Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЛИДИЯ ГРИГОРЬЕВА
"ЗДЕСЬ ДЫШАТ ПОЧВА И СУДЬБА"
О СТИХАХ ЛИДИИ КУПЦОВОЙ

В наше время читающему любителю изящной словесности остается все меньше шансов сделать поэтическое открытие. Потому что все пишут одинаково хорошо. Или одинаково нехорошо. Но чаще всего это просто слова, не обеспеченные золотым запасом индивидуальности и поэтической судьбы. Да, именно не биографии, а судьбы.
Тем более удивительными на этом фоне кажутся стихи поэта, которого я хотела бы поприветствовать, предварив его публикацию этим небольшим предисловием. По старой традиции еще советских времен такие предисловия открывали порою путь поэту "в большую печать". Обычно это делали "маститые" поэты, открывая молодые таланты. Но это не наш случай. Лидия Степановна Купцова, пишущая и публикующая свои стихи в интернете под ставшим популярным псевдонимом "Бабка Лидка" — отнюдь немолода. Но пронзительные интонации ее стихов, ироническое отношение к "лирической героине" и ее прототипу, говорит о том, что она хоть и пожила, но по своему мироощущению все еще не пожилая. И жизнь проживает интенсивно яркую и интересную. Потому и стихи ее наполнены большой жизненной энергией и волей к жизни. Темы ее стихов поражают разнообразием. Они взяты из жизни той прослойки общества, мимо которой мы часто проходим отводя глаза, чтобы не расстраиваться. Герои стихотворений этой неординарной женщины — это люди социального дна, и те, кого сейчас кличут "бомжами", и насельники приютов и домов престарелых. В обычной нашей жизни мы стараемся не думать о том, зачем и почему некоторые наши сограждане смогли дойти до самого социального дна и даже не пытаются от него оттолкнуться и вынырнуть на поверхность. Пытаются. И выныривают. И стихи "Бабки Лидки" тому пример. Сквозь ветошь бытия в этих текстах проглядывает вполне возможное высшее образование и явная начитанность.
Странно и страшно констатировать, что пьеса М. Горького "На дне" сегодня снова предельно актуальна! В советские времена, как я хорошо помню, тоже были такие странные внесоциальные люди. Называли их тогда "бичами". И это слово "БИЧ" расшифровывалось, как "бывший интеллигентный человек". Часто это были спившиеся романтики-мэнээсы (мэнээс — младший научный сотрудник, между прочим!), склонные к перемене мест, а попросту — к бродяжничеству. Летом они устраивались в геологоразведовательные экспедиции, строили коровники и дороги, а зимой "бичевали" в городах, где придется, на заработанные деньги. Они никогда не попрошайничали — это было строго запрещено не только законом, но и кодексом их внутренней, хоть бывшей интеллигентности. Любили посидеть у костра с гитарой и внесли свой вклад в развитие авторской песни. Мне кажется, что та немолодая и довольно мастеровитая поэтесса, которая скрывается под интернет-псевдонимом "Бабка Лидка" из этой когорты — бывших советских интеллигентов, решивших подать голос в защиту, дорого стоившей многим, личной свободы. Как они выживают и на что живут — для всех нас загадка. Но вот о чем думают и что ценят в своей непростой жизни, мы можем с вами узнать из стихов Лидии Степановны.
И то, что она живет в Сибири — стране некогда облюбованной советскими "бывшими интеллигентными людьми" тоже кажется мне не случайным и преемственным. За этими стихами стоит судьба не одного человека, а нескольких поколений "лишних" людей, не сумевших вписаться ни в советскую действительнойсть, ни в олигархический капитализм. Это голос устойчивой социальной субкультуры, со своими, отличными от обывательских, чаяниями, мнениями и устремлениями. Но они так порою похожи на наши собственные ощущения в восприятии жизни! А иначе почему они так берут читателя за душу? Об этом говорит и интернет-популярность этих стихов, и то, что несмотря на лаконичность поэтических текстов, они несут в себе значительные художественные обоб­щения. Хочется добавить, что в поэзии только то "мед", что поэт, как пчела, через всего себя, через душу свою пропустил. Остальное — разбавленный водой словесный "сахар" — под видом меда. Искренность подделать нельзя. В поэзии это тем более очевидно.

20 апреля 2014 года