Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»
Новости

ОБЗОР ГАЗЕТЫ «ПОЭТОГРАД», № 11, 2024


Зима в России роскошна, если переживешь, смешивая в ощущениях великолепие снежно-лепных пейзажей с чувством сквозного, онтологического холода, с трудом одолеваемого; об этом и речет, густо и плотно, стихотворение Андрея Ивонина, которым открывается ноябрьский номер «Поэтограда»:

Зима в России больше, чем зима.
Найти причину не сойти с ума,
когда слепа, бела и невесома,
кружась в нелепом танце, как в аду
метет метель пять месяцев в году,
не позволяя выбраться из дома.

Сочно просыпаны словесным снегом самородные слова.
…Информация и реклама в газете всегда предельно деловиты и точны, и, информируя об определенных событиях, происходящих в литературных пределах, работают, как компас, указывая верное направление пути — читателю.
Подборка Андрея Ивонина демонстрирует широкий спектр возможностей поэта, раскрывающихся, например, легким дыханием — при онтологической тяжести содержания:

Переулков разбег,
да бульваров кольцо.
То ли дождь, то ли снег,
то ли ветер в лицо.

Может сон? Или явь?
Ледяная пыльца.
По-пластунски и вплавь,
но пройти до конца.

…Пестро показывает замечательную чересполосицу жизни Пётр Гулдедава, пестро и сложно, разнообразно оформляя словесно столь таинственный феномен жизни:

От ветра в беспутной башке
Как будто трезвея отчасти,
Таскаю в заплечном мешке
Бродяжье случайное счастье.

То в холоде я, то в огне.
И славу познал, и бесчестье.
И счастью, порой, как и мне,
Совсем не сидится на месте.

Всегда где-то рядом беда,
Но, в прелести неотразима,
Мигает мне с неба звезда
Цыганского счастья грузина.

Метафизическая тяжесть стихов Дмитрия Артиса — в содержательном аспекте — не нуждается в рифме. Поэзия, пропитывающая его стихи субстанцией тайны, раскрывается суммою деталей, образов, картин:

Две тысячи двадцать четвертый.
Россия. Санкт-Петербург.
Средняя школа. Шестой класс.
Предмет «Обществознание».

Родители пожаловались на то,
что учительница травмировала детей,
показав на одном из уроков фильм
о немецких концентрационных лагерях
в период Второй мировой.
Великой Отечественной.

Точный трехгранник верлибра Евгения Степанова как нельзя лучше — емко и полновесно — характеризует современную поэтическую ситуацию:

Бывают стихи,
похожие на зашифрованную пустоту.
Их становится все больше и больше.

Евгений Степанов легко сочетает работу верлибра с панорамами регулярного рифмованного стиха, но в этом номере представлены только верлибры.
Минимум слов, афористичность, подлинность картины бытия:

— Чем ты занимаешься?
— Болею.

— А еще?
— Страдаю.

— А еще?
— Люблю.

— А еще?
— Живу.

Любовью к слову — в его поэтическом аспекте — лучится и номер, так изящно завершаемый литературным кроссвордом, составленным — по традиции газеты — Ольгой Ефимовой.

Александр БАЛТИН

2024-12-23