Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ПИРОЖКИ С БУКВАМИ

Олег, Оксана, Глеб, Боярский, старушка мать и Петросян



Благодаря Интернету современная поэзия погрязла в болоте стихоплётства и графомании. Поэтом мнит себя чуть ли ни каждый второй уверенный (и не очень) пользователь паутины. И чтобы найти в этой пучине что-то стоящее, нужно очень постараться. Но мне, кажется, удалось. Трудно было не заметить стремительный рост популярности так называемых "пирожков". Каждый новый опус в этом жанре набирает огромное количество лайков и репостов (а значит, и почитателей). Пришло время познакомить с "Пирожками" и читателей "Литературной России".
О пирожковой поэзии нам рассказал Александр Силаев из Одессы, один из авторов и составителей сборника "Пирожки с буквами".

– Александр, что такое "Пирожки"?
– Пирожком называется четверостишие без рифмы, цифр, знаков препинания и дефисов, написанное четырёхстопным ямбом и строчными русскими буквами. Все буквы в пирожке должны быть написаны одинаковыми шрифтом, цветом, величиной. Скрытые слоги прописываются явно (например, аббревиатуры, а также в некоторых случаях такие слова как пётыр и театыр). Допускается авторское переиначивание слов (жызнь, патамушта, сватьба, пришол и т.д.) Зачастую в пирожках встречаются прижившиеся и ставшие традиционными персонажи (седая мать, исус, олег, оксана, зухра, шаинский, куклачов, пельмени и пр.), однако героев и темы для пирожков автор выбирает сам. Мат допускается, если его употребление оправдано с точки зрения смысла и художественной выразительности.
Интересно, что одним из часто употребляемых технических приёмов при написании пирожка является синкопирование (переакцентуация) ударения неодносложного слова с сильным местом стихотворного метра. Пример:

а как понять что одиноко
что никому не нужен ты
в стране где не бывает снега
в какой нибудь бразилии
(i-mel)

И всё же, главное в пирожкописании, помимо формата и техники, это небанальность и талантливость.
Пирожки имеют конкретных авторов (чаще всего подписывающихся сетевыми псевдонимами), и потому каждый пирожок, будучи литературным произведением, является объектом авторского права.
– Процитируйте, пожалуйста, 2–3 наиболее известных и популярных "пирожка".

олег молчал смотрел на зою
и думал про себя что он
единственный на белом свете
способный это полюбить
(vera)

как наши со скамейкой тени
растут под вечер всё быстрей
так всё длинней в моём мобильном
становятся твои гудки
(zooh)

илья старается скорее
уравновесить зло добром
увидел парни бьют мальчишку
красиво рядом станцевал
(karim-abdul)

вчера читаю кастанеду
и вдруг заходит петросян
но я не дрогнула и стала
читать сильней и он ушол
(zhenshen)

семён на кофте у сюзанны
заметил чёрное пятно
коснулся пальцем и всосало
туда семёна целиком
(vogon)

– Кто авторы "Пирожков"?
– В основном – творческая интеллигенция возрастом от 15 до 80.
– А кто – читатели?
– Люди из интернета, в основном – молодёжь.
– Как, где и когда появились "пирожки"?
– "Пирожки" придумал Владислав Кунгуров (al cogol), а первый "пирожок" написан им 9 апреля 2003 года:

когда играют кастаньеты
когда звучит пожарный гонг
идут по улице солдаты
их ружья тёплые как соль

– Можно ли сравнить "Пирожки" с хоку или танку?
– Да, это родители "пирожка".
– Почему, на ваш взгляд, они стали так популярны?
– Потому что хороший "пирожок" – это краткость, талантливость и эмоциональная концентрация в одном флаконе.
– Вы говорили о неком "пирожковом движении" – что это за явление?
– Я слышал от коллег об этом движении, но лично мне кажется, что никакого такого "пирожкового движения" не существует, а есть люди, пишущие "пирожки" и читатели. И тех, и других становится всё больше.
– Лирические герои "пирожков" – Оксана, Олег, Аркадий... – можно ли считать их полноценными личностями, наделёнными определёнными чертами характера, склонными поступать тем или иным образом или это условные имена?
– А также глеб, боярский, петросян, куклачёв, старушка мать, пельмени, пингвины, земленавты и многие другие. Все эти персонажи давно и прочно обосновались в "пирожках" и, несомненно, имеют свои характерные черты и особенности влияния на читательское восприятие.
– Как вы относитесь к современной поэзии?
– Как правило, авторы "пирожков" относятся к современной поэзии с любопытством, особенно – к её экспериментальному сегменту, ибо сами являются его частью.
– Что ждёт поэзию в будущем?
– Платиновый век.
– Недавно вышел сборник "Пирожки с буквами". Расскажите о нём.
– Эта книга – итог долгой работы по авторскому отбору лучших образцов пирожковой поэзии за десять лет её существования. По мнению корифеев жанра и по читательским отзывам – книга удалась. В ней на 480 страницах представлены 102 автора и 1800 "пирожков".
– Как планируют развиваться "пирожки" в будущем?
– Я думаю, что рост читательского интереса к "пирожкам" будет увеличиваться, как, впрочем, и количество хороших авторов.

Беседу вела Любовь ГОРДЕЕВА