Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Новости

Михаил Малов. О дневниках Евгения Степанова


Евгений Викторович Степанов — поэт, прозаик, литературовед, издатель, главный  редактор журналов, Президент Союза писателей ХХI века и т. д. И все эти ипостаси отнюдь не номинальны, см. подробнее http://www.stepanov-plus.ru.
А ещё Евгений Степанов постоянно  публикует свои дневниковые записи.
Эка невидаль  — дневники. Литературный дневник — жанр традиционный.
А в эпоху блогов и социальных сетей каждый имеет возможность ежедневно чирикать в публичном пространстве Интернета.
В степановском дневнике есть отклики на политические события, впечатления от окружающего культурного (или квазикультурного) пространства, замечания о просмотренных фильмах и телепередачах  и т. д. — достоинство этих записей лаконичность и избирательность.
Есть ироничные наблюдения за литераторской  средой — из серии «Издательские будни».

Но меня удивляет и привлекает другое — чуткая рефлексия этого взрослого, делового, занятого человека по поводу явлений обыденных, казалось бы, недостойных внимания  и художественного преображения.
Это качество давно отмечают критики, об этом Евгений Степанов говорит сам:

«Вчера проснулся и понял, что я живу первый день. В первый раз смотрю на землю. В первый раз…»

Какие-то моменты мне особенно близки.

«Я хотел купить загородный дом. Искал по объявлениям дом своей мечты. Нашел. Приехал посмотреть. Мне он очень понравился. И — я раздумал его покупать. Вполне достаточно того, что я его нашел и  м о г  купить. А сам дом мне  — как я сейчас понимаю! — не нужен».


ДЖИНСЫ


«Еще год назад хотел купить джинсы. Но времени все не было и не было. Просто не было времени зайти в магазин. В субботу (11 февраля 2012) купил две пары джинсов. Радовался больше, чем покупке дома».

Мы купили не дом, а маленькую квартирку, чтоб разъехаться с родителями.  Тяготы тесноты совместного проживания забылись очень быстро. А недостаток общения, возросшее количество домашних хлопот и беспокойство о стариках ощущаются каждый день.
И запомнилась не покупка недвижимости, а трёх (сразу трёх) пар новых джинсов, когда рассчитался с кредитами, и стало возможным особо не экономить. Такое радостное  освобождение и от денежных долгов, и от стесняющей одежды.
Я вот прошел мимо таких ощущений, а Степанов отметил и записал.
Забавно, в советское время настоящие, американские,  джинсы можно было достать только на черном рынке.
«Фирма» стоила больше средней месячной зарплаты. Джинсы были предметом гордости и престижа.
Сейчас — это просто штаны, на распродаже – три по цене двух.
Наглая реклама (и кажется порой, общественное мнение) кричит: купи — и будешь счастлив, чем больше купишь - тем больше счастья.
А в настоящих дневниках есть оттенки эйфории потребления.

«превратились года в головешки
очень быстро видать селяви
на какой-то малюсенькой флешке
уместились мыслишки мои».

И мимо такого переживания —  острого, пронзающего  — я в своё время прошел, когда за сорок минут прочитал верстку книжечки, собравшей стихи за 10 лет.
10 лет жизни и текста на 40 минут.

В дневниках  Е.С. можно наблюдать, как рождаются и шлифуются стихи:
первая редакция,  вторая, третья…

«Я хотел написать стихотворение. И не смог».

Типично дневниковая строчка стала одним из важных, значимых степановских стихотворений.
Кто не испытывал ужаса творческого бессилия, бесплодия — не поймет.

Евгений Викторович иногда обижается, что на его дневниковые записи обращают больше внимания, чем на его стихи или прозу.
Но дело в том, что Степанов фигура знаковая, как независимый (от государственных и прочих субсидий) издатель, как редактор журналов и газет, посвященных современной поэзии.  Кажется, что в России таких людей ещё 2-3, а может быть и меньше.
В этих дневниковых записях находит отражение борьба за Поэзию, за культуру, за свободу.
Как это тяжело дается, видно не только из степановских отчаянных признаний:

«10 лет у меня, предпринимателя, в башке две набившие оскомину фразы: выплатить сотрудникам зарплату, заплатить налоги, выплатить сотрудникам зарплату, заплатить налоги, выплатить сотрудникам зарплату, заплатить налоги.
Думать о чем-то еще — предельно проблематично.»

Иногда курируемые Степановым сайты останавливали работу, очевидно, по финансовым причинам.
Какие-то позиции в этой борьбе уже сданы.
Ещё совсем недавно любой мог послать в «Дети Ра» или «Футурум АРТ» свои опусы, с надеждой, что они будут прочитаны и опубликованы (если того заслуживают).
Думаю, многие благодарны Евгению Викторовичу за свои состоявшиеся публикации. И я в их числе.
Я был поражен, когда  на посланную через Интернет подборку стихов ответ пришел через несколько часов.
Нынче иначе, страницы возглавляемых Степановым изданий предоставлены почти исключительно членам Союза писателей 21 века. Увы, финансы-финансы.
Что же, уважаемые собратья-дилетанты, если желаете увидеть свои творения напечатанными в типографии, организуйте свой «Цех поэтов».

Следить за  дневниками Евгения Степанова интересно,
кажется, что «там кончается искусство, и дышит почва и судьба».

Михаил МАЛОВ

2013-12-02