Новости
Евгений Степанов «Младший брат травы».
М.: «Вест-Консалтинг», 2023

В то же время, помимо неизменных принципов простоты и прозрачности стихотворного языка, в новой поэтической книге Евгения Степанова ощущается и нечто для автора непривычное — то, что литературоведы обычно называют «новым этапом в творчестве». Образ неунывающего жизнелюба и оптимиста, характерный для Степанова-поэта прежних лет, в сборнике «Младший брат травы» уступает место задумчивой грусти и тревожным размышлениям, не лишенным временами пессимистического привкуса. И в контексте происходящих в мире событий это вполне объяснимо и оправданно.
В аннотации к сборнику подчеркивается, что книга вместила в себя верлибры и силлабо-тонические стихотворения разных лет, став итогом длительного творческого поиска. В то же время при ближайшем ознакомлении можно заметить, что в книге доминируют стихи последних пяти-шести лет, а избранное из давнего творчества 1980-х – начала 2000-х годов подобрано таким образом, чтобы отразить непрерывную временную связь и провести единую идейную линию.
Так, например, открывая сборник болезненной военной темой, размышлениями о скрытой и явной вражде, раздирающей постсоветское общество на протяжении последних тридцати лет, Евгений Степанов в самом начале приводит свое стихотворение 1991 года:
И — мета на стране моей
«Виридианы» вековечной,
Извечных «Окаянных дней».
И — кровь — рекой! — рекой!
— как прежде.
«Виридианы» вековечной,
Извечных «Окаянных дней».
И — кровь — рекой! — рекой!
— как прежде.
А вот строки из стихотворения уже 2021 года — учитывая сегодняшнее постзнание определенных событий и их, все более очевидных, последствий, они особенно примечательны:
Сквозь пальцы в песок утекает вода.
Бог смотрит все строже и строже.
А слово «победа» и слово «беда»
Немного похожи.
Бог смотрит все строже и строже.
А слово «победа» и слово «беда»
Немного похожи.
Ну, и что же это? Может быть, поэт уже тогда что-то такое знал?.. Или предчувствовал.
Само собой, приведенные примеры — лишь прелюдия к наиболее актуальным стихотворениям последних двух лет, насквозь пропитанным нескрываемой болью:
Само собой, приведенные примеры — лишь прелюдия к наиболее актуальным стихотворениям последних двух лет, насквозь пропитанным нескрываемой болью:
Вражда не может быть хорошей.
И ляжет непосильной ношей
На всех участников вражды.
Никто не избежит беды.
…Вражда не заметет порошей
Свои преступные следы.
И ляжет непосильной ношей
На всех участников вражды.
Никто не избежит беды.
…Вражда не заметет порошей
Свои преступные следы.
Миротворчество и категорическое неприятие навязываемой идеологии всеобщей ненависти — основной посыл последних гражданских стихов Евгения Степанова. В то же время в них нет декларации всеведения, потуги на истину в последней инстанции или агитации за какую-либо сторону. Да и вообще, в стихах поэта гораздо больше вопросов, чем ответов. Автор не пытается надеть на себя претенциозную маску пророка, философа или даже просто «народного учителя». Это искренняя беседа маленького человека с самим собой посреди оглохшей пустыни огромного мира.
Обращаясь от общественного к личному, Евгений Степанов переходит к осмыслению собственного места в жизни, анализу пройденного пути, глубинной эмоциональной рефлексии. Отдельную главу книги представляет любовная лирика, наполненная светлой печалью о незабвенном образе ушедшей возлюбленной:
Обращаясь от общественного к личному, Евгений Степанов переходит к осмыслению собственного места в жизни, анализу пройденного пути, глубинной эмоциональной рефлексии. Отдельную главу книги представляет любовная лирика, наполненная светлой печалью о незабвенном образе ушедшей возлюбленной:
раньше
жизнь длилась во время
телефонного разговора с тобой
теперь —
во время молитвы о тебе…
жизнь длилась во время
телефонного разговора с тобой
теперь —
во время молитвы о тебе…
Свою нишу занимают также и стихи о семье, о любимых местах, о спасительном загородном уединении («Копаясь в раменском суглинке, / Душевный обрету покой»). И, конечно, особую роль играет в стихах разных лет тема творчества.
Так получилось, что грехи,
Как ни молись, неотменимы.
Так получилось, что стихи
Уходят вдаль, как пилигримы…
Как ни молись, неотменимы.
Так получилось, что стихи
Уходят вдаль, как пилигримы…
Подспудные мысли о неизбежности смерти, холодная близость которой после личных потерь и в атмосфере нарастающей тьмы смутного времени ощущается острее, чем обычно, заставляет оборачиваться назад и с особой пристальностью вглядываться в собственные следы, чтобы понять, как долго продержатся они на поверхности бытия после того, как тот, кто их оставил, канет в вечность.
И все же, несмотря на доминирующее чувство грусти, которое окутывает представленные в сборнике стихи последних лет, их автор не из тех, кто поддается унынию. Рядом с его печалью всегда соседствует надежда, заставляя поэта лить на бумагу светлые краски посреди темноты.
И все же, несмотря на доминирующее чувство грусти, которое окутывает представленные в сборнике стихи последних лет, их автор не из тех, кто поддается унынию. Рядом с его печалью всегда соседствует надежда, заставляя поэта лить на бумагу светлые краски посреди темноты.
Я надежду лелею и холю
И фортуну не хаю свою.
И, шагая по минному полю,
Я веселую песню пою.
И фортуну не хаю свою.
И, шагая по минному полю,
Я веселую песню пою.
В этом — весь Евгений Степанов. Поэт, умеющий быть разным. Но никогда не изменяющий себе.
Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук
кандидат философских наук