Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Новости

Обзор альманаха «Истоки», № 15, 2022-2023


Некогда альманах вела уверенной рукой Галина Вячеславовна Рой – весьма известный в СССР альманах «Истоки», принимавший под крыло молодых, открывавший им дорогу, выходивший значительным тиражом…
После распада Союза – равно распада литературы – Г. В. Рой сумела сохранить издание; и вот – Александр Серафимов продолжил ее дело: альманах выходит – он по-прежнему празднично-красиво оформлен, и содержание его разнообразно в той мере, в какой остается разнообразной и яркой российская литературная жизнь.
…«Мемуары» Евгения Степанова развернутся сильной пульсацией тугих, как гроздья, строк и, наполненные соком жизни, приведут к выводу, отливающему мудрой солью Екклесиаста:

Помню, мы жили в общаге, пили какую-то дрянь,
Тощие, как доходяги, грызли, как гризли, тарань.

Помню, мы жили в подвале, помню бандитскую прыть.
Помню, меня убивали и не сумели убить.

Помню далекие страны, помню и горечь, и мед…
Помню, кричали бакланы ночи и дни напролет.

Помню, я шел по Бродвею. Помню, пришел на Луну.
Я ни о чем не жалею, я никого не кляну.

Острые грани строк ранят впечатлениями, словно духовная кровь должна выделиться, чтобы ни о чем не жалеть и никого не клясть…
Портрет современности развернется суммой гротескных картин; парадокс заключается в том, что наша действительность давно стала походить на гротеск:

Толпа, в компах бушует рынок
Мозгов, бурлит ашан телес.

И книжных глянцевых новинок
Лоснится виртуальный лес.

Глаза прилипли к монитору.
В башку влезает ловкий бред.

И можно приравнять к террору
Кровавый липкий Интернет.

И понимаешь поневоле,
Насколько пропасть глубока…

А можно выйти в чисто поле
И посмотреть на облака.

И снова мудрые капли финала прольются вариантом бальзама на расчесы душ.
А вот и – литературная реальность, где правда должна побеждать, хоть и – после смерти поэта:

Жил поэт великий Влодов.
Рядом жил поэт Уродов.

Процветал поэт Уродов.
Горе мыкал нищий Влодов.

Но стихи остались Влодова —
Не Уродова.

Красиво – графически четко, со вкусным наполнением строк – рисуются пейзажи Любови Берзиной: пейзажи… словно крылатые, легкие и полетные, и вместе с тем (ведь все амбивалентно) столь конкретные, что… будто ощущается весомость каждого называемого предмета:

Тонкий шпиль Петропавловской крепости
Над Невою парит снеговой.
Нестроения все и нелепости,
Словно ластиком, стерты зимой.

Все прощается, все превращается,
В снеговую скрывается пыль,
И на Лахте под ветром качается
Небоскреба стеклянного шпиль.

Элегичные сквозные мотивы Берзиной протяжно отзовутся в чутком сердце:

Приехать снова в город темный,
И под колоннами стоять,
И ветер чувствовать огромный,
И звука бесконечно ждать.

Завораживающей музыкой звучат стихи Людмилы Осокиной; и таинственное начало, отдающее потусторонним, проступает сквозь строки:

Грезится нечто у темной воды…
Это оно оставляет следы,
Там, у болотца, под старой ольхой, –
Глянь-ко! – поплыло над сонной рекой…

Заворожило, закружило тут,
Словно бы кружево ведьмы плетут…
Захохотало вблизи и вдали,
Прыгнуло что-то у самой земли…

Не затянет ли жуть?
Но эстетическая составляющая поэзии Осокиной спасает от подобного пропадания…
Амбивалентность великолепной, едкой иронии Евгения Лесина – метафизического ирониста и философа, глядящего на мир с поэтическим прищуром, – оборачивается тугими и литыми строками:

Все хорошо, прекрасная столица.
Любуйтесь на Провал и на Проем.
Пора уже гулять и веселиться,
Давайте все в депрессию впадем.

Живем в благоустроенной отчизне,
Идем за нестареющим вождем.
Пора спокойно радоваться жизни,
Давайте все в депрессию впадем.

Рекомендации поэта стоит последовать – ибо депрессия, противостоя псевдопраздничному и всегда пустому настрою, может помочь задуматься о многом, о сущности бытия, например, в котором:

Не то что ноет, а просто гложет,
Уже тоскую по январю.
Да только вряд ли запой поможет.
Про остальное не говорю.

Косматая, багровая безнадежность наплывает: спасет ли легкость стиха?
Его виртуозное парение?
Именно такими качествами обладает поэзия Лесина: ажурная, порою исполняющая гипнотизирующий танец слов…
«Истоки» разнообразны и богаты, в них стоит погружаться, бродить по лабиринтам индивидуальностей поэтов и прозаиков, чтобы богаче становился свой мир, дабы открывались иные…

Александр БАЛТИН

2023-09-22