Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

«О РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ И УВАЖЕНИЕМ»

 

Неожиданно видеть нашу войну глазами иностранцев: кажется, что они всё равно не поймут, не прочувствуют, а то и просто исказят «под своим углом»… От того, что не ждёшь достойного результата, он оказывается ещё дороже. Может, иногда великое лучше видится на расстоянии? Шведский документалист Гунилла Брески, автор нашумевшего фильма «Ночные ведьмы», провела новое исследование, в центре которого – легендарный Владислав Микоша. Фильм «Я останавливаю время» (I STOP TIME) получил приглашение на фестивали в Санкт-Петербург, Осло, Хельсинки, Мурманск, Иркутск и Тунис.
Город-герой Севастополь пригласил Гуниллу Брески с её новым фильмом на празднование Дня Победы – и знаменательно, что в апреле-мае этого года отмечается 70-летие освобождения Крыма от немецко-фашистской оккупации…

 

– Госпожа Брески, судя по вашей фильмографии, вы предпочитаете снимать кино о войне. С чем это связано, почему именно военная тема?
– Это, скорее, не чисто военная тема, а тема человека. Человек в войне, в экстремальных условиях – вот эта сторона меня интересует. Я хочу рассказать западным зрителям о том, что происходило в Советском Союзе во время Великой Отечественной войны, они же крайне мало об этом знают! Совсем немного знают о Восточном фронте. Многие люди в Швеции искренне полагают, что Вторую мировую войну выиграли Америка и Англия, что именно они победили фашизм. Когда я впервые в 1995 году приехала в Россию и узнала правду, то очень захотела рассказать эту правду – и моим соотечественникам, и всем, кто о ней не имеет никакого представления. Рассказать о тех жертвах, которые понёс ваш великий народ в те страшные годы. Поэтому я решила снимать такие фильмы. Всего я сняла девять фильмов, и восемь из них были сняты в России, а шесть моих фильмов посвящены Великой Отечественной войне. Это фильмы о борьбе русских людей против Гитлера.
– Почему вам не всё равно, как воспринимают победу во Второй мировой войне на Западе сегодня, почему вам не всё равно, кто её выиграл?
– Потому что все должны знать правду. Мои фильмы показывали не только в Швеции, но и во многих других странах. Также и в России. Я считаю, что никому не должно быть «всё равно»! Это не тот вопрос, когда можно просто махнуть рукой и остаться безразличным и равнодушным. Сейчас многое, происходящее вокруг, не заслуживает никакого внимания, но об этом много говорят, рассуждают, привлекают зрителя. А Вторая мировая война и Великая Отечественная война – это очень разные войны, но об этом мало кто в мире знает. Если я знаю, то я об этом обязательно расскажу другим.
Советские кинооператоры Владислав Микоша
и Дмитрий Рымарев на борту бронепоезда
«Железняков». Севастополь, 1942 год
– Сама тема Второй мировой войны для документалиста неисчерпаема. В основе вашего нового фильма «Я останавливаю время» – история жизни русского солдата…
– Я много лет хотела осуществить свою мечту – создать документальный фильм о русском фронтовом операторе Владиславе Микоше (1909–2004). И наконец это состоялось. Мой фильм основан на его мемуарах и многочисленных фотографиях. У него была уникальная военная биография: сначала он служил в Севастополе, потом шёл в знаменитом конвое в Архангельск, Лондон, затем в Нью-Йорк, они добрались до Голливуда и стали там героями. Это было после Сталинградской битвы, и их носили в Америке на руках. Он встретился со многими голливудскими звёздами. В один из вечеров он танцевал с самой Хейди Ламарр, а потом был приглашён провести вечер с просмотром его фильмов у Чарли Чаплина, которого сильно тронули кадры с фронта. Чарли Чаплин, Кэрри Грант, Ингрид Бергман предлагали ему остаться в Голливуде и работать в кино, но он хотел вернуться на фронт и сражаться с врагом. Микоша возвращается домой через Сталинград, едет в самое пекло – он освобождал Крым и Севастополь. Потом через Польшу прошёл всю Европу, дошёл до Германии, был ранен… Это рассказ о его пути во время войны.
– По большому счёту эта реальная жизнь кинооператора на войне могла бы лечь в основу большого игрового фильма.
– Конечно! Если было бы у меня много денег, я взялась бы за красивый художественный фильм. Но пока предпочитаю работать в документалистике – так у меня есть возможность соприкасаться с мемуарами реальных людей, того же Владислава Микоши, с его личными словами, с кадрами, которые он сам снимал, свидетелем и участником которых он сам был. Понимаете, как это ценно?.. Это какая-то прямая, чистая связь, в ней больше реализма, не нужно ничего придумывать и сочинять. Прожить такую жизнь, какую прожил он, – это подвиг… Фильм рассказывает о молодом человеке, прошедшем через кошмар войны и оставшемся человеком.
– Как вам в руки попали его мемуары?
– Эту книгу, которая так и называется – «Я останавливаю время», дала мне его вдова, Джемма Фирсова. Она тоже была документалистом и сама сняла о Владиславе Микоше фильм для российского зрителя. Когда я о нём узнала, то мне очень захотелось сделать свой фильм – уже для западного зрителя. Я просто не могла отпустить эту историю, пройти мимо неё! Это был мой долг. Джемма оказала мне очень большую поддержку. К сожалению, она покинула нас в мае 2012-го. Но у меня есть много контактов в России, много моих коллег было вовлечено и помогало мне в подготовке, поиске материала в архиве. Самым сложным было найти архивные кадры. Фильм продолжительностью 80 минут почти полностью состоит из архивного киноматериала и фотографий, он содержит слова и кадры, принадлежащие самому Микоше, и, конечно же, я использовала плёнки, снятые другими операторами.
– Вы сотрудничаете с российскими архивами?
– С Красногорском и Госфильмофондом я активно сотрудничаю. Иногда – с Мурманском. Русские архивы просто великолепны! Единственная проблема – они очень дорогие… Ещё очень много времени занимает бюрократия, это множество бумаг, бумажек, трата времени и сто’ит определённых денег... Только с Красногорском нет проблем. Иногда просто никому не удаётся меня разыскать (смеётся), потому что я могу сидеть в Красногорске, бесконечно смотреть и перебирать архивы!
– А свои фильмы вы передаёте в фонд российским архивам?
– Нет, но у них есть фотокадры из моих картин. Я просто покупаю там материалы, а фильмы у меня не просят. Кстати, хорошая идея! Возможно, мы могли бы сотрудничать: они давали бы мне материалы, а я взамен – свои фильмы! (Смеётся.) Знаете, я искренне горда тем, что русскому зрителю нравятся мои фильмы, хотя я иностранка. Я это знаю, потому что говорю с людьми после сеансов. Для меня это важнее любых призов и наград. Одна женщина подошла ко мне после показа фильма «Ночные ведьмы» в прекрасном русском городе Иваново и сказала такие слова: «Спасибо вам за то, что снимаете русскую историю с любовью и уважением!» Я именно так и хочу снимать кино о России – с любовью и уважением!
– А профессиональные отзывы вас вдохновляют?
– Я показывала фильм в Тросмо, это в Норвегии, и получила приз «Дон Кихот». Жюри, которое дало мне приз, сказало в мотивации: «Фильм – красивый и поэтический урок об одном из самых трагических периодов истории человечества, рассказанный словами и глазами неизвестного Владислава Микоши. Это выдающийся документальный фильм, который тронул наши сердца»... Также я показала фильм в Швеции, на международном кинофестивале в Гётеборге. Люди полюбили фильм и Микошу. Они с таким энтузиазмом отнеслись к его личности и к его таланту мастера кинематографии. Я думаю, что фильм говорит о многих очень важных вещах, просвещая Швецию да и всю Европу о страданиях советских людей, которые ценой великой жертвы смогли остановить Гитлера. Я бы хотела приехать в Москву и показать фильм здесь. Надеюсь, что кто-то меня пригласит. До сих пор фильм очень хорошо принимают и мои коллеги, и зрители. Я очень рада, что он имеет успех.
– Как вы думаете, почему в последние годы так обострился интерес в документалистике к событиям Второй мировой войны?
– Наверное, они посмотрели мои фильмы и вдохновились? (Смеётся.) А если серьёзно, то я думаю, что это вполне естественный интерес. Чем дальше мы уходим во времени от событий тех лет, тем меньше остаётся свидетелей и участников. Поэтому с каждым годом возникает всё больше и больше вопросов – мы стараемся успеть их задать! Ещё есть среди нас люди, которые смогут на них ответить. Для меня принципиально важно делать фильм, когда я могу лично разговаривать с ветеранами, слышать их речь. Я никогда не пользуюсь услугами историков, не прошу у них комментарии. Говорю напрямую с теми, кто сам участвовал во Второй мировой войне. По-моему, это бесценная информация.
– Как вы узнали о легендарной женской эскадрилье «Ночные ведьмы»?
– Я снимала эту картину два года: мы начали в 2006-м, закончили в 2008 году. Когда я стала о них снимать фильм, в России уже было, сделано три документальные ленты, и, насколько я знаю, один художественный. Восемь женщин я застала в живых, они все из  Москвы. Все они – из 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка ( с 1943 года – 46-й Гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк. – Ред. ). Все они были техниками и пилотами единственного в  Советском Союзе авиационного полка, в состав которого входили только женщины. По-моему, они были намного смелее, чем мужчины, сделали намного больше для нации! У них были свои десять заповедей. Первая: гордись тем, что ты женщина. Вторая: не уводи у своей подруги парня. (Смеётся.) Они очень приближены к жизни! Для меня эти десять женщин самые смелые из всех, которые когда-либо существовали в мире! Это просто потрясающе и удивительно: каждую ночь у них было по нескольку вылетов на самолётах, сделанных из дерева и ткани, они летели в полной темноте и сбрасывали бомбы! Никакого оборудования, инструментов навигации у них не было, чтобы радары их не засекли. До вылета они изучали карту и маршрут полёта, а ночью с поразительной точностью бомбили именно те точки, где было нужно.
– Вы замечаете в себе перемены: делая такие картины, вы сами как-то меняетесь?
– Да, я стала намного сильнее, я научилась бороться. Научилась снимать хорошие фильмы, научилась находить на них деньги. Научилась сражаться за создание хороших фильмов! Мои фильмы не похожи на те, что снимаются о Второй мировой войне. Я работаю в поэтическом ключе и философски подхожу к той истории, о которой рассказываю. Делаю основной акцент на людей, на их человеческие качества. Уверена, что у героев моих фильмов – у героев Великой Отечественной войны – нужно учиться жить. Они умели жить тогда, умеют и сегодня.

 

Беседовала Арина АБРОСИМОВА