Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Наследие


НИНА АННА БРОДСКАЯ
(1892–1979)

Нина Анна Бродская — еще одно несправедливо забытое имя великой русской поэзии. Нина Анна родилась в Киеве в 1892 году. Там же окончила школу, затем училась в Берлине у известного немецко-израильского художника, графика и литографа Германа Штрука.
В 1911 году вернулась в Москву, какое-то время посещала занятия в студии К. Ф. Юона и И. О. Дудина, затем около двух лет училась в Веймарской академии.
В 1915 году вернулась на родину, служила медсестрой в киевском военном госпитале. В 1918—1919 годах работала помощником хранителя государственного музея Украины.
После революции родители Нины Анны, забрав ее и двух ее младших сестер, сумели бежать в Берлин. Там Нина Анна быстро добилась профессионального успеха и, в результате, в 1930 году подписала контракт с муниципальным театром Базеля, где проработала главным сценографом до 1933 года.
К моменту окончания действия контракта в Германии властвовал Гитлер, поэтому у еврейки Бродской не было ни малейших шансов получить там работу, да и сохранить жизнь.
Уехав в Париж, она устроилась в Theatre du Châtelet, а с началом второй мировой войны переехала в Тулузу, где находилась до тех пор, пока ее швейцарские кузины не добились для нее разрешения на въезд в Швейцарию.
В Швейцарии она прожила до конца войны, написав большое количество стихов и портретов.
После окончания войны Бродская вернулась в Париж, где жила до конца своих дней, продолжая писать картины и стихи. Впрочем, этим она занималась всю жизнь.
В международном издании «Кто есть кто в поэзии» за 1974–75 годы ей посвящена статья. Ее имя упоминается в эмигрантских разделах различных книг, посвященных истории русской литературы.
Во время посещения римской церкви Санта Мария Маджоре Нина Анна Бродская обратила внимание на ивритскую надпись на церковной арке, которая настолько ее заинтересовала, что она всерьез занялась изучением этого предмета, и в результате написала монографию, впервые изданную в 1961 году и переизданную в 1966-м. Эту книгу можно найти во многих научных библиотеках.
Формально Бродская входила в группу «Берлинские поэты». Ее стихи публиковались в следующих сборниках (и, между прочим, были отмечены Владимиром Набоковым):

1. НОВОСЕЛЬЕ. Сборник берлинских поэтов. Книгоиздательство Петрополис, Берлин, 1931.

2. РОЩА. Второй сборник берлинских поэтов. Книгоиздательство Слово, Берлин, 1932.

3. НЕВОДЪ. Третий сборник берлинских поэтов. Книгоиздательство Слово, Берлин, 1933.

Стихи, которые вы сейчас прочитаете, взяты из единственной доступной мне книги Н. А. Бродской «НАПРОЛЕТ» (Рифма, Париж 1968). Я хочу выразить свою глубокую благодарность родственнице Нины Анны Бродской, госпоже Александре Харрис, поделившейся со мной фактами биографии поэта и любезно приславшей мне эту книгу из Англии, и моему другу профессору Григорию Харасу, впервые рассказавшему мне о Бродской и ее стихах.
Ну а я горжусь тем, что причастен хоть в какой-то мере к возвращению из небытия еще одного настоящего русского поэта.

Вадим МОЛОДЫЙ