Новости
Евгений Степанов. Прикосновение (книга верлибров) – Москва, Омск: Издательство «Вест-Консалтинг», Фонд Олега Чертова, 2018.
Пианистическое туше, нежное прикосновение к черно-белым клавишам слов:
ничто
или
нечто
или
нечто
главный и наивный вопрос ускользающей жизни
Не потому ли названа книга верлибров Евгения Степанова «Прикосновение»?
Верлибры музыкальны – вдруг покажется: серебряный клавесин звучит на заднем плане, а здесь – нечто от звука позабытой, такой красивой, напоминающий фантастический древесный плод лютни…
Метафизика и музыка, соединяясь причудливо, выстраивают лесенки слов, спускаясь по которым в глубины смысла, непроизвольно сопоставляешь свой опыт с опытом поэта, предлагающего откровения без рифм:
Не потому ли названа книга верлибров Евгения Степанова «Прикосновение»?
Верлибры музыкальны – вдруг покажется: серебряный клавесин звучит на заднем плане, а здесь – нечто от звука позабытой, такой красивой, напоминающий фантастический древесный плод лютни…
Метафизика и музыка, соединяясь причудливо, выстраивают лесенки слов, спускаясь по которым в глубины смысла, непроизвольно сопоставляешь свой опыт с опытом поэта, предлагающего откровения без рифм:
небо
человек и небо
человек и человек
человек и животное
человек и вода
человек и дерево
человек и трава
человек и земля
человек и огонь
человек и камень
человек и небо
небо
человек и небо
человек и человек
человек и животное
человек и вода
человек и дерево
человек и трава
человек и земля
человек и огонь
человек и камень
человек и небо
небо
Круг единства, соединенность всего со всем, камень, своеобразно представляющий небо, и огонь, много говорящий о человеке, видящем его…
Метафизика музыкальна сама по себе, и снова вспоминается пианистическое туше.
Потом поэт зажигает огни иронии, исследуя собственную жизненную ситуацию и соединяя с ней проблемы некоммуникабельности – столь естественные в современном атомизированном мире:
Метафизика музыкальна сама по себе, и снова вспоминается пианистическое туше.
Потом поэт зажигает огни иронии, исследуя собственную жизненную ситуацию и соединяя с ней проблемы некоммуникабельности – столь естественные в современном атомизированном мире:
Я говорю по-английски плохо
Но меня все понимают
Я говорю по-французски плохо
Но меня все понимают
Я говорю по-немецки плохо
Но меня все понимают
Я говорю по-украински плохо
Но меня все понимают
Я говорю по-болгарски плохо
Но меня все понимают
Я вроде бы неплохо говорю по-русски
И даже преподаю стилистику в одном
престижном вузе
Но меня понимают всего несколько человек
Но меня все понимают
Я говорю по-французски плохо
Но меня все понимают
Я говорю по-немецки плохо
Но меня все понимают
Я говорю по-украински плохо
Но меня все понимают
Я говорю по-болгарски плохо
Но меня все понимают
Я вроде бы неплохо говорю по-русски
И даже преподаю стилистику в одном
престижном вузе
Но меня понимают всего несколько человек
Хотя… если вдуматься: несколько человек – это много.
Может, даже очень; ведь каждый – бездна в телесной оболочке, просто бездны бывают разного объема.
Богоощущение, на мой взгляд, интереснее богословских мудростей, часто только затуманивающих смысл, и Евгений Степанов, отправляя в мир такие стихи, заставляет задуматься об этом:
Может, даже очень; ведь каждый – бездна в телесной оболочке, просто бездны бывают разного объема.
Богоощущение, на мой взгляд, интереснее богословских мудростей, часто только затуманивающих смысл, и Евгений Степанов, отправляя в мир такие стихи, заставляет задуматься об этом:
Старцы – я знаю –
Никогда не уходили из Оптиной
Христос – я знаю – не покинул землю
Второго пришествия ждать не стоит
Оно уже произошло
Никогда не уходили из Оптиной
Христос – я знаю – не покинул землю
Второго пришествия ждать не стоит
Оно уже произошло
Интересны города, представляемые поэтом, или части их: Нижний Новгород, Чикаго, Нью-Йорк, Манхэттен, город на Неве; интересны, увидены через собственные окуляры; города, смешивающие великое и ничтожное…
Интересно и просто данное ощущение всеобщности – через предметность мира, такую знакомую всем:
Интересно и просто данное ощущение всеобщности – через предметность мира, такую знакомую всем:
В этом старом чикагском доме
так по-русски скрипят половицы.
так по-русски скрипят половицы.
«Прикосновение» звучит нежно, мудро и таинственно, будоража мысль, склонную к косности, заставляя чувства работать на новых оборотах.
Александр БАЛТИН
От редакции «Читального зала»:
В полном объеме рецензию Александра Балтина читайте в № 4, 2022 газеты «Литературные известия».
В полном объеме рецензию Александра Балтина читайте в № 4, 2022 газеты «Литературные известия».
Редакция