Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

МУЗЫКА НЕ МОЖЕТ ЛГАТЬ


В Доме Русского Зарубежья состоялся творческий отчёт Сергея Зайцева, кинорежиссёра, продюсера, директора киностудии и Президента киноклуба "Русский путь". В 45 лет он решил подвести предварительные итоги своего творческого пути. С обычной количественной точки зрения, принятой в кругах творческой интеллигенции, он мог бы быть вполне доволен. Шесть, как он сформулировала "крепко сделанных" документальных фильмов, получивших приз "Гран-При" международного кинофестиваля "Золотой Витязь", премию Национальной Академии кинематографических искусств и наук России "Золотой орёл" и другие награды, 25 картин за восемь лет, выпущенных им в качестве продюсера, огромный архив видеодокументов, накопленный в период его работы в Доме Русского Зарубежья. Наконец, неуклонное шествие киноклуба "Русский путь" от российского Байкала до Сан-Франциско в США. Однако Сергей Зайцев пригласил на творческий отчёт единомышленников из киноклуба, наставников и друзей не для того, чтобы получить подарки и полагающиеся по этому случаю комплименты, а чтобы "встряхнуть" себя и своих соработников, сбросить груз наработанных приёмов и открыть новое дыхание. Таковы уж характер и особенности его творческого дара.
На XII Международном кинофестивале "Золотой Витязь" в 2003 году в Калуге я увидел его фильм "Погибли за Францию". Он произвёл на меня, как и на всех остальных участников фестиваля, необычайно сильное впечатление и заслуженно получил "Гран-При" кинофестиваля. Как человек, который подвизался в кинокритике, я пытался понять слагаемые успеха этого фильма. Конечно, эффект открытия долго замалчиваемого и для российского зрителя совершенно нового события Первой мировой войны – подвига русского экспедиционного корпуса в Первой мировой войне, внёсшего неоценимый вклад в отражение нашествия войск кайзеровской Германии на Францию. Вне всякого сомнения – великолепная художественная обработка сюжета. Ещё – использование в документальном фильме приёмов игрового кино. И всё-таки оставалось что-то на интуитивном уровне, что я никак не мог сформулировать для себя.
Познакомился с Сергеем. Первое впечатление: очень красивый молодой человек. Простой в обращении, но эта простота, выработанная хорошим воспитанием. Нам потом пришлось много встречаться, и чем ближе я его узнавал, тем больше понимал, что изучение и пропаганда великого наследия русского зарубежья написано у него, как говорится, на роду. Как-то сказал Сергею, что написал книжку по истории русской ткацкой промышленности, являвшейся самой динамичной отраслью народного хозяйства Российской империи. Он тогда поведал мне, что его прапрадед по отцу Яков Агеевич Зайцев занимался в своё время шёлкоткацким производством, был большим любителем музыки и дружил с Петром Ильичём Чайковским. Поэтому неудивительно, что его праправнук Сергей Леонидович Зайцев окончил музыкальную школу по классу фортепьяно и тромбона, затем эстрадно-джазовый факультет Государственного музыкального училища имени Гнесиных и первое время выступал как музыкант. Затем только окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров.
Знакомясь с фильмами Сергея Зайцева, я, наконец, пришёл, возможно, к субъективному выводу о том, что ещё одна составляющая успехов его фильмов – музыка, которая у него первична в выборе сюжетов и построении ткани картин. Они, используя выражение Ницше, рождаются у него из духа музыки. Искренность – первая заповедь музыки, и "крепкие" фильмы Сергея Зайцева посвящены людям, не вписывающимся в систему, поэтому замалчиваемым, не получающим официальных наград и титулов, не рекламируемым, но самоотверженно преданным своему делу. Фильмы "Под знаком Поздеева" (2000) и "Чаша"(2003) — дань благодарности родственной душе сибирского художника Александра Геннадьевича Поздеева (1926–1998), который говорил, что на художнике лежит "большая обязанность: отдавать себя, каков он есть". Картина "Порог сердца" (2006), посвящённая выдающемуся исполнителю русского романса Валерию Борисовичу Агафонову (1941–1984), вся насыщена видимой и сразу не видимой, но интуитивно слышимой музыкой.
Помню, что о фильме "Погибли за Францию" говорили, что он — "пронзительный". Действительно, когда смотришь его, то очень трудно сдержать волнение, как будто на подсознательном уровне звучит мелодия, проникающая в самое сердце. Мелодия эта одновременно и скорбная и вдохновляющая; думаю, что она впервые зазвучала в душе Сергея, когда он попал на кладбище русских моряков в Бизерте. Там навеки почили экипажи кораблей военно-морского флота России, которые вывезли из Крыма в период гражданской войны десятки тысяч военных и гражданских лиц, и тем самым спасли их от неминуемой гибели, а затем много лет сохраняли на чужбине строй русской жизни, надеясь послужить ещё свободному Отечеству. Тогда эта музыка воплотилась в фильме "Лики Отечества" (1996), но в вариациях продолжалась и в фильмах "Под знаком Поздеева", "Чаша", "Погибли за Францию", "Порог сердца", героями которых являются "труждающиеся и обременённые", "ломовые лошади культуры и истории".

Анатолий ВАСИЛЕНКО