Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

СТРАНА РУСИНИЯ


Карпатороссами гордо называют русинов. Их историческая родина – Карпатская Русь, разделённая на части, входит в состав нескольких государств: Лемковщина в Польше, Прикарпатье на Украине, Пряшевщина в Словакии. В Венгрии и Румынии, Сербии и Хорватии проживают русины не одно столетие, а в конце XIX века они и до Северной Америки добрались. Слышали о классике американского поп-арта Энди Уорхоле? Строго говоря, никакой он не американец, а карпаторосс! По самым скромным оценкам, в мире сейчас насчитывается около 1,6 миллиона русинов, из них более трети живут в Прикарпатье.
Хотя русинская диаспора в России относительно невелика (около 50 000 человек), её исторические корни глубоко вросли в нашу культуру и оставили в ней неизгладимый след. Задумайтесь: что общего между первым ректором Санкт-Петербургского университета Михаилом Балугьянским, литератором Нестором Кукольником, композитором Дмитрием Бортнянским, художником Игорем Грабарём и главой Русской зарубежной церкви митрополитом Лавром? Оказывается, все они были русинами, как и представленные на стр. 15 в подборке поэты. Объединяет их не только землячество (авторы стихов, как было принято писать в советские времена, живут и работают в Ужгороде), но и лауреатство – все трое в разное время удостаивались "Русской премии". Учреждённая в том же году, что и её российская тёзка, она, однако, носит и второе, русинское название – Руськая.
Особо следует сказать об Александре Васильевиче Духновиче (1803–1865). Это русинский Пушкин и одновременно выдающийся общественный деятель – священник, литератор, издатель и педагог, заложивший основы национального самосознания русинского народа и современного языка. Выводивший корни своего рода из далёкой Москвы, он считал себя сыном не только Карпатской, но и всей огромной Руси и сочетал в своих произведениях идеи русинского и общевосточнославянского патриотизма. Недаром в тяжёлые для Родины дни карпатские поэты обращаются к "Духновичем дарованному слову", черпая в нём вдохновение и духовную силу.