Алейников сыграл в фильме «Встречный». Для зрителей он и был таким встречным – прохожим, одарившим людей неповторимой улыбкой, которую нельзя забыть.
До предела она возросла после фильма «Большая жизнь», где артист создал образ бесшабашного балагура шахтёра Вани Курского. Алейников покорил страну. Вскоре после выхода «Большой жизни» Пётр Мартынович вместе с группой киноартистов поехал на творческие встречи со зрителями в Донбасс. Нужно ли говорить, как его там принимали?! Стоило артисту появиться на сцене, как в зале начиналась овация, публика вставала со своих мест, зрители мчались к любимцу с подарками: вручали цветы, бутылки, сало, разные сувениры. Его обнимали, целовали, качали... Это продолжалось минут пятнадцать, после чего растроганный артист уходил со сцены. За все десять дней ни разу так и не выступил. Тем не менее в каждой рецензии об этих встречах было написано, что особенным успехом пользовались выступления «нашего доброго и любимого Петра Алейникова».
Киносимволов эпохи 1930-х годов было немало. Одни брали яркой внешностью. Другие прославились главными ролями положительных героев. Третьи часто мелькали на экранах. Алейникова нельзя отнести ни к одной из этих категорий.
В чём же заключается причина его феерической популярности? Он был донельзя свой, понятный. Не небожитель, каким представлялись многие другие артисты. Его можно представить соседом по дому, попутчиком в поезде, сослуживцем и, что греха таить, собутыльником, да и просто первым встречным. Самые простые слова своих персонажей он говорил настолько выразительно, что они быстро перекочёвывали в повседневный обиход, их повторяли, невольно подражая его иронической интонации.
Он играл в основном современников, как говорится, скромных героев наших дней: повара, студента, тракториста, шахтёра, шофёра. Зрители валом валили на фильмы с его участием, заранее предвкушая встречу с этим разбитным парнем. По всем статьям чувствовалось, что он «свой в доску». Безусловно, любви к нему придавала его биография человека, который «сам себя сделал», – сирота из белорусской деревни, воспитанник Могилёвской детской колонии, стал известным киноартистом. Другие же становились лётчиками, конструкторами, профессорами…
Символично, что свою первую роль Алейников сыграл в фильме «Встречный». Для зрителей он и был таким встречным – прохожим, одарившим людей неповторимой улыбкой, которую нельзя забыть.