Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Мария МАЛИНОВСКАЯ



Мария Малиновская родилась в 1994 году в г. Гомеле, Беларусь.
Студентка Литературного института имени А. М. Горького. Участник форумов молодых писателей в «Липках». Лауреат ряда литературных конкурсов и премий.
Публикации: журналы «День и ночь», «Студия», «Дети Ра», «Зинзивер», «Эмигрантская лира», журнал СП Москвы «Кольцо А», «Артикль», «Новая Немига литературная», «Южное сияние», альманахи «Илья», «День поэзии», «45-я параллель», «Литературная газета», сборники «Поэзия — женского рода» (Германия, 2013), «Новые писатели» («ПРОЗАиК») и другие издания.
Автор сборника поэзии «Гореальность» (Москва, 2013).

На вопросы, «Что для меня поэзия» или «Почему вы пишете», отвечать доводилось не раз. Впервые — лет в пятнадцать — в кругу пресыщенных циников от литературы. Тогда, не распознав провокационности вопроса, искренне рассказала все как есть: как пишется стихотворение, что этому предшествует и что бывает потом. После предсказуемой реакции плакала за дверью. Последний раз, когда мне задали вопрос из этой серии, был недавно — на семинаре в Литературном институте. Сначала я для разрядки обстановки поведала приведенную выше предысторию, а на сам вопрос ответила так, как решила отвечать именно тогда, в пятнадцать лет, плача за дверью: с поэзией в данном случае то же самое, что и с любовью, — если по-настоящему, то ты не сможешь сказать, почему ты пишешь, как не сможешь назвать любимому человеку конкретную причину, по которой ты его любишь.
Так я отвечала на подобные вопросы уже лет пять. Теперь отвечу по-иному. Мое мнение не поменялось, но прошло и то время, когда девочка с широко распахнутыми глазами не умела отличить желание «постебаться» от серьезного отношения, и время, когда она же из боязни не отличить одно от другого говорила общие фразы.
Сейчас я бы сказала, что поэзия — это власть. Она дала мне возможность понять «изнутри», почему люди, всем обеспеченные даже с излишком, пытаются любыми способами удержать власть или достичь ее. И почему, теряя ее, исписавшиеся поэты чаще всего, целенаправленно или непреднамеренно, обрывают и свою жизнь.
До сих пор не знаю, нужно ли об этом рассказывать и возможно ли. Попробовала однажды. И думаю, что получилось: зимним вечером, в машине, светящейся изнутри, как маленький космос. Но главное — наедине — когда нужно было рассказать о себе что-то самое главное, что за пару минут раскрыло бы меня другому человеку. И я сказала о поэзии — о том, как, живя «меж детей ничтожных мира… всех ничтожней», теряясь в элементарных бытовых ситуациях, за мгновение преображаешься. Колоссальный прилив сил, называемый вдохновением, вдруг дает тебе чувство, что ты, робкий от природы, сейчас мог бы повести за собой всех этих людей — у которых только что стеснялся спросить на улице, как пройти в библиотеку. Теперь, возникни надобность говорить, ты предстал бы блестящим оратором. Будь потребность решить сложнейшую математическую задачу — ты бы сделал это одним порывом интуиции. Даже ощущение физической силы возрастает в разы.
Но ты ничего из этого не делаешь: одна за другой, без малейшего усилия ума, являются строки. И единственное, что нужно здесь от человеческого рассудка — оставить это состояние тишиной, — при всей его движущейся внутренней мощи, которая от одного опрометчивого действия способна вырваться наружу и в этом случае изойти в пустой звук.
Но если удастся удержать эту мощь и понемногу дать ей воплотиться, то, кроме самого результата творчества, награда будет несопоставима ни с одним другим человеческим ощущением. И эта последняя ступень, как и всё предшествующее, — целиком состояния духа или разные стадии одного состояния.
Это для меня и есть поэзия — не только сам текст, но и та его жизнь, которая считывается из него лишь на чувственном уровне, а в своей сущности скрыта от всех (во многом и от самого автора, который здесь, по пушкинскому определению, «царь», но и не более чем царица Мэб — акушерка, помогающая спящим «родить» их мечты).

Мария Малиновская



На погосте живых

Наблюдать, как родного кого-то…
Мне не верится, кто там, на фото…
Изможденный,
в какой-то дерюге,
смотришь пусто и шало.
А когда-то я руки,
руки твои
держала…
На погосте живых
тяжелее стократ:
кличем их,
слышат мертвые — эти не слышат.
Крест на плечи — и молча стоят…
На погосте живых
тишина,
сколько этих крестов ни руби мы.
Что я делать, что делать должна? —
На погосте живых
мой любимый…
Я пришла, ты не видишь, я здесь?!
Видят мертвые — эти не видят.
Между нами туманная взвесь…
Над чернеющим дерном,
весь в черном,
и в моей безысходности весь,
держишь крест,
смотришь пусто и шало.
А когда-то,
не верится,
руки твои…
я держала их, Боже, держала!
Сколько взгляда хватает — ряды
так же молча стоящих,
и черные
по земле их обходят кроты,
в этих чащах
дозорные…
Воронов нет.
Не притронутся к падали духа.
Только дух здесь и падает глухо,
Глуше высохших мертвых планет…

Посадить бы сосну,
под сосной
будет вскопанный дерн да скамья
Все тебе помилее, чем я.
Оживешь —
посиди там… со мной.



*  *  *

Толпа вызывает священника криками «бис».
Толпа выступает с молитвой на транспаранте.
Твой авторский почерк в абстрактных картинах убийств.
Мы авторы схожие — модусом операнди.

Преследуют нас одинаково: школы одной.
Ты режешь людей в андеграунде. Я — сочиняю.
Мейнстрим коренной с дурновкусицей пристяжной
Опять переходит от дяди Митяя к Миняю.

Обыденность мира вращается, как шестерня,
Зубцами вертя колесо самых жутких фантазий.
И чувствую ночью, что где-то читаешь меня,
И воздух кусаю, крутясь в непрерывном экстазе.


Ты мне отвечаешь. Как прежде Есенину Блок.
Твой творческий путь узнаю по прямым репортажам.
Впервые не с властью — с поэтом такой диалог.
Почти равносильно шокируем эпатажем.

И это еще не всерьез, деликатно, щадя.
Конечно, спокойней сейчас не заглядывать вдаль, но
Предвижу твои инсталляции на площадях.
Зови.
Почитаю там.
Будет концептуально.



*  *  *

Из наковальни твоей
проступает лик.
Молись же, кузнец.
Твое пламя восстает на тебя,
из молота слезы выходят.
К такому мечта Рафаэля
не пробилась сквозь полутона,
влюбленный художник
для такого любимой лицо рассекал,
пятилетний маньяк,
на солнце глядевший,
такого не видел.
Лишь кончиком молота
в предынфарктной плавильне
такая раскольничья нежность
выписывается.
Так, что дрогнула б церковь от фрески,
обгорел бы художник
в предчувствии ада —
не будь кузнецом,
и собаки бы выли в том городе,
чувствуя Бога,
зовя
и не видя.
И только старухи
привычно крестились бы,
и безумели мужики.
Ты, кузнец, не любил ни одну,
чтобы выписать эту по мареву смертному;
говорить разучиться с ее премладенческих уст;
расшибаясь о печи,
подбивать под ступни ее воздух.
До этого ты ковал лишь вериги
и лезвия топоров.
Лишь таким исторгать мадонн,
и лишь мужеложцам любить
самых красивых женщин,
и только поэтам полнить
непроглядные кочегарни.

Святотатственна вера такая
у мужика:
она оскорбляет эстетику
мучеников
и просветленных.



гончая

Гончая-гончая, шубка горящая,
Пó снегу, пó ветру, женской рукой
Повод  натянутый,  снизу  смотрящая
Смерть — начеку — под ладонью мужской…

Гончая, белая гончая, выследи…
Страшная сила выходит на лов!
Гончая, будь мне — молитва… И ввысь лети!
Ноги бывают правдивее слов.

Миг укради мне — чтоб руку родимую —
Накрепко! Ляг под призывной пальбой,
В пасти добычу зажав невредимую, —
Смерть заметается перед тобой…

Вспомнит, рванется, пугнет приближением —
Но далека, далека, далека…
Женской ладони чуть явным движением
Слабо ответит мужская рука.



Sodade1

Где ты живешь, покажи мне, давай посидим
На пороге. Посмотрим, как даль курится,
Разливанное золото. Ты мне необходим.
Знаешь об этом. Безветрие. Чай с корицей.

Еще посидим — и покажешь гранатовый сад.
Он с той стороны? Улыбаешься. Угадала.
В каждом умершем — прозрачный небесный sodade,
В каждом создателе — тайная блажь вандала.

Пó полю катится к нам ветровая слеза,
Узкой дорожкой мнет молодые травы.
— Высоко забралась. Как хочешь, теперь слезай.
В детской ладошке выгнутый ствол корявый

Солнце зажало. Куришь, глядишь туда.
Неуловимо вздрагивают ресницы.
Кисть пианиста, как прежде, смугла, худа.
Но если сыграешь, музыка будет разниться.

___________________________________
1  Термин, встречающийся в креольском, португальском и испанском языках, не имеющий аналога в русском. Смесь ностальгии, меланхолии и нежности.



Магдалина

Запиши́те: любила всех сущих… собак.
И одного человека.
Да Винчи-Рублева-фейка —
Шута — лишь носил не колпак,

А черную кепку назад козырьком
(Конечно, когда был не в шлеме).
Молился одной Пресвятой Трилемме
И вплавь улетал пешком!

Великого дара — курьезный пшик,
Пародия — оригинала.
Но слушайте — то, что лишь я узнала:
Любил, как простой мужик.

И эти стихи — что его фреза —
Рожденного ювелиром.
Его не воспеть всем поэтским лирам —
Его материть в глаза!

И если ты женщина — то его
Женщина. Магдалина.
Вылепил Бог, да от черта глина,
Да от Фомы естество.

Русский мой, русский до пьяных слез… Родину не любивший.
Чернорабочим ей — солью бывший —
Мой пианист-виртуоз.

Мало ты, русский, пожал хлебов,
Чтоб заслужить — Ревекку.
Но если я есть, то я есть — любовь
К этому человеку.