СЕМЯ, КОТОРОЕ НИГДЕ НЕ ПРОРАСТЁТ
Андрей ИВАНОВ |
"Это не исторический роман. Это такая же книга, как "Аполлон Безобразов", "Роман с кокаином", "Дар", "Улисс", "Берлин, Александерплац" – сказал в интервью о "Харбинских мотыльках" Андрей Иванов. И правильно сделал, что сказал: многие до сих пор воспринимают этот роман как запоздалую эмигрантскую беллетристику или, в лучшем случае, как реконструкцию исторических событий. Всё это в романе есть, и против исторической правды Иванов не грешит, только вот реконструкция сознания героя (или героев) волнует писателя гораздо больше, чем воссоздание исторических событий. "Харбинские мотыльки" – ещё один "неисторический роман" (вспомним "Лавра"), в котором исторический контекст играет роль вспомогательную: Водолазкину он помогает говорить о Боге и вечности, Иванову – о распаде и небытие. Эпоху для этого разговора Иванов выбрал идеальную: крах Российской империи, Гражданская война, эмигрантская Эстония, идеи фашизма. Стиль произведения под стать эпохе. Иванов создаёт модернистский текст в духе начала 20-го века: автор играет с нарративом, использует поток сознания, моделирует собственную реальность.
Главный герой книги – художник и фотограф Ребров, человек трагической судьбы и неординарного таланта. Его семья умирает по пути в Эстонию, сам же Ребров находит в Ревеле пристанище и работу в фотоателье. Нансеновский паспорт делает его фактически бесправным, но не может ограничить таланта художественного: Ребров пишет картины и статьи, он мастер дагерротипа. Не скажешь, что Ребров зарывает талант в землю, скорее, дарование его растворяется в хаосе и мороке эмигрантской жизни. Однажды ночью он придумывает стих, который как нельзя лучше его характеризует:
Главный герой книги – художник и фотограф Ребров, человек трагической судьбы и неординарного таланта. Его семья умирает по пути в Эстонию, сам же Ребров находит в Ревеле пристанище и работу в фотоателье. Нансеновский паспорт делает его фактически бесправным, но не может ограничить таланта художественного: Ребров пишет картины и статьи, он мастер дагерротипа. Не скажешь, что Ребров зарывает талант в землю, скорее, дарование его растворяется в хаосе и мороке эмигрантской жизни. Однажды ночью он придумывает стих, который как нельзя лучше его характеризует:
я вырванное из жизни существо
семя которое нигде не прорастёт
зверь который добычи не ищет
огонёк угасающей сигареты
предчувствие затмения
безмолвие
ничто
семя которое нигде не прорастёт
зверь который добычи не ищет
огонёк угасающей сигареты
предчувствие затмения
безмолвие
ничто
Ребров физически ощущает смерть, приближающуюся и неотвратимую. Бытие перейдёт в ничто, конечность жизни обретает сакральный смысл, а само существование превращается в абсурд. "Вся моя жизнь, как кривая нога Ипполита из Madame Bovary, высохшая, как то дерево в парке: большей частью сухое, треснуло, но живёт, так и я. Мою ногу уже не выправить; ампутировать разве что",– пишет художник в своём дневнике. Вспоминается при этом набоковский собирательный образ русского эмигранта – Пнин, в самой фамилии которого зашифрована оторванность, сухость, бесплодие. Пень пнём, как говорится. "Сухой, треснул, но живёт". Только для чего живёт?
Пнин ищет смысла в русской литературе. Ребров постигает жизнь талантом художника. В самом деле, что может лучше охарактеризовать художника, как не его творчество? Персонажу Иванова, в отличие от Пнина, удаётся создать нечто замечательное. Довольно долго, сквозь алкогольный и кокаиновый туман, он продирается к собственному замыслу, вынашивает его, как дитя, и, будучи больным (что примечательно, ведь болезнь – прорыв в область трансцендентного) молниеносно реализует. Ребров делает дагерротип с собственной инсталляции и становится известным. Его творение называется "Вавилонская башня" – образ вечный, понятный и, вместе с тем, неисчерпаемый. Все помнят библейский миф о Вавилоне и башне, которую строят люди, чтобы "сделать себе имя", приблизиться к Господу, стать с ним наравне. И все знают, чем это закончилось: народы разбросало по свету, и перестали они понимать друг друга. Иванов не упускает шанса поиграть с мифом: Вавилонская башня Российской империи разрушена, народ-богоносец бежит из собственной страны, и не за горами то время, когда заговорят русские на разных языках. Ребров "делает себе имя" в Эстонии с помощью "Вавилонской башни", однако слава преходяща. Неприкаянность и оторванность не оставляют шансов на хэппи-энд. Разруха, она не только в клозетах, но и в головах. А в головах у персонажей "Харбинских мотыльков" разброд и шатание. Эстонская эмиграция увлекается модным фашизмом, неприкаянный Ребров невольно оказывается в их рядах и даже оказывает помощь. Впрочем, он не горит идеями, и действует скорее за компанию. Что, как известно, не освобождает от ответственности.
Кажется, Ребров не воспринимает всерьёз эту гремучую смесь нацизма и православия, которой заражена "передовая" часть эстонской эмиграции. Но и не спешит отдаляться от людей, которые некогда были очень ему близки. Художник предпринимает попытки доказать бессмысленность новой идеологии: "Человек – ничто" – говорит он.– Человек не может изменить историю". На что получает вполне вразумительный ответ от Ивана Каблукова:
"Очень даже может, иной человек сам не подозревает, что история сквозь него идёт... Я трезво смотрю на свою роль. Я всего лишь крыса, которую заразили чумой и направили во вражеский лагерь. Какая-нибудь дрянная тварь империю может на колени поставить. Сколько городов горело…"
Реброву в какой-то степени повезло: против этой чумы у него иммунитет, хотя заразить его, конечно, пытались. Впрочем, иммунитет этот оказался банальной трусостью: Ребров прекращает помогать фашистам только после того, как попадает в руки властей. Испугавшись, он перестаёт передавать корреспонденцию из Харбина, но призрак фашизма преследует его ещё долго:
"…появились противные бабочки; у меня есть подозрение, что они заехали с посылочкой из Харбина; мотыльки бархатные, бледно-лиловые, маленькие. Надо чем-то травить".
Реброву хочется вытравить своё трагическое прошлое, вытравить идеи, вытравить мысли и знания, которые не дают облегчения человеку. Ещё в начале книги он признаётся, что от мысли не может быть никакой пользы:
"– Мысль… Обязательно вам нужна мысль. – В голове у Бориса вспыхнуло. – Я уже задыхаюсь от мыслей! Не знаю, как от них избавиться! Пыль смахнул, и нет пыли. А вот Киркегаарта или Ницше, если прочитал раз, до конца жизни с ними жить будешь. А они там, внутри, что-то с тобой делают. Хочешь, не хочешь, поздно. Впустил, значит, что-нибудь будет. Старый диван из комнаты можно выкинуть, а Достоевского не выкинешь".
Философия Бориса проста и понятна. Каков прок от мысли, идей и искусства, если вокруг нищета и разврат, если ты умрёшь, и превратишься в ничто?
Впрочем, Андрей Иванов всё же оставляет нам отсвет надежды. Ребров жив, ему удаётся выбраться из Эстонии (по крайней мере, он садится в катер, отправляющийся в Швецию). Только вот, что это меняет? Даже если выживет, он так и останется сухой, треснувшей, бесплодной деревяшкой, оторванной от почвы, удел которой гниль и небытие.
Пнин ищет смысла в русской литературе. Ребров постигает жизнь талантом художника. В самом деле, что может лучше охарактеризовать художника, как не его творчество? Персонажу Иванова, в отличие от Пнина, удаётся создать нечто замечательное. Довольно долго, сквозь алкогольный и кокаиновый туман, он продирается к собственному замыслу, вынашивает его, как дитя, и, будучи больным (что примечательно, ведь болезнь – прорыв в область трансцендентного) молниеносно реализует. Ребров делает дагерротип с собственной инсталляции и становится известным. Его творение называется "Вавилонская башня" – образ вечный, понятный и, вместе с тем, неисчерпаемый. Все помнят библейский миф о Вавилоне и башне, которую строят люди, чтобы "сделать себе имя", приблизиться к Господу, стать с ним наравне. И все знают, чем это закончилось: народы разбросало по свету, и перестали они понимать друг друга. Иванов не упускает шанса поиграть с мифом: Вавилонская башня Российской империи разрушена, народ-богоносец бежит из собственной страны, и не за горами то время, когда заговорят русские на разных языках. Ребров "делает себе имя" в Эстонии с помощью "Вавилонской башни", однако слава преходяща. Неприкаянность и оторванность не оставляют шансов на хэппи-энд. Разруха, она не только в клозетах, но и в головах. А в головах у персонажей "Харбинских мотыльков" разброд и шатание. Эстонская эмиграция увлекается модным фашизмом, неприкаянный Ребров невольно оказывается в их рядах и даже оказывает помощь. Впрочем, он не горит идеями, и действует скорее за компанию. Что, как известно, не освобождает от ответственности.
Кажется, Ребров не воспринимает всерьёз эту гремучую смесь нацизма и православия, которой заражена "передовая" часть эстонской эмиграции. Но и не спешит отдаляться от людей, которые некогда были очень ему близки. Художник предпринимает попытки доказать бессмысленность новой идеологии: "Человек – ничто" – говорит он.– Человек не может изменить историю". На что получает вполне вразумительный ответ от Ивана Каблукова:
"Очень даже может, иной человек сам не подозревает, что история сквозь него идёт... Я трезво смотрю на свою роль. Я всего лишь крыса, которую заразили чумой и направили во вражеский лагерь. Какая-нибудь дрянная тварь империю может на колени поставить. Сколько городов горело…"
Реброву в какой-то степени повезло: против этой чумы у него иммунитет, хотя заразить его, конечно, пытались. Впрочем, иммунитет этот оказался банальной трусостью: Ребров прекращает помогать фашистам только после того, как попадает в руки властей. Испугавшись, он перестаёт передавать корреспонденцию из Харбина, но призрак фашизма преследует его ещё долго:
"…появились противные бабочки; у меня есть подозрение, что они заехали с посылочкой из Харбина; мотыльки бархатные, бледно-лиловые, маленькие. Надо чем-то травить".
Реброву хочется вытравить своё трагическое прошлое, вытравить идеи, вытравить мысли и знания, которые не дают облегчения человеку. Ещё в начале книги он признаётся, что от мысли не может быть никакой пользы:
"– Мысль… Обязательно вам нужна мысль. – В голове у Бориса вспыхнуло. – Я уже задыхаюсь от мыслей! Не знаю, как от них избавиться! Пыль смахнул, и нет пыли. А вот Киркегаарта или Ницше, если прочитал раз, до конца жизни с ними жить будешь. А они там, внутри, что-то с тобой делают. Хочешь, не хочешь, поздно. Впустил, значит, что-нибудь будет. Старый диван из комнаты можно выкинуть, а Достоевского не выкинешь".
Философия Бориса проста и понятна. Каков прок от мысли, идей и искусства, если вокруг нищета и разврат, если ты умрёшь, и превратишься в ничто?
Впрочем, Андрей Иванов всё же оставляет нам отсвет надежды. Ребров жив, ему удаётся выбраться из Эстонии (по крайней мере, он садится в катер, отправляющийся в Швецию). Только вот, что это меняет? Даже если выживет, он так и останется сухой, треснувшей, бесплодной деревяшкой, оторванной от почвы, удел которой гниль и небытие.
Евгений ФУРИН,
г. УСТЬ-ЛАБИНСК,
Краснодарский край
г. УСТЬ-ЛАБИНСК,
Краснодарский край