Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

РЕЗОНАНС

 

Уважаемая редакция «ЛР»!
С великим удовольствием прочитал статью Анны Гранатовой «Божественная трагедия» Николая Гоголя» («ЛР», 2014, № 15). Умное и тонкое литературоведение. Автор спокойно и методично пытается прояснить причины личной трагедии писателя, уничтожившего рукопись второго тома «Мёртвых душ». Предположение о постоянном внутреннем диалоге Гоголя с Данте представляется мне абсолютно правильным и плодотворным. Более того, наблюдения литературоведа можно основательно подкрепить, обратившись непосредственно к тексту гоголевской книги. Это сделано в моей работе «Одиссея чёртоподобного Павла». В ней показано, что, вступив в творческое «соперничество» с Данте, Гоголь изобразил принципиально иную картину ада. Теперь это не спуски по кругам ледяной пустыни, а «погружения» Чичикова в забытые Богом поместья русских помещиков. Вместо вертикальной модели ада предлагается горизонтальная, но она уже не фантасмагорическая, а на все сто реалистическая. Ад на Русской равнине, без огня и подземного смрада... Кто же после этого не согласится, что «Мёртвые души» – великая поэма?

 

Анатолий АБРАШКИН