Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Новости

Ольга Ефимова «Форма света», М: Издательство Евгения Степанова, 2021


Среди книжных новинок прошлого года свежим литературным дебютом, достойным внимания, стал первый авторский сборник стихов молодой московской поэтессы Ольги Ефимовой «Форма света». Книга вышла в серии «Авангранды», что для издательства Евгения Степанова является своего рода знаком качества: не успел еще открыть первую страницу, а уже ожидаешь, что автор окажется одаренным, дерзким, актуальным, не боящимся стихотворных экспериментов.
И в этом смысле книга Ольги Ефимовой, что называется, полностью «вписалась в формат». Играя всевозможными оттенками чувства – от хрупкой женственности до почти что мужской жесткости слога, поэтесса легко и непринужденно обращается с формой, переходя от стройного традиционного стихосложения к верлибру, к рифме, поставленной где-то в середине строки, что, на удивление, нисколько не нарушает ритмического звучания стихотворения:

Надежда повисла тряпьем на флагштоке –
авось дураки вдруг починят дороги, и барин,
прозрев, наконец, остановит дефолт, нищету,
коммунальные войны; а может, проскочим
сквозь медное сопло, а может, одернем
зарвавшийся доллар; и каждому фрику наш вождь
хлебосольный по требе раздаст, вопрошая: –
Довольно?

Как видим, помимо оригинальной формы, приведенное стихотворение, передающее атмосферу пустых предновогодних надежд населения на фоне общей безысходности, имеет еще и весьма острое социальное содержание – что у других творческих барышень в наши дни встречается отнюдь не часто.
Впрочем, недостатка в разнообразии тем здесь нет. Например, следуя традициям постмодернизма, Ольга Ефимова на современный лад обращается к европейскому фольклору, прибегая к образам шотландского горца или королевы Ровенны времен короля Артура и рыцарей круглого стола. Не обходится и без исконной народной мистики:

серому дню отходную простонав,
злая вода холодное небо скомкала.
…как отразится в зеркале сатана
да полюбится паче ясна сокола…

Глаз радуется тому, что живописательные образы природы и окружающего мира у автора живые, не «заезженные». За счет правильно подобранных слов складывается оригинальная настроенческая метафора. Вот еще, например: «Шпиль царапнул сонную синеву, так остер, что/ небо в мурашках звезд, пробудясь, отпрянуло…».
То, что автор хорошо умеет играть словами, видно даже из некоторых «цепляющих» заголовков стихотворных разделов сборника: «Головокрушение», «Крымские каникулы», «Экверлибристика». Молодежно и по-современному Ольга Ефимова добавляет каплю собственной творческой индивидуальности в бесконечный мировой поток пейзажной, философской и, разумеется, любовной лирики – куда же без нее:

туман, веранда, сонный полубред –
вползает в окна пасмурный рассвет,
и я тянусь лениво утром новым
в плечо твое уткнуться…

Грамотного стихотворца с подвижным, «незамыленным» воображением вообще приятно цитировать. Ощущается, что за видимой вольностью стиха скрывается тщательная филологическая проработка. Благодаря ответственному подходу к творческому процессу, Ольге Ефимовой удаются и весьма сложные вещи. В качестве такого примера напоследок хочется привести строки стихотворения, в котором считывается влияние Даниила Хармса:

Стихотворения похожи на выстрелы:
Каждому поэту – свой залп:
Бродский – в спину, из-за угла, концы в воду.
Ликвидация инакомыслящих.
Есенин – в упор, по пьяной лавочке.
Дымящийся обрез.
Маяковский – пулеметная очередь…
…………………………………
Пушкин – ядерный чемоданчик русской поэзии.
И лишь строка графомана – Царь-пушка,
что никогда не стреляла.

Следуя остроумной метафоре Ольге Ефимовой, скажем, что ее первый залп смело можно назвать состоявшимся.

Марианна МАРГОВСКАЯ,
кандидат философских наук

От редакции «Читального зала»:

В полном объеме рецензия Марианны Марговской будет опубликована в газете «Литературные известия», № 5, 2022.

Редакция

2022-04-25