Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

В ЛАБИРИНТАХ ТЁМНОЙ МАТЕРИИ


Настоящая фантастика всегда авангардна.
И экстремальна!
Она создаётся на самой-самой грани — возле онтологического, сущего предела — у порубежья знаемого и незнаемого.
Михаил Шраге выдвинулся далеко вперёд в постижении скрытых уровней бытия. Он это делает как художник – с элементами игры, бурлеска. Жонглирует мирами! И вместе с тем его проза глубока, философична. С неожиданной стороны она выводит нас на конечные вопросы бытия.
Новейшая наука загипнотизирована тёмной материей.
Можно сказать, что действие новелл Михаила Шраге происходит как раз в лабиринтах тёмной материи — среди её немыслимых парадоксов. Коэффициент отстранения здесь достигает огромных значений.
Общение человека и дьявола — классическая тема. В рассказе "Дьявол и МВ" нам предложено её пост-классическое решение. Условность минимизирована — всё не понарошку, а всерьёз. Хотя и не без юмора.
Дьявол разглагольствует по поводу своего бесшумного явления: "Переход в вашу среду с пониженной плотностью и иную действительность с повышенным эмоциональным фоном сопровождается определёнными звуковыми эффектами, и чтобы их скрыть требуется дополнительная энергия".
Ёрничество?
Не только!
Переход — это нешуточная проблема.
Переход за радиус Шварцшильда — за точку сингулярности — за световой барьер: подобные вопросы ныне обсуждаются в академических аудиториях.
Что там, за гранью?
Михаил Шраге пытается — и ведь не без успеха — сделать эту грань прозрачной. Помогает воображение. А если задачу перевести на язык физики?
Дьявол рассуждает в терминах науки: "Если меня не разнесла на клочки разность энергетических потенциалов…". Речь идёт о своего рода перепаде уровней — они неизбежны в многоярусном Универсуме.
Не на стыке ли ярусов — благодаря разностям и перепадам — закручиваются омуты? И завиваются вихри?
Омуты — метафизические, вихри – нездешние!
Культура издревле реагировала на спонтанные контакты между ЗДЕСЬ и ТАМ. В норме они надёжно обособлены друг от друга. Но иногда изоляцию пробивает! Возникает искрение. Мы постоянно замечаем его в процессе чтения книги Михаила Шраге.
Запредельное, трансцендентное: искони тянулись туда и мифология, и религия.
Не является ли их преемницей современная фантастика?
Не выполняет ли — в своих специфических формах — схожую функцию?
Михаил Шраге трансцендирует. И делает это с удивительной конкретностью. Будто ведёт прямой репортаж ОТТУДА! Возможно, его интуицию подпитывают сокровенные архетипы, общие для всех ярусов Универсума.
Наоборотное, исподнее!
Оно неисповедимым образом присутствует в нашем бессознательном. Проза Михаила Шраге выявляет — проявляет — это присутствие.
Обоснование невозможности: говорит герой рассказа.
Невозможность обоснования? Переспрашивает его дьявол.
Вроде инверсия смыслов тут малосущественна. Но на самом деле она фундаментальна.
Книга Михаила Шраге навела меня вот на какую мысль: вероятен особый вид относительности, связующий вселенские ПРЕДЗЕРКАЛЬЕ и ЗАЗЕРКАЛЬЕ — реальное в первом виртуально для второго, и наоборот.
Не из тёмной ли материи созданы домовые и лешие?
Такое вероятие сегодня уже нельзя отрицать априорно.
Апология мифотворчества: к этому ныне ведёт нас наука. И параллельно с ней фантастика — в лице таких своих продвинутых представителей как Михаил Шраге.
В рассказе "МС" — Материализатор Снов? — релятивизации подвергаются мыслимое и вещественное. Мнящееся непосредственно переходит в действительное! Бессознательное героя порождает монстра – и тот наяву пожирает своего создателя. Подчёркнутый физиологизм при описании его смерти художнически вполне оправдан.
Вот последние ощущения:
— эфемерный визуальный образ распадается;
— гаснущее сознание успевает уловить его полное растворение и единение со средой. Граница сна и яви размывается в рассказе с поразительной убедительностью.
Воображение донельзя расковано?
Опять-таки: мы не можем положиться, что подобные метаморфозы – чистый фантазм. А вдруг нечто подобное лежит в основе самой мистерии существования?
На наш взгляд, наиудачнейшая попытка описать тёмную материю – рассказ Михаила Шраге "Хрономы".
Ведь эта субстанция несказуема!
Она апофатична.
И, тем не менее, художник находит средства для того, чтоб передать свои впечатления от контакта с моделируемой им – или реально высвеченной лучом интуиции? – нелогичной действительностью.
Этот коридор построен из тёмной материи?
Он замкнут в круг?
И потому герой обречён на вечное возвращение?
Приведём значительнейшую цитату из книги: "Сама же структура кольца – это средняя фаза между временем и материей, временное желе".
Галлюцинирующий сюр?
Или прозрение, чья научная ценность будет осознана завтра?
Квантовая гносеология показала: наблюдатель воздействует на объект — в каком-то смысле творит его.
Здесь таким объектом становится время.
Сколь странно оно ведёт себя! Становится очевидной его полная зависимость от субъекта. И вместе с этим — власть над ним.
Отчуждённое — мной порождённое, но эмансипировавшееся от меня — время!
Бездонную тему поднимает Михаил Шраге.
И делает это — без преувеличений — блистательно.
Потрясает суицид героя: вену он прокалывает острой часовой стрелкой — время резко отпускает напрягшуюся тетиву.
Спасибо вечному возвращению!
На своей волне оно выносит героя обратно в жизнь.
Внутри этой чудесной книги мы находим своеобычный космический зоопарк.
Нас обаяет грозная Собатея Ставински. Кто бы мог заподозрить в ней привязанность к нашему человеческому роду?
А Пта с планеты Мада? Внеземная орнитология пополнилась интереснейшим видом.
Ну и, наконец, стоит упомянуть, что, в книге есть замечательные иллюстрации художника Ирины Сергеевой. Так что её приятно даже просто подержать в руках и полистать.



Михаил Шраге. "МС". — М.: Резерв-i-М, 2013



Юрий ЛИННИК