Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

СОН О НОСЕ


Некто Нос (по мотивам повести Н.Гоголя). Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова. Режиссёр-постановщик Эрик де Сарриа (Франция).

Этот спектакль – пример очень изощрённой и сложной техники кукольного театра. Здесь и большие, чуть меньше человеческого роста, куклы, и управляющие ими кукловоды загримированы почти одинаково, так что актёры оказываются alter ego своих подопечных марионеток, или, даже наоборот, передают куклам свои переживания и мысли. Это вносит в постановку элементы психологизма. Э. де Сарриа представляет произведение Гоголя как иллюзию, как сон героя наяву. На самом деле, возможно, майор Ковалёв (эту роль мастерски воплощает Александр Захарьев) и не потерял нос, но ему кажется, что потерял, и кажется, что потерял часть самого себя. И всё происходящее вокруг него – иллюзия: недаром часть действия исполняется совсем маленькими фигурами. Таким образом, в произведение вносятся мотивы предшественника автора – немецкого романтика Э.Т.А. Гофмана (описавшего иллюзии и галлюцинации, например, в "Золотом горшке"), и другой повести самого Гоголя – "Записок сумасшедшего". Это – интересный подход, но, разумеется, несколько сужает содержание произведения: за кадром остались не только сатирические элементы, но и блестящие гоголевские гротескные детали и диалоги. Как пример тщательно проработанной и содержательной современной техники кукольного театра спектакль "Некто Нос", несомненно, заслуживает самого пристального внимания.

Ильдар САФУАНОВ