НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Тихон ЧУРИЛИН
1. КРАСНАЯ МЫШЬ
На сносях ходила женщина
Молодая.
Ах, купецкая дочь, не деревенщина
— Дорогая!
И раз, когда золотой таз солнца ярел на закате, догорая,
Увидела в комнате красной
Мышь.
Забилась в тоске опасной,
Ударила себя по брови прекрасной.
Потом тишь.
Родился ребенок
В волосах черных
Вороненок?
У-у-у — вой ветров горных.
Ччччерный, чернннный яррркий ягггненок.
И на брови у него, на правой — красный знак.
— Ттак!
Это красная, красная, красная мышь —
В красном доме какая тишь
Умри ж!
Молодая.
Ах, купецкая дочь, не деревенщина
— Дорогая!
И раз, когда золотой таз солнца ярел на закате, догорая,
Увидела в комнате красной
Мышь.
Забилась в тоске опасной,
Ударила себя по брови прекрасной.
Потом тишь.
Родился ребенок
В волосах черных
Вороненок?
У-у-у — вой ветров горных.
Ччччерный, чернннный яррркий ягггненок.
И на брови у него, на правой — красный знак.
— Ттак!
Это красная, красная, красная мышь —
В красном доме какая тишь
Умри ж!
2. СЛЕЗНАЯ ЖАЛОБА
Ой, пришел до нас червонный, наш последний час!
— Беспокоят очень нас
Немцы!
Пятеро убитых
Сытых!
Ночью встанут станут в ряд.
Рыскать станут, сущий ад!
Рыщут, песенки свистят,
Бранью бранною костят
Всех.
Вас, нас!
Всю то ночь в саду гостят,
Испоганили наш сад,
Садик.
Не поможет ваш солдатик,
Ваш веселый часовой.
Ой!
Ваша милость повели
Немцев вырыть из земли,
А покаместь пусть солдатик
Нас дозором веселит.
— Беспокоят очень нас
Немцы!
Пятеро убитых
Сытых!
Ночью встанут станут в ряд.
Рыскать станут, сущий ад!
Рыщут, песенки свистят,
Бранью бранною костят
Всех.
Вас, нас!
Всю то ночь в саду гостят,
Испоганили наш сад,
Садик.
Не поможет ваш солдатик,
Ваш веселый часовой.
Ой!
Ваша милость повели
Немцев вырыть из земли,
А покаместь пусть солдатик
Нас дозором веселит.
1914
3. СМЕРТЬ БЕСА
Уголечком темнокрасным разукрашен семафор
Сторож старый, подбирая в рот беззубый черствый сор
От просфор.
Дождик, дождик и далекий, вышний ветров стройный хор.
Скоро, скоро поезд грянет, встанет четко в стройный хор.
Бес мой бедный, принц наследный, непобедный — бледный бес.
Бродит тихо (лихо, лихо…) смотрит тихо — небо, лес.
Диги диги. Динь дон диги — звон под<нрзб>ьем идет,
Скоро, скоро поезд вспрянет — мáнит, мáнит, ждет — нейдет.
Бес мой бедный, принц наследный, бесам вредный идиот.
Вот идет.
Суетится —
Поезд мчится. —
Рододо. Рододо. Звякнул, брякнул, глухо встал!
— Бес упал.
Улетая, поезд зыкнул, фыркнул, щикнул — и исчез.
Облак пара — сгинь ты мара! — и в грязи убитый бес.
Сторож старый, подбирая в рот беззубый черствый сор
От просфор.
Дождик, дождик и далекий, вышний ветров стройный хор.
Скоро, скоро поезд грянет, встанет четко в стройный хор.
Бес мой бедный, принц наследный, непобедный — бледный бес.
Бродит тихо (лихо, лихо…) смотрит тихо — небо, лес.
Диги диги. Динь дон диги — звон под<нрзб>ьем идет,
Скоро, скоро поезд вспрянет — мáнит, мáнит, ждет — нейдет.
Бес мой бедный, принц наследный, бесам вредный идиот.
Вот идет.
Суетится —
Поезд мчится. —
Рододо. Рододо. Звякнул, брякнул, глухо встал!
— Бес упал.
Улетая, поезд зыкнул, фыркнул, щикнул — и исчез.
Облак пара — сгинь ты мара! — и в грязи убитый бес.
4. ОТКРОВЕНИЕ
О скалы — скальте зубы вековые,
Застыли волны черноты на вас.
А небо радостное голубую выю
Подняло к солнцу.
Золотись, трава,
Ростите, рдейте, темные каштаны,
Кричите птицы, пойте соловьи.
Придет к вам гость неновый, нежеланный,
Поднимет руки — розы две, в крови.
И скажет солнце: отдохни, сыночек,
Взыграет море: подойди сюда!
Венок веселый из весенних почек
Подымет ветер.
И тогда, тогда
Потоком звездным разольется небо,
Заплачет море, помертвеет мир.
И встанет страшно, вся седая Ева,
В гремящих стонах отпевальных лир.
Застыли волны черноты на вас.
А небо радостное голубую выю
Подняло к солнцу.
Золотись, трава,
Ростите, рдейте, темные каштаны,
Кричите птицы, пойте соловьи.
Придет к вам гость неновый, нежеланный,
Поднимет руки — розы две, в крови.
И скажет солнце: отдохни, сыночек,
Взыграет море: подойди сюда!
Венок веселый из весенних почек
Подымет ветер.
И тогда, тогда
Потоком звездным разольется небо,
Заплачет море, помертвеет мир.
И встанет страшно, вся седая Ева,
В гремящих стонах отпевальных лир.
1916. Симферополь
5. ПЕЧАЛЬНЫЙ ЧАЛ
В холоде, а голоде, в полночь и в полдень
Печальный чал —
В комнате полой
Стынет свеча.
Болен хозяин, жены и дети.
Стены изрыты, в раны одеты.
Печь полстолетья была горяча,
Ныне остыла — печальный чал!!
Страшно, полярно сияет свеча.
Чал, да части же!! Гости, грызите
Кости, в баранине раны сосите!
Полно, печаль, в сени изыди!
Пчелы печали — в зимнее сито,
В мерзлый снег, на мокрый двор…
О, чал, рычи же, греми и визжи,
ори весь хор!!
Сияй, свеча! —
Печальный, печальный, последний в полдень
и в полночь чал…
Печальный чал —
В комнате полой
Стынет свеча.
Болен хозяин, жены и дети.
Стены изрыты, в раны одеты.
Печь полстолетья была горяча,
Ныне остыла — печальный чал!!
Страшно, полярно сияет свеча.
Чал, да части же!! Гости, грызите
Кости, в баранине раны сосите!
Полно, печаль, в сени изыди!
Пчелы печали — в зимнее сито,
В мерзлый снег, на мокрый двор…
О, чал, рычи же, греми и визжи,
ори весь хор!!
Сияй, свеча! —
Печальный, печальный, последний в полдень
и в полночь чал…
30/1 — ХII — 1917.
Бахчисарай
Бахчисарай
6. ЧЕСТНЫЙ ЧАЛ
Брониславе
Честный чал! — разноцветно уютное блюдо,
Ярки пряники, брынза брезжит звездой,
Венны вина, бузы беломутной и лютой
Едок чад и сердце — неверный ездок:
Цок, цок, цок.
— Ток.
И сушевом душным душит табак
И кружевом круг черный гостей.
Им нет новостей —
Пей да пей сквозь трешницу рвану!
Из чаловой чаши с рыданьем в нирвану
Ахну — стану
Беем и ханом, до верху пьяным!
Ярки пряники, брынза брезжит звездой,
Венны вина, бузы беломутной и лютой
Едок чад и сердце — неверный ездок:
Цок, цок, цок.
— Ток.
И сушевом душным душит табак
И кружевом круг черный гостей.
Им нет новостей —
Пей да пей сквозь трешницу рвану!
Из чаловой чаши с рыданьем в нирвану
Ахну — стану
Беем и ханом, до верху пьяным!
Сентябрь 1917. Бахчисарай
7. МОЦАРТ И ПИЛА
Б. Корвин-Каменской
и Льву Аренсу
и Льву Аренсу
У двери четыре руки
Играли Моцарта арс, —
Пылом золотой муки
Грелись лев, лань и барс.
И ласково оскаливая пыл,
Пила воздушную пыль пила.
И лай ласковый стали пел
И музыка стоокрас была.
Бела, как горозный зор
И розовый и жолтый лик
Колебал бал — и лебедь зари
Отплескивал перья великие.
И Моцарт, оцаренный пилой,
Переливался в лязг, в язвы стали —
Пел так впервой
Из зияющей дали.
Играли Моцарта арс, —
Пылом золотой муки
Грелись лев, лань и барс.
И ласково оскаливая пыл,
Пила воздушную пыль пила.
И лай ласковый стали пел
И музыка стоокрас была.
Бела, как горозный зор
И розовый и жолтый лик
Колебал бал — и лебедь зари
Отплескивал перья великие.
И Моцарт, оцаренный пилой,
Переливался в лязг, в язвы стали —
Пел так впервой
Из зияющей дали.
24 — 25 июня 1920
8. ПЕСНЯ ОБ ОЧЕРЕДИ
"Возвратился ночью мельник"
А.Пушкин
А.Пушкин
О, черевья чéрева —
Животы, д’животы!
Черепа д’черепа,
Это, очередь, вот ты!!
И за водкой черёд
И за хлеб-б-бушкой!
Эзза печеньем, стоя, мрёт,
За вареньем, с сушкой!!
Череда д’череда —
Понедельник, середа.
День да месяц, да года!!
— Всё без малого вреда.
— Стоя, ждут, стоя, жрут,
Много их, много тут.
Возвратишься к жене
Скоро, скоро, скоро, скоро
И увидишь близь ней
Чéред, чéред, чéред — гору!!!
— Очередь, очередь!!
О черт, с этим — умереть!!
Животы, д’животы!
Черепа д’черепа,
Это, очередь, вот ты!!
И за водкой черёд
И за хлеб-б-бушкой!
Эзза печеньем, стоя, мрёт,
За вареньем, с сушкой!!
Череда д’череда —
Понедельник, середа.
День да месяц, да года!!
— Всё без малого вреда.
— Стоя, ждут, стоя, жрут,
Много их, много тут.
Возвратишься к жене
Скоро, скоро, скоро, скоро
И увидишь близь ней
Чéред, чéред, чéред — гору!!!
— Очередь, очередь!!
О черт, с этим — умереть!!
1932
9. ПЕСНЬ О ПЕТУХЕ
Сахару и водки,
Хлеба, три селедки,
Маленькие-ржавенькие, сооолненькие.
Прежде рыбки беленькие, сооолнешные!
Дворник нам принес,
Вытирая нос,
Старый дворник, кулачина бывший,
А теперь водчонку лихо с нами пивший.
И за рюмкой, за двумя, за тремя,
Закурил самосад, сквозь ноздрю дым стремя,
И от водки и от дыма самосада
Разогрелся старый дворник — что и надо!
Эх-ххха, ххха!
Выпьем, сахарцем закусим, без греха.
Ты смеешься, — чепуха?
А в душе то у вас у всех — эн, сапуха!
Подождите! Аж дождетесь петуха!
— Вы по жисти — трюх, трюх, трюх.
Эвва! Вон зима, а сколько мух.
А придет ваш час, да в сердце — бух!
— В ж…у вас уклюнет жареный петух.
Хлеба, три селедки,
Маленькие-ржавенькие, сооолненькие.
Прежде рыбки беленькие, сооолнешные!
Дворник нам принес,
Вытирая нос,
Старый дворник, кулачина бывший,
А теперь водчонку лихо с нами пивший.
И за рюмкой, за двумя, за тремя,
Закурил самосад, сквозь ноздрю дым стремя,
И от водки и от дыма самосада
Разогрелся старый дворник — что и надо!
Эх-ххха, ххха!
Выпьем, сахарцем закусим, без греха.
Ты смеешься, — чепуха?
А в душе то у вас у всех — эн, сапуха!
Подождите! Аж дождетесь петуха!
— Вы по жисти — трюх, трюх, трюх.
Эвва! Вон зима, а сколько мух.
А придет ваш час, да в сердце — бух!
— В ж…у вас уклюнет жареный петух.
1933
10. ОДА ПРОШЕДШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ
Памяти исчезающего птеродактиля
от Р. Х. 1600 — 1917 гг.
от Р. Х. 1600 — 1917 гг.
Что ты ходишь, человек,
Что ты входишь, человек,
Оборватый, гряный, жолтый,
Чуть-чуть высунув язык?
Или серый жизни жорнов
Стер тебя, твой прежний зык?
Что согнулся, человек?
Что ты шепчешь, человек?
Что ты хочешь, человек?
Я хожу, как дождь стучу,
Я, как дряхлый гром шепчу,
Я, стара* — то хочу,
Что невемо даже чорту!
Жолты щеки; рябы: дробь.
И сертук мой жирный, чорный,
Весь точь в точь, еврейский гроб.
— Я прошедший человек.
Я бродящий человек.
Я хотящий человек!
Что ты входишь, человек,
Оборватый, гряный, жолтый,
Чуть-чуть высунув язык?
Или серый жизни жорнов
Стер тебя, твой прежний зык?
Что согнулся, человек?
Что ты шепчешь, человек?
Что ты хочешь, человек?
Я хожу, как дождь стучу,
Я, как дряхлый гром шепчу,
Я, стара* — то хочу,
Что невемо даже чорту!
Жолты щеки; рябы: дробь.
И сертук мой жирный, чорный,
Весь точь в точь, еврейский гроб.
— Я прошедший человек.
Я бродящий человек.
Я хотящий человек!
1933
11. ПЕСНЬ О ВЕЛИМИРЕ
Был человек в сером сюртуке,
В сером пиджаке — и вовсе без рубашки.
Был человек, а у него в руке
Пели зензиверы, тарарахали букашки.
Был человек, Пред земного шара.
Жил человек на правах пожара.
Строил дворцы из досок судьбы,
Косу Сатурна наостро отбил.
Умывался пальцем и каплей воды,
Одевался в камни немалой воды,
Лил биллионы распевов распесен,
А помер в бане и помер не тесно.
Писал
Не чернилом — а золотописьмом.
Тесал
Не камни — а корни слов.
Любил
Вер,
Марий,
Кать.
Юго — плыл,
Наверно,
Не ариец —
Азиец,
Знать.
Был человек, в мире Велимир,
В схиме Предземшара на правах всепожара.
И над ним смеялись Осип Эмильич,
Николай Степаныч и прочая шмара.
И только Мария и море-сине
Любили его — как жнея и пустыня.
В сером пиджаке — и вовсе без рубашки.
Был человек, а у него в руке
Пели зензиверы, тарарахали букашки.
Был человек, Пред земного шара.
Жил человек на правах пожара.
Строил дворцы из досок судьбы,
Косу Сатурна наостро отбил.
Умывался пальцем и каплей воды,
Одевался в камни немалой воды,
Лил биллионы распевов распесен,
А помер в бане и помер не тесно.
Писал
Не чернилом — а золотописьмом.
Тесал
Не камни — а корни слов.
Любил
Вер,
Марий,
Кать.
Юго — плыл,
Наверно,
Не ариец —
Азиец,
Знать.
Был человек, в мире Велимир,
В схиме Предземшара на правах всепожара.
И над ним смеялись Осип Эмильич,
Николай Степаныч и прочая шмара.
И только Мария и море-сине
Любили его — как жнея и пустыня.
1935
ПРИМЕЧАНИЯ
Стихотворения публикуются по рукописям Тихона Чурилина, хранящимся в рукописном отделе Российской Национальной библиотеки (РО РНБ) Санкт-Петербурга.
1-4. —Ф. 1294, ед. хр. 15.
5-8. — Ф. 1294, ед. хр. 15; печатались —> с некоторыми разночтениями — в самиздатском журнале "Сумерки" № 14, СПб., 1992, с. 121-124. "Чал — татарский оркестр из своеобразнейших инструментов: зурна, даул, кавал, скрипок, флейт и кларнетов. Чалом также называется само действо, музыка, игра. Игроки чала — цыгане, татары. Лучший чал был в Бахчисарае под управлением дирижера и композитора Ашира (ныне умершего от голода). Ашир был всероссийски известен и записан на граммофонных пластинках" (примеч. Чурилина к отрывку из повести "Агатовый Ага": "Помощь", Симферополь, 1922, С. 15). Ст. 5 — с разночтениями — см. также в сборнике "Помощь", 1922. Ст. 6 посвящено Брониславе. Бронислава Иосифовна Корвин-Каменская — художница, жена поэта. Ей же посвящается ст. 7; другой адресат этого текста, Лев Аренс, — друг Т. Чурилина, натуралист и поэт, близкий к будетлянам. "Грелись лев, лань и барс" — то есть Аренс, Корвин-Каменская и сам Чурилин.
9-10. — Ф. 1294, ед. хр. 7; ст. 9 см. также: "Сумерки" № 14, с. 125-126, — здесь расхождения с оригиналом более существенны.
11. — Печатается по: Стихи Тихона Чурилина, М., 1940, С. 15-16 (книга в продажу не поступала; сохранились лишь отдельные экземпляры). "Осип Эмильич, Николай Степаныч" — поэты О.Э. Мандельштам и Н.С. Гумилев.
1-4. —Ф. 1294, ед. хр. 15.
5-8. — Ф. 1294, ед. хр. 15; печатались —> с некоторыми разночтениями — в самиздатском журнале "Сумерки" № 14, СПб., 1992, с. 121-124. "Чал — татарский оркестр из своеобразнейших инструментов: зурна, даул, кавал, скрипок, флейт и кларнетов. Чалом также называется само действо, музыка, игра. Игроки чала — цыгане, татары. Лучший чал был в Бахчисарае под управлением дирижера и композитора Ашира (ныне умершего от голода). Ашир был всероссийски известен и записан на граммофонных пластинках" (примеч. Чурилина к отрывку из повести "Агатовый Ага": "Помощь", Симферополь, 1922, С. 15). Ст. 5 — с разночтениями — см. также в сборнике "Помощь", 1922. Ст. 6 посвящено Брониславе. Бронислава Иосифовна Корвин-Каменская — художница, жена поэта. Ей же посвящается ст. 7; другой адресат этого текста, Лев Аренс, — друг Т. Чурилина, натуралист и поэт, близкий к будетлянам. "Грелись лев, лань и барс" — то есть Аренс, Корвин-Каменская и сам Чурилин.
9-10. — Ф. 1294, ед. хр. 7; ст. 9 см. также: "Сумерки" № 14, с. 125-126, — здесь расхождения с оригиналом более существенны.
11. — Печатается по: Стихи Тихона Чурилина, М., 1940, С. 15-16 (книга в продажу не поступала; сохранились лишь отдельные экземпляры). "Осип Эмильич, Николай Степаныч" — поэты О.Э. Мандельштам и Н.С. Гумилев.
Публикация, вступительная заметка, подготовка текстов и примечания
Арсена МИРЗАЕВА
Арсена МИРЗАЕВА