Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ИЗУМЛЯЕМСЯ ВМЕСТЕ С АЛЕКСАНДРОМ ТРАПЕЗНИКОВЫМ


МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ ЦВЕТ ИСТОРИИ


Мой земляк Владимир Иванов-Ардашев из Хабаровска выпустил новую книгу – "Судьба оружейников", вернее, это продолжение старой, "Оружейной поляны", о которой я уже писал, а в эту входит, кроме предыдущей, неизданный ещё "Город оружейников". В этих "оружейниках" можно было бы и запутаться, но замысел автора чёток и ясен, а структура построения сюжетов строга и безукоризненна. Ну что поделать, если сам Владимир немало лет проработал в оборонной промышленности, знает её досконально, а пером владеет изрядно (автор пяти публицистических книг и многих сценариев документальных и научно популярных фильмов. Кроме того, он действительный член Русского географического общества, участник многих археологических экспедиций, обнаруживших древние артефакты оружия. Ему и "калашников" в руки.
Мне нравится, как он пишет. Историк по образованию, он умело совмещает прошлое с настоящим, да при этом ещё и заглядывает в будущее. И всё органично, естественно, поскольку связь времён, несомненно, существует в каждом из нас, а обрывают её только несчастные тупые мещане-обыватели и вся гламурная элита, которым хорошо лишь здесь и сейчас. Им не дано повернуться и посмотреть назад, или поднять глаза к горнему небу, или мысленно представить что там, за горизонтом. Шея так устроена, не разворачивается ни туда, ни сюда, а челюсти ищут лишь жёлуди у корней дуба.
А вот герои романов Владимира Васильевича, молодые и не очень люди, тесно связаны с делом и смыслом: с археологией, оружием, историей страны, современностью. Они живут ярко, их жизнь наполнена не попсовой музыкой и попкорном, а поступками и событиями, неожиданными приключениями и философскими размышлениями в минуты отдыха. Они любят и дружат, находят себя в работе и семье, открывают новое в забытом, ушедшем в века прошлом, и видят забытое в новом, которое только идёт к нам. В этой книге, что особенно важно, поднимается тема преемственности поколений, а главное, говорится о том, что обычные вещи, если взглянуть на них через призму истории, могут приобретать иной оттенок, поистине метафизический цвет. Вот чем и хороша книга Иванова-Ардашева.
Постскриптум. Хочется подкрепить своё мнение ещё двумя непредвзятыми отзывами. Тамара Малеевская, писатель из Австралии: "Я очень люблю Ваши археологические статьи. Иные истории невозможно забыть: не раз бывало такое впечатление, что иду, или стою рядом с автором, и заглядываю через плечо; так же слышу запах леса, вздрагиваю от шороха среди деревьев, с грустью подхожу к древним захоронениям… Всегда поражало, как Вы ярко и живо подаёте серьёзную информацию. Такое не каждому дано".
Наталья Лайдинен, писатель из Москвы: "Книги Владимира Иванова-Ардашева очень познавательны и увлекательны. Персонажи его произведений – наши современники, любознательные, романтичные, увлечённые своим делом и постоянно совершающие новые открытия. Владимир Иванов-Ардашев как будто восстанавливает утраченную связь между поколениями, позволяет нашим современникам больше узнать о реалиях и традициях прошлого, соприкоснуться с мудростью наших предков и перенять накопленный ими опыт".



С приветом из Воронежа!


Новая книга воронежца Михаила Фёдорова "Солдат правды", как и все его книги, до предела насыщена жизнью, которую не придумаешь, её можно только положить на бумагу и переживать, радоваться или горевать. Везде чувствуется стук сердца писателя, по профессии адвоката. И не случайно она названа по жизнеописанию своей судьбы Юрия Гончарова, которому 24 декабря 2013 года исполнилось бы 90 лет. Он, как и Гавриил Троепольский, не дотянул до этих лет несколько месяцев.
Жизнеописание Гончарова фонтанирует множеством фактов. Здесь юность школьника-артековца, первые писательские опыты, первые ужасы войны. Здесь студенческая пора, которую обрывают солдатские тяготы на передовой Курской дуги, ранение. Здесь возвращение в разрушенный Воронеж, угроза по навету коллег-писателей оказаться в местах не столь отдалённых, бытовые лишения, отвержение верящего тогда в идеалы коммунизма молодого человека от партии, и всё это на фоне выколачивания благ и наград окружавшими его проходимцами… Но несмотря на это видна жизнь влюблённого в свой край и в такого же страдальца, как он сам, простого человека, Юрия Гончарова… Помещая этот рассказ в книгу, Фёдоров выполнял своё обещание Юрию Гончарову сохранить его полную испытаний жизнь для людей.
В книге забавная история "Мокрая зима в Сочи" о бывалом адвокате, который ведя дело в Сочи, всё время забывает в своих поездках из центра России на юг зонт, тогда как в эту зимнюю пору там льют дожди. Его футболит следователь, гоняет судья, а адвокат бьётся за своего бедолагу-строителя, и в чём-то ему помогает… Повесть "Дядя Коля" знакомит с москвичом, который все доходы от столичной фирмы вкладывает в родное село Чиглу, а ему на каждом шагу чинят препятствия отъевшиеся от непомерных аппетитов местные чинуши. Москвича даже называют "Сувориным", по подобию которого тот хочет сохранить Чиглу.В повести "Камера обскура" находим историю писательских тяжб, которые своим размахом повергли судей в шок, что люди в мантиях восклицают: "Писатели! Остановитесь!"... Рассказы "Беглец" и "Шкалик" о бывалых людях, которые – первый – прошёл зоны и бежал из них – второй в зонах крутил кино, работая киномехаником, и у каждого своя правда-матка, переполненная событиями. В книге имеется киносценарий "Звенят родники Хохольские". Автор на примере одного уголка нашей страны рассказывает об истории всей России.
Постскриптум. Михаил Фёдоров не забывает писательскую тему, затронутую в ""Громких" делах писателей". Снова читаем про тех, кто за счёт писателей хапают премии и квартиры, но своим невежеством душат молодую поросль. А после смерти даровитых творцов примазываются к их именам, зная, что те их уже не погонят… Стоит заметить, что писательские заметки проиллюстрированы карикатурами Миколы Придонского, которые не только развлекают, но и бьют не в бровь, а в глаз. Вот и сам писатель-адвокат Фёдоров бьёт многим в глаз. Он руководствуется заветом Юрия Гончарова писать правду и ею поражать плодящиеся пороки.



ПАМЯТИ АННЫ


Две книги вышли в прошлом году в Саранске, и обе они посвящены и связаны с женщиной редкой душевной красоты и теплоты – Анной Смородиной. К несчастью, сроки её земной жизни были коротки, но она успела немало. Её стихи, прозу, публицистику всегда отличали мудрость и утончённый лиризм, высота и крепость духа, метафоричность и философский взгляд на мир. Её никогда не забудут те, кто умеет мыслить, читать, любить. А в эту последнюю книгу – "Восклицательный знак" – впервые в полном объёме вошло лучшее поэтическое наследие Анны Смородиной. А также пьеса-притча и отрывки из дневника. А ещё в Приложении публикуются и воспоминания о ней.
Вторая книга – её мужа, не менее талантливого писателя Константина Смородина"Послания к Анне". Это стихи, и в значительной части они посвящены именно любимой жене. Приведу полностью лишь одно из них:

Ты погибла в битве за душу,
за мою за грешную душу,
слишком зол я был, равнодушен,
суетлив, гневлив, непослушен,
слишком плоть любил ненасытно,
самым лучшим пожертвовал в битве,
и теперь погибну, наверно.
За себя мне стало обидно:
неужель ничего я не стою?
Или всё же выстою в битве
и тогда встану рядом с тобою?!.

Постскриптум. Из воспоминаний матушки Ларисы Сакович: "Жизненный путь любого человека, если внимательно вглядеться в него, бесценен, и может принести нам пользу, если только мы захотим внимательно вглядеться и понять. Но мы погружены в свои сиюминутные заботы, по выражению поэта, ленивы и не любопытны. За серыми буднями мы не видим и не осознаём себя в полноте наших дарований, данных нам от Бога, в полноте нашей миссии на земле. Из того, какими будут наши встречи, составится наша вечность. Мы проходим мимо интереснейших людей, не извлекая из встречи с ними никакой пользы для своего духовного опыта. А потом человек уходит, и ничего уже нельзя изменить… Как я рада, что на моём жизненном пути встретилась Анна Смородина! Какой это был светлый и лёгкий человек! Не легкомысленный, а именно лёгкий, словно солнечный луч, согревающий и освещающий, но не давящий. Более 25 лет общения – и ни разочарования, ни единого пустого и праздного разговора… Господь наградил Анну многими высокими дарованиями. Её облик отличался каким-то особым благородством, красотой и женственностью. Она была настоящий поэт и настоящий талантливый писатель. Но и духовные дары её были велики, и потому никакой заносчивости, спеси, высокомерия в ней не было. Её отличала доброта души, ровный, спокойный характер, трудолюбие, скромность, кротость и ответственность. Всегда сдержанная, она никого не осуждала и не порицала. А скольким она помогала! Она могла лёгким, почти неощутимым прикосновением снять тяжесть с души человека, возродить в нём волю к жизни".



ЗОЛОТОЕ ЛИ?


В своём новом романе "Время золотое" (издательство "Центрполиграф") Александр Проханов верен себе, своему стилю, неугасаемой пассионарной энергии: это одна большая художественная политико-метафизическая метафора. Он следует в русле политических событий, сотрясающих страну, но никогда не опережает их. Его прогнозы, подающие надежду и веру измученным мракобесием властей людям, к сожалению, никак не сбываются. А хотелось бы. Не пророк. Но замечательный русский писатель, достойный всяческого уважения.
Вот и этот его роман подобен прежним. Он словно выхвачен из пекла сегодняшней политической и идеологической жизни, раскаляет, его трудно читать – жжёт. Тут будто ходишь по углям, заглядываешь в чёрные бездны, глотаешь ядовитый напиток. Книга рассказывает о недавних событиях, которые раскачивали государственную лодку: о Болотной площади, о толпах, двигавшихся на Кремль и уведённые в другую сторону провокаторами, о полутрагической схватке, в которой могли погибнуть миллионы людей, а вместе с ними и сама Россия. Конечно, многое гипертрофировано, сгущено до предела, но иначе нельзя. Это роман, а не хроника, в общем-то, на мой взгляд, малозначительных событий. От которых, кажется, даже волос на голове власти не поднялся дыбом.
Да, это вновь метафизическое произведение, которое повествует о том, что могло бы быть, если бы… Это роман о "героях" Болотной, о лидере, который переживает преображение (ну, не Навальный же!), одолевает духовную слабость и становится победителем в жестокой схватке. В центре повествования – идеолог, носитель русских смыслов, проповедник русского государства, русской победы. И хотя многие персонажи напоминают сегодняшних фигурантов политической жизни, не следует искать среди них прямых прототипов. В книге всё условно (но и всё по большому счёту истинно), всё придумано (и всё одновременно абсолютно правдоподобно). А прямая аналогия между персонажами Болотной или Кремля или иными реальными деятелями, имеющими конкретные имена, была бы упрощением художественных смыслов. Но, в конце концов, нам по больше мере только кажется, что мы на сто процентов живём в реальном мире. Наш мир в значительной степени вымышлен. Нами самими же.
Постскриптум. А в самом романе мне очень понравилась характеристика, данная бывшему президенту: "Его голова с выпуклыми влажными глазами, сытыми щеками и вьющимися приглаженными волосами была слишком велика для маленького изящного тела и делала всю его фигуру неустойчивой, шаткой. На нём был щёгольской костюм, изысканный галстук, носки туфель слегка загибались, и было что-то карикатурное в непропорциональном сложении… Весь его легкомысленный вид, повадки плейбоя, сияющие выпуклые глаза казались оскорбительными…" Ну как тут не вспомнить примечательные слова Вассермана о нём же: "Место ему на Цветном бульваре, в цирке".

Александр ТРАПЕЗНИКОВ