Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ШАГАЛ И МАЛЕВИЧ


На экраны кинотеатров вышел новый фильм реж. А.Митты "Шагал – Малевич" (2014) о витебском периоде жизни и творчества Марка Шагала.
Скажу сразу, мои зрительские ожидания оправдались не вполне. Но начну с того, что мне в этом фильме понравилось.
Это, во-первых, разработка темы взаимодействия нового и старого искусства в годы гражданской войны. Шагал – новатор, Малевич – "сектант", мессия супрематизма, искусства, связывающего революцию с космическим и божественным. Оба художника увлечены идеей революции в искусстве, но по-разному понимают её. В мире Шагала, в его небе есть место всему и всем. Он мечтает создать в Витебске рай, второй Париж. В мире Малевича отметается, отвергается всё старое, как отжившее, "гнилое", и поэтому существует только новое искусство, в котором всё, что остаётся в руках художника, – цвет и форма. Тема искусства – это самое сильное в фильме.
Центральная идея, судя по финалу, – примирение воинствующего "сектанта"-супрематиста Малевича и небесного, летающего Шагала (увлечённого искусством до совершенного эгоизма). Даже ничего не понимающий в искусстве чекист крестится, видя возносящегося Шагала с позирующими ему женой Бэлой и дочерью, когда весь Витебск бежит громить Шагала, а его ученики, ставшие на сторону Малевича, опомнившись, бегут спасать своего прежнего кумира. Туда же бегут чекисты, отомстить за смерть своего главаря Наума.
Сюжет завязан на любовном треугольнике. Пока Шагал учился в Париже, в Витебске его 4 года ждала невеста Бэла. Отец был против этого брака, и у неё был и другой ухажёр – Наум, сотоварищ Марка по детским играм и школе. Но Марк приезжает и женится на Бэле, а Наум решает, что его жена теперь – революция.
И вот начинается война, революция. Семья Шагала оказывается в вихре революционных событий в Петербурге, так и не успев уехать за границу, в Париж, к оставленным там картинам и друзьям. И художник решает осесть в Витебске, основать там художественную школу. А Наум становится красным комиссаром…
Во-вторых, хорошо, на мой взгляд, показан в фильме конфликт новой власти и почти религиозного, сектантского по духу супрематизма. Малевич, приглашённый Шагалом в Витебск, становится новым кумиром молодёжи. Очень эффектно смотрится сцена, в которой проезжающий мимо витебского вокзала Дзержинский останавливается и даёт высокую оценку плакату Малевича "Красным клином бей белых".
Оригинально решена тема Малевича, излагающего идею нового, революционного, космического искусства супрематизма на фоне появляющихся с разных сторон цветных линий и форм, долженствующих заполнить пустую землю, чтобы их было видно всему космосу. Когда Шагал погружён в творческий процесс, то появляются парящие фигуры витебчан и сам художник парит в небе с женой.
Однако есть в фильме и не очень удачные кадры. Например, в сцене витебского пожара непонятно для чего в кадре проходит женщина в нижнем белье. Затянут по времени кадр, в котором крупным планом показано лицо убитого Наума. Сцена в бане, когда подрались ученики Шагала и Малевича, поспорившие, что важнее в искусстве – подражание природе, наследование великим мастерам или же полное отрицание традиции и создание новых форм, – также слишком затянута. И в ней не очень эстетично показаны голые тела учеников с обвисшей на ляжках кожей. Эстетичнее было бы дать эту сцену более условно, без вмешательства капризной моды на обнажённую натуру. Из-за таких подробностей и лишних деталей фильм кажется несколько "сырым", распадающимся на отдельные удачные эпизоды. Эти эпизоды и запоминаются. А целостного впечатления от фильма, увы, так и не получилось.

Ирина ЛОГВИНОВА