Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

АРК


Арк – визитка Бурятии, Улан-Удэ, но визитка, которая выскакивает из кармана сама, не спрашивая владельца. Владелец вроде бы здесь, но смущён, рассеян или ушёл в свои думы; представляться для него – катастрофа, делиться координатами – мучение. В этом смысле Арк – европеец, в общении для него не существует препятствий. Он – добродушно-хитроватая улыбка Бурятии, недаром одно время выразительный профиль Арка хотели вывести на национальном гербе этой республики.
Арк – фестиваль. Он музыка, общение, разговор. Он – стихи: тяжёлые, долгие, будто сочиняемые на ходу, или выпрашиваемые вот тут же при слушателе – из космоса. Его всегда много и этого много – много. Так много, что он обязан перемещаться, гастролировать, не только, чтобы делиться, но чтобы избавиться от своего множества, своих множеств, множеств себя самого; уменьшиться хотя бы на время.
К сожалению, на фестивали его зовут не всегда. Поскольку Арк непонятен, сложен, и не всегда похож на поэта. Не верят, что он поэт. Полагают, что Арк – графоман, причём даже воинствующий. Графоман, выдающий себя за поэта – явление нормальное, повсеместное. И Арк действительно с этим явлением связан, но радикальным, революционным образом: Арк – первый поэт, сознательно выдающий себя за графомана. Ибо Арк – сам по себе двойственность, изменчивость, пятый смысл, двойное дно. Он прячется и открывается, улыбается и уходит куда-то в сторону, тяготеет к Европе, но олицетворяет Восток.
Его и печатают лишь два издания, во многом противоположные – журнал "Воздух" и журнал "Байкал". Разные города, языки, картинки. Одна половина Арка – обветренная, бурятская; другая – мягкая, почти московская или как минимум, русско-колонизаторская. Чтобы понять Арка, надо остановиться. В этом его главный секрет. Вне остановки Арк бессмыслен, абсурден. В суете – его смерть. Он стоит так, как стоит Азия, как стоят её ветра, хребты, реки. Даже если заметишь движение – не верь, это обман, иллюзия, незначительность. В таких масштабах всё неподвижно, неподвижна скала, неподвижен и коршун в небе, и рыбка в озере, и девушка, бегущая к тебе – неподвижна.
Эпоха всеобщих гонок, карьер, конкуренции – это не время Арка. Поэтому его так же трудно принять, как трудно не пойти в рабочий день на работу, или не выскочить на утреннюю пробежку, коли ты озабочен своим здоровьем уже с добрый десяток лет. Арк стоит, как стоит Восток, не смещаясь с места, впитывая в себя цивилизации и культуры, ни одну не отринув, ни от одной не отказываясь. В каждой он находит что-то своё, целиком делает её своею, распоряжается ей, как родной; как владелец, как жрец.
Ацтеки и папуасы, ногайцы и хетты, их боги, легенды, их женщины, их география – это всё частная собственность бурятского гуру Арка. Не говоря уже о британцах, французах, американцах и прочих сибиряках. Каждый поэтоносец, стихочиталец для него кум, сват, брат. Он же для них – поэт, художник Аркаха. Всему и вся участник и соучастник.

Антон НЕЧАЕВ,
г. КРАСНОЯРСК