Новости
Михаил Малов. О дневниках Евгения Степанова
Евгений Викторович Степанов — поэт, прозаик, литературовед, издатель, главный редактор журналов, Президент Союза писателей ХХI века и т. д. И все эти ипостаси отнюдь не номинальны, см. подробнее http://www.stepanov-plus.ru.
А ещё Евгений Степанов постоянно публикует свои дневниковые записи.
Эка невидаль — дневники. Литературный дневник — жанр традиционный.
А в эпоху блогов и социальных сетей каждый имеет возможность ежедневно чирикать в публичном пространстве Интернета.
В степановском дневнике есть отклики на политические события, впечатления от окружающего культурного (или квазикультурного) пространства, замечания о просмотренных фильмах и телепередачах и т. д. — достоинство этих записей лаконичность и избирательность.
Есть ироничные наблюдения за литераторской средой — из серии «Издательские будни».
Но меня удивляет и привлекает другое — чуткая рефлексия этого взрослого, делового, занятого человека по поводу явлений обыденных, казалось бы, недостойных внимания и художественного преображения.
Это качество давно отмечают критики, об этом Евгений Степанов говорит сам:
«Вчера проснулся и понял, что я живу первый день. В первый раз смотрю на землю. В первый раз…»
Какие-то моменты мне особенно близки.
«Я хотел купить загородный дом. Искал по объявлениям дом своей мечты. Нашел. Приехал посмотреть. Мне он очень понравился. И — я раздумал его покупать. Вполне достаточно того, что я его нашел и м о г купить. А сам дом мне — как я сейчас понимаю! — не нужен».
А ещё Евгений Степанов постоянно публикует свои дневниковые записи.
Эка невидаль — дневники. Литературный дневник — жанр традиционный.
А в эпоху блогов и социальных сетей каждый имеет возможность ежедневно чирикать в публичном пространстве Интернета.
В степановском дневнике есть отклики на политические события, впечатления от окружающего культурного (или квазикультурного) пространства, замечания о просмотренных фильмах и телепередачах и т. д. — достоинство этих записей лаконичность и избирательность.
Есть ироничные наблюдения за литераторской средой — из серии «Издательские будни».
Но меня удивляет и привлекает другое — чуткая рефлексия этого взрослого, делового, занятого человека по поводу явлений обыденных, казалось бы, недостойных внимания и художественного преображения.
Это качество давно отмечают критики, об этом Евгений Степанов говорит сам:
«Вчера проснулся и понял, что я живу первый день. В первый раз смотрю на землю. В первый раз…»
Какие-то моменты мне особенно близки.
«Я хотел купить загородный дом. Искал по объявлениям дом своей мечты. Нашел. Приехал посмотреть. Мне он очень понравился. И — я раздумал его покупать. Вполне достаточно того, что я его нашел и м о г купить. А сам дом мне — как я сейчас понимаю! — не нужен».
ДЖИНСЫ
«Еще год назад хотел купить джинсы. Но времени все не было и не было. Просто не было времени зайти в магазин. В субботу (11 февраля 2012) купил две пары джинсов. Радовался больше, чем покупке дома».
Мы купили не дом, а маленькую квартирку, чтоб разъехаться с родителями. Тяготы тесноты совместного проживания забылись очень быстро. А недостаток общения, возросшее количество домашних хлопот и беспокойство о стариках ощущаются каждый день.
И запомнилась не покупка недвижимости, а трёх (сразу трёх) пар новых джинсов, когда рассчитался с кредитами, и стало возможным особо не экономить. Такое радостное освобождение и от денежных долгов, и от стесняющей одежды.
Я вот прошел мимо таких ощущений, а Степанов отметил и записал.
Забавно, в советское время настоящие, американские, джинсы можно было достать только на черном рынке.
«Фирма» стоила больше средней месячной зарплаты. Джинсы были предметом гордости и престижа.
Сейчас — это просто штаны, на распродаже – три по цене двух.
Наглая реклама (и кажется порой, общественное мнение) кричит: купи — и будешь счастлив, чем больше купишь - тем больше счастья.
А в настоящих дневниках есть оттенки эйфории потребления.
Мы купили не дом, а маленькую квартирку, чтоб разъехаться с родителями. Тяготы тесноты совместного проживания забылись очень быстро. А недостаток общения, возросшее количество домашних хлопот и беспокойство о стариках ощущаются каждый день.
И запомнилась не покупка недвижимости, а трёх (сразу трёх) пар новых джинсов, когда рассчитался с кредитами, и стало возможным особо не экономить. Такое радостное освобождение и от денежных долгов, и от стесняющей одежды.
Я вот прошел мимо таких ощущений, а Степанов отметил и записал.
Забавно, в советское время настоящие, американские, джинсы можно было достать только на черном рынке.
«Фирма» стоила больше средней месячной зарплаты. Джинсы были предметом гордости и престижа.
Сейчас — это просто штаны, на распродаже – три по цене двух.
Наглая реклама (и кажется порой, общественное мнение) кричит: купи — и будешь счастлив, чем больше купишь - тем больше счастья.
А в настоящих дневниках есть оттенки эйфории потребления.
«превратились года в головешки
очень быстро видать селяви
на какой-то малюсенькой флешке
уместились мыслишки мои».
очень быстро видать селяви
на какой-то малюсенькой флешке
уместились мыслишки мои».
И мимо такого переживания — острого, пронзающего — я в своё время прошел, когда за сорок минут прочитал верстку книжечки, собравшей стихи за 10 лет.
10 лет жизни и текста на 40 минут.
В дневниках Е.С. можно наблюдать, как рождаются и шлифуются стихи:
первая редакция, вторая, третья…
«Я хотел написать стихотворение. И не смог».
Типично дневниковая строчка стала одним из важных, значимых степановских стихотворений.
Кто не испытывал ужаса творческого бессилия, бесплодия — не поймет.
Евгений Викторович иногда обижается, что на его дневниковые записи обращают больше внимания, чем на его стихи или прозу.
Но дело в том, что Степанов фигура знаковая, как независимый (от государственных и прочих субсидий) издатель, как редактор журналов и газет, посвященных современной поэзии. Кажется, что в России таких людей ещё 2-3, а может быть и меньше.
В этих дневниковых записях находит отражение борьба за Поэзию, за культуру, за свободу.
Как это тяжело дается, видно не только из степановских отчаянных признаний:
«10 лет у меня, предпринимателя, в башке две набившие оскомину фразы: выплатить сотрудникам зарплату, заплатить налоги, выплатить сотрудникам зарплату, заплатить налоги, выплатить сотрудникам зарплату, заплатить налоги.
Думать о чем-то еще — предельно проблематично.»
Иногда курируемые Степановым сайты останавливали работу, очевидно, по финансовым причинам.
Какие-то позиции в этой борьбе уже сданы.
Ещё совсем недавно любой мог послать в «Дети Ра» или «Футурум АРТ» свои опусы, с надеждой, что они будут прочитаны и опубликованы (если того заслуживают).
Думаю, многие благодарны Евгению Викторовичу за свои состоявшиеся публикации. И я в их числе.
Я был поражен, когда на посланную через Интернет подборку стихов ответ пришел через несколько часов.
Нынче иначе, страницы возглавляемых Степановым изданий предоставлены почти исключительно членам Союза писателей 21 века. Увы, финансы-финансы.
Что же, уважаемые собратья-дилетанты, если желаете увидеть свои творения напечатанными в типографии, организуйте свой «Цех поэтов».
Следить за дневниками Евгения Степанова интересно,
кажется, что «там кончается искусство, и дышит почва и судьба».
10 лет жизни и текста на 40 минут.
В дневниках Е.С. можно наблюдать, как рождаются и шлифуются стихи:
первая редакция, вторая, третья…
«Я хотел написать стихотворение. И не смог».
Типично дневниковая строчка стала одним из важных, значимых степановских стихотворений.
Кто не испытывал ужаса творческого бессилия, бесплодия — не поймет.
Евгений Викторович иногда обижается, что на его дневниковые записи обращают больше внимания, чем на его стихи или прозу.
Но дело в том, что Степанов фигура знаковая, как независимый (от государственных и прочих субсидий) издатель, как редактор журналов и газет, посвященных современной поэзии. Кажется, что в России таких людей ещё 2-3, а может быть и меньше.
В этих дневниковых записях находит отражение борьба за Поэзию, за культуру, за свободу.
Как это тяжело дается, видно не только из степановских отчаянных признаний:
«10 лет у меня, предпринимателя, в башке две набившие оскомину фразы: выплатить сотрудникам зарплату, заплатить налоги, выплатить сотрудникам зарплату, заплатить налоги, выплатить сотрудникам зарплату, заплатить налоги.
Думать о чем-то еще — предельно проблематично.»
Иногда курируемые Степановым сайты останавливали работу, очевидно, по финансовым причинам.
Какие-то позиции в этой борьбе уже сданы.
Ещё совсем недавно любой мог послать в «Дети Ра» или «Футурум АРТ» свои опусы, с надеждой, что они будут прочитаны и опубликованы (если того заслуживают).
Думаю, многие благодарны Евгению Викторовичу за свои состоявшиеся публикации. И я в их числе.
Я был поражен, когда на посланную через Интернет подборку стихов ответ пришел через несколько часов.
Нынче иначе, страницы возглавляемых Степановым изданий предоставлены почти исключительно членам Союза писателей 21 века. Увы, финансы-финансы.
Что же, уважаемые собратья-дилетанты, если желаете увидеть свои творения напечатанными в типографии, организуйте свой «Цех поэтов».
Следить за дневниками Евгения Степанова интересно,
кажется, что «там кончается искусство, и дышит почва и судьба».
Михаил МАЛОВ