Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

НИКОЛАЙ ГЛАЗКОВ "ХИХИМОРА". — М.: ВРЕМЯ, (ПОЭТИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА), 2007.


Есть литераторы, чьи имена забыты — да и не велика потеря. Но есть целый ряд ярчайших персон в русской словесности, чьи имена вычеркнуты искусственно. И слава Богу — теперь они возвращаются. Два главных возвращенца последних лет — Георгий Оболдуев и Николай Глазков. Но если Георгий Оболдуев и при жизни был известен исчезающе узкому кругу знатоков, то в случае с Глазковым все гораздо сложнее.
Вышедшая чуть ранее во "Времени" прекрасно написанная биография Ирины Винокуровой "Всего лишь гений" и подоспевший следом внушительный том стихов самого Николая Глазкова, чего греха таить, все-таки запоздали. Но лучше поздно — чем никогда. Глазков — поэт вневременной. Поэзия его не утратила актуальности ни на йоту. И как растаскивали его находки более удачливые собратья по перу, так и будет еще не одно поэтические поколение питаться глазковской гениальностью.
Можно без преувеличения сказать, что эту книгу ждали много лет. Потому, что она вобрала в себя если не весь корпус стихотворных текстов Глазкова, то основательную часть, к тому же многие тексты публикуются тут впервые.
Глазков — фигура в нашей поэзии второй половины ХХ века уникальная, парадоксальная и выдающаяся. Сколь знаменитая, столь и неизвестная. Безумно популярная и активно замалчиваемая в течение многих лет. Но даже читателю, не соприкасающемуся с поэзией, которому имя Глазкова вроде как ни о чем и не говорит, с Глазковым знаком. С его стихами и его неологизмами. Разве кто-то не слышал такого понятия, как "самиздат" (самсебяиздат)? Правильно, знают все, но немногие знают, что придумал словечко Глазков еще в начале 50-х. Многие знают такие знаменитые строки, принимаемые за фольклор: "Господи! Вступися за Советы, / Сохрани страну от высших рас, / Потому что все твои заветы / Нарушает Гитлер чаще нас".
Или такие: "Мир нормальный, нормированный, / По порядкам нумерованный / Совершает в ногу шествие, / Я ж стою за сумасшествие".
Или вот это стихотворение:

Лез всю жизнь в богатыри да в гении,
Небывалые стихи творя.
Я без бочки Диогена диогеннее:
Сам себя нашел без фонаря.

 Знаю: души всех людей в ушибах,
Не хватает хлеба и вина.
Даже я отрекся от ошибок —
Вот какие нынче времена.

 Знаю я, что ничего нет должного...
Что стихи? В стихах одни слова.
Мне бы кисть великого художника:
Карточки тогда бы рисовал.

 Я на мир взираю из-под столика,
Век двадцатый — век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!

Это тоже Глазков.
А кто-то помнит песню из фильма "Романс о влюбленных". А был еще "Андрей Рублев" и колоритный летающий мужик. И это Глазков.
Для одних он всю жизнь был юродивым, для других — гением ("Всего лишь гений" — писал он о себе. Так названа и биография, недавно вышедшая во "Времени"). О нем можно рассуждать и писать много. А цитировать так и вовсе бесконечно. Только зачем? Лучше пойти в магазин да купить книгу.
Помимо стихов в сборник вошла удивительная автобиография. Это надо читать. И посмеетесь вволю и призадумаетесь.

Евгений ВИКТОРОВ

АЛЕКСЕЙ ДАЕН, "ВТОРОЕ АПРЕЛЯ В КВИНСЕ". М., "ВЕСТ-КОНСАЛТИНГ", 2007.


Алексей Даен — поэт, прозаик, публицист, переводчик, художник-коллажист, фотограф. Родился и вырос в СССР, с 1994-го года живет в Нью-Йорке. Лауреат Международной Отметины имени отца русского футуризма Давида Бурлюка и журнала "Футурум АРТ" за 2004. Главный редактор литературно-художественного издания "Членский журнал", редактор поэтической серии "Библиотека "Членского журнала", состоит в редколлегии московского журнала "Дети Ра". Автор пяти поэтических сборников на русском языке и двух на английском, трех книг стихотворных переводов и книги прозы. Широко публикуются во многих странах в различных антологиях, коллективных сборниках и периодических изданиях.

 Когда-то давно, лет восьми-десяти отроду, я ходила в детский музыкальный театр Наталии Сац на спектакль "Второе апреля". Помню его хорошо: Второе апреля в противовес 1-му Апреля — День Правды, когда раскрывается ложь, обман, недоговоренности, выворачивается наружу то неприглядное, что обычно прячется за различными масками, полуправдами, ширмами… Поэтому, когда я взяла в руки новую книгу Алексея Даена "2-е апреля в Квинсе", вышедшую в издательстве Вест-Консалтинг в 2007 году, мои ассоциации сразу же связали название со спектаклем из детства.
Эта небольшая книжечка дала мне повод задуматься о многих вещах, и в этом смысле я благодарна автору за его откровенность, обнаженность души. Вряд ли найдется человек, принимающий все произведения поэта и писателя безоговорочно — всегда есть то, что нравится больше или меньше или не нравится вовсе. Так же и эта книга.
Задумываясь об этом мире, его странных закономерностях или несоответствиях, понимаешь, что в чем-то тонкие нити восприятия связывают людей независимо от континентов, на которых они находятся. Как определить меру таланта и ответственности писателя за слово? Степенью его откровенности, эпатажности, обнаженности?.. Или есть другие критерии? Например, вечность. Или громкое и высокое: "Нас рассудят потомки"?
"Коллективный сон планеты", по словам толтека Дона Мигеля Руиса, заставляет нас принимать условные "социальные соглашения", которые общество создает и поддерживает, чтобы держать в узде чувства, мысли, поступки. Освобождение от данных соглашений — путь к формированию своей личной свободы, путь к познанию и постижению.
Книга Алексея Даена интересна. Просто надо уметь читать между строк. Там есть и эпатажность, и стремление огорошить читателя, вывести его из себя, раздразнить нарочитой сексуальностью:

Татуировка ее недоспев до соска
Члена играет спермоизвержением

Или:

в метро уже ничто не странно
                                    В нью-йоркском тем более
как например желание
        использовать женскую грудь как поручень
вот этой слева стоящей без лифчика
                                          И без губной помады…

Сильное влияние Маяковского, скользящее по поверхности многих стихов Даена, может вызвать многочисленные упреки в отсутствии собственного голоса и стиля:

Большой ли
Душе малодушничать?

 Джаз поэзии на Площадях
Не задавить муниципальной лошадью

 Послушайте: я женщину люблю!!!

Есть много таких "маяковских" интонаций, слов, ассоциаций, запрятанных, разбросанных по книге Даена, но вот вопрос: "Стоит ли их ловить и прилюдно вывешивать, крича: "Он подражает Маяковскому!". Действительно, какой кошмар! Но скажите мне, неужели вас никогда так не "глыбило" подобным образом, когда лишь такая интонация души может выразить сегодняшний день? Отвернитесь в сторонку и прошепчите стыдливо: "Бывало". Я вам поверю. Бывало.
Я не люблю мата вообще и в стихах, в частности. Не признаю его и не приемлю, и вовсе не из стыдливого ханжества, поверьте. Скорее, от сознания того, что русский язык в нем не нуждается в силу своего великолепия. Мат — удел слабых, безвольных, он опускает на низшие уровни бытия, он убивает поэзию и душу. Поэтому вполне "маяковское", но интересное стихотворение Даена "Соло на Баритон-Саксофоне" меня расстраивает, отвлекает от того, что оно собой представляет на самом деле. Конечно, реальность для каждого своя, и это — не моя реальность, но становится обидно за слово автора, за его недореализованные возможности.
Тем не менее, "цветная разношерстность" Алексея Даена отливает талантом, и постоянно возникает желание перечитать его стихи, настроиться на тот фокус зрения, которым видит автор, почувствовать, продегустировать ту палитру вкуса, которая ему присуща.

Кузнецкий мост блестит автоматом омоновца
И льдом зимы 1993-го.
И серебром на моей переносице.
CD в ларьках отблесками…
                                      Я улыбаюсь, мне верится.
Волосы забраны в хвост. И-го-го!
Рюкзачок из кожзама с рукописями.
                                                    В издательство.
В это время в Киеве мой друг загибается.
Я навеселе. Рюкзачок тук-тук по спине.
Лед, снег, булыжники;
                                  ботинок наступает на солнце.
Я доброволец… собственной армии Слова.

Талант автора в том, что ты видишь эту картину так, будто сам ступаешь по булыжной мостовой с рюкзачком с рукописями… мимо омоновца, разглядывая солнечные блики и предаваясь мыслям о друге, о своей собственной судьбе, судьбе страны… Это негромкие слова, тихие — от сердца, от сопереживания и сочувствия, от со-причастности…
Это все мы — такие как есть, без пафоса, с полярностью мыслей и судеб, такие разные и похожие одновременно, потому что мы все идем в этом мире "наудачу" с осознанием того, что "себя пережить невозможно", даже в "весне без пушкина и блока" и с переведенными "вперед на час" стрелками часов.

Ирина ГОРЮНОВА

АЛЕКСЕЙ КАРАКОВСКИЙ, "ВСПОМНИ ЧТО-НИБУДЬ". М., "ВЕСТ-КОНСАЛТИНГ", 2007.


"Вспомни что-нибудь" — название новой книги Алексея Караковского звучит как заклинание, мольба, воспоминание и сожаление о прошлом, как старая потертая открытка из бабушкиного сундука… Странно, мир меняется, меняется и отношение поэта к действительности, меняется ритм его стиха. Мир приобретает клиповое сознание, картинки, быстро сменяющие друг друга, бегут и бегут, штампуя строчки, мысли, выплескивая на поверхность глубокие внутренние переживания… Книга же Алексея Караковского стремится к некоей медитативности, к медленным философским воспоминаниям, вытаскивая драгоценные раритеты, любуясь ими и даря окружающим. Верлибр словно стремится уравновесить эту гонку со временем. Остановиться, увидеть, вкусить, продегустировать, вспомнить, осознать… Черно-белые фотографии, иллюстрации к книге, сделанные Натальей Караковской, женой Алексея — удивительно ей подходят. Это ритм другой эпохи, уже ушедшей и прошедшей, и удивительно притягательной своей простотой, невинностью и наивностью.

Калитниковского рынка невидная ось
словно проходит в центре гончарного круга.
Солнце без устали шпарит под мост
люди шляются, толкая друг друга.
Где им прочесть токи нашего мозга,
где им расслышать голос из голосов!
Отпусти меня, человече, хоть это не просто,
отпусти, я хочу лишь освоить то, что не довелось:
небеснокрылый, воздухоперый
нежным турманом выгнусь в дугу…
А знаешь, это особенно здорово —
целовать крылышки на бегу.

Наблюдая за толпой со стороны, Алексей Караковский пытается узреть что-то сокровенно-важное, сакральное, "освоить то, что не довелось…" и понимает, что это что-то такое неосязаемое, невесомое, невидимое взгляду, но подсознательно ощущаемое где-то внутри себя и в пространстве.
Наш мир меняется… в нем много внешнего, наносного, демонстрационного; этакий всеобщий эксгибиционизм, циничный, фальшивый, неприемлемый для истинного поэта.

Настало время постмодернистских выкидышей,
когда не веришь мельчайшим проявлениям невинности.
"Хочу семью, детей и счастья" — "А зачем?..".
Конечно, все не так плохо — но как об этом не думать,
когда каждую осень воздух горчит одиночеством?
Не забудь поменять "квадратные" кавычки на "фигурные"
в демонстрационной версии своей любви.

 Таня хочет Таню.
Ваня хочет Ваню.
Зрители хотят реалити-шоу и биг-мак на ужин.
Животные сходят с ума и тоскливо умирают
здесь же, в прямом эфире.

Раскрашенный уродливыми масками мир, гламурный, модный и страшный, демонстрирующий пороки общества, пользующиеся популярностью… Модели, облаченные в кожу и латекс, выставляющие свое тело для надругательства — БДСМ, садо-мазохизм, возведенный в культ, как высшая точка наслаждения… Что еще? Чего вы хотите? К чему стремитесь? Это ваше "все"? Человечество сошло с ума. И поэтому "животные сходят с ума и тоскливо умирают здесь же…". А как иначе? Содом и Гоморра, приближение Апокалипсиса видятся тем, кто умеет видеть сквозь это бешеный латекс гламурности.
Давайте вспомним, как все было? Сталин-Ленин-Хрущёв — забудьте. Мы не об этом.

Москва семидесятых навсегда осталась в моей памяти
при хорошей погоде — зимой и, особенно, летом.
Синицы и жуки были частью нашей большой общности.
Мы жили на одних и тех же одуванчиковых полях,
гуляли под одними и теми же деревьями.
……………………………………………………………….
Потом впервые наступила плохая погода,
Семидесятые закончились и улетели в небо
Вместе с Олимпийским медведем, синицами и жуками.
Я смотрел на них, как смотрят на воздушные шарики,
И махал правой рукой, левой размазывая слезы —
Еще не зная, что жизнь, хотя и приходит один раз,
Но никогда не заканчивается так просто.

Пространство и время словно сменили ориентиры, случайно сдвинулась земная ось, и теперь все по-другому, по-страшному.

На полночной стороне леса неряхи-звезды
роняют над скатертью горизонта свои пожитки.
Это еще ничего, хорошо, что не падает время,
как без него удержится этот чертов космос.

Видеть это все и понимать, что изменить что-то не в твоих силах, ты можешь только отразить реальность, любить ближних, писать о том, что по-настоящему больно и понимать: твоя усталость от мира настолько сильна, что тебе уже почти все равно. Чуть-чуть бы еще, но:

Мое отторжение в зеркале
глядит на меня неприветливо —
закончились лезвия, нечем сбрить усталость.

 Пусть Господь сам разбирается с тем,
что осталось от мира после его ухода.
Теперь это только его дело.

Смена формы и настроений, событий, мелькающих, как птицы за твоим окном, — это все в книге Алексея Караковского. И это нормально, потому что его верлибр — реакция на полифонию окружающего мира, на многообразие происходящего вокруг. Воспоминания сменяются заклинаниями, не менее едкими и пронизывающими, чем первые.

Думай о хорошем, убегая из дома
без денег, еды и надежды.
Пересекая свой задумчивый северный край
в поисках света в окне и тепла в доме,
думай — и тогда останешься счастлив.

Алексей Караковский пишет эту книгу о себе и, в то же время, о многих из нас, касаясь каждого легким перышком, щекочущим память; полузабытые сны прошлого всплывают полупрозрачными призраками из строчек, чтобы исчезнуть потом снова, оставшись в закрытых коробочках памяти, закрытых… на ключ. Открывать ли этот ящик — решать вам. Для кого-то там есть многое, а для других же он просто окажется пуст…

Скорее, прошлое — это такая книга,
Где ты всегда застреваешь посередине,
Не успевая дочитать до конца:
Кто-то другой, рядом,
Постоянно дописывает продолжение.

 Можно просить, умолять,
Но книга будет писаться и дальше;
И я вот все думаю: когда я умру,
Мне дадут прочесть, что получилось?
Или я уже сам не захочу читать?

Ирина ГОРЮНОВА

ВИТАЛИЙ ВЛАДИМИРОВ, "ЧЕЛНОК", М., "ВЕСТ-КОНСАЛТИНГ", 2008.


Виталий Владимиров — известный московский поэт и прозаик, автор многочисленных книг.
В феврале 2008 года в издательстве "Вест-Консалтинг" вышел его новый роман "Челнок".
Роман интересен и тем, кто сам прошел через "челночество", и тем, кто сейчас числится малым предпринимателем, и тем, кто любит женские истории.
Это очень интересная, мудрая книга. Фактически — энциклопедия российского малого бизнеса. Главная героиня романа — кандидат экономических наук, "челнок" и владелица салона одежды Людмила — прошла путь от "перестроечных" шоп-туров в Польшу и Турцию до респектабельной жизни, полной комфорта и благополучия. Какой же ценой? Огромной. Потому что прежде чем что-то получить, нужно многое отдать.
Роман крайне актуален и вышел в нужное время, когда малый бизнес переживает тяжелейшие времена — закрываются мелкие магазины, поглощаемые сетевыми монструозными супермаркетами, и небольшие предприятия, печатные салоны и издательства… Несмотря на все заверения властей, поддержки малому бизнесу как не было, так и нет. Хотя она существует во многих странах бывшего социалистического лагеря.
"В той же Польше давно уже поняли, что давить малый бизнес — во вред стране, ее жителю, ее населению. В Варшаве аренда в пять раз ниже, чем в Москве", — справедливо замечает Владимиров.
Роман "Челнок" показывает этапы становления предпринимательницы, события происходят в Москве, Польше, других странах. Через жизнь героини показана жизнь страны на крутом переломном этапе.
Владимиров как писатель, имеющий колоссальный жизненный опыт, показывает удивительную картину, за которую, по-моему, не брался из современных русских писателей еще никто: бизнес воспитывает работодателя, делает его человечнее, благороднее.
То есть быть хорошим, честным, добрым и щедрым в бизнесе просто выгодно — таков один из лейтмотивов этого увлекательного и нестандартного романа Владимирова.
"…Людмила тогда не осталась в долгу — дала Виталию и его жене скидку побольше…";
"В своих отношениях с наемными работниками Людмила всегда поощряет их, всегда округляет ту сумму, которую они заработали, в большую сторону";
"…как всегда, поздравила с Новым годом своих продавщиц. Каждой — по подарку"
;
— пишет Владимиров, развенчивая миф о жестокости, кровожадности и алчности современных деловых людей, которых, надо заметить, во все времена и во всех странах совсем немного — примерно 5% от общего числа жителей.
Писатель весьма обстоятельно и убедительно объясняет нам, почему предприниматель не может небережно относиться к своим сотрудникам.
"От новых продавцов мало толку — кто алкоголичка, кто неумеха, у кого дети все время болеют…"
То есть хороших сотрудников нужно беречь как зеницу ока, холить и лелеять.
Владимиров показывает глубокий внутренний мир героини, ее стремления и порывы, генезис ее предпринимательской жилки (он в крестьянских деловых генах), ее мотивы быть успешной и добропорядочной.
Интересны размышления писателя о прошлом России, о ее настоящем и будущем. Владимиров разрушает набившие оскомину стереотипы, предостерегает общество от соблазна вернуться в рабское коммунистическое прошлое.
"— Ты-то, слава Богу, не знаешь, как это в колхозе горбатиться, а вот мне еще досталось. Мы же хуже крепостных были при советской власти, паспортов даже не было".
Идеализировать прошлое, конечно, не надо, а вот понимать необходимо. И не забывать о нем полезно. Чтобы, ценя настоящее, идти вперед, в будущее.

Евгений СТЕПАНОВ