Леонид РАБИЧЕВ
Леонид Николаевич Рабичев родился в Москве 30 июня 1923 г., живописец, график, дизайнер, поэт, прозаик, мемуарист. В 1942 г. окончил военное училище. Лейтенант, командир взвода. На Центральном, Третьем Белорусском и Первом Украинском фронтах участвовал в боевых действиях по освобождению Ржева, Смоленска, Орши, Борисова, Минска, Лиды, Гродно, дошел до Кенигсберга, Данцига, потом до Праги. Награжден двумя орденами «Отечественной войны 2-ой степени», орденом «Красной звезды», многочисленными медалями. В 1951 г. окончил Московский Полиграфический институт.
Член союза художников СССР. Член Союза писателей Москвы. Участвовал в Московских, Всероссийских, а также в международных выставках в Берлине, Париже, Финляндии, Монреале, Кембридже, Варшаве, Испании. Живописные и графические произведения хранятся в музеях и частных коллекциях России и многих стран мира.
Автор двадцати книг. Печатался в журналах «Смена», «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», «Имена», альманахах: «День поэзии», «Поэзия», «Меценат и мир», «Кольцо А» и др. автор книги мемуаров – «Война всё спишет».
2013 год – юбилейный, год девяностолетия, работа в поэзии, мемуаристике, живописи продолжается – всё впереди.
ПОЗДРАВЛЯЕМ Леонида Николаевича С ПРЕКРАСНЫМ ЮБИЛЕЕМ!
Член союза художников СССР. Член Союза писателей Москвы. Участвовал в Московских, Всероссийских, а также в международных выставках в Берлине, Париже, Финляндии, Монреале, Кембридже, Варшаве, Испании. Живописные и графические произведения хранятся в музеях и частных коллекциях России и многих стран мира.
Автор двадцати книг. Печатался в журналах «Смена», «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», «Имена», альманахах: «День поэзии», «Поэзия», «Меценат и мир», «Кольцо А» и др. автор книги мемуаров – «Война всё спишет».
2013 год – юбилейный, год девяностолетия, работа в поэзии, мемуаристике, живописи продолжается – всё впереди.
ПОЗДРАВЛЯЕМ Леонида Николаевича С ПРЕКРАСНЫМ ЮБИЛЕЕМ!
«Я В ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ О СВОБОДЕ МЕЧТАЛ…»
Картина
Картина
Мастихином – любовь и кровь!
Отвернулся – комок печали,
А когда повернулся вновь –
Краски сжались и зазвучали.
Сто причин, миллион дорог,
Бронза, золото, мрамор, глина –
Человек объяснить не мог
Почему родилась картина.
Отвернулся – комок печали,
А когда повернулся вновь –
Краски сжались и зазвучали.
Сто причин, миллион дорог,
Бронза, золото, мрамор, глина –
Человек объяснить не мог
Почему родилась картина.
Чужие мысли
Век вряд ли может скрыть свои пороки,
а добрый человек не может знать всего –
не та Россия и не та Германия.
Короткие ритмические строки
не могут тоже выразить того,
что возникает вдруг из подсознания.
И вылезают мысли наугад,
что скоро нам не хватит хлеба, масла,
что в КГБ наступит изменение,
что надо повернуть страну назад,
что вера в справедливый суд погасла,
но покаянье нужно тем не менее.
а добрый человек не может знать всего –
не та Россия и не та Германия.
Короткие ритмические строки
не могут тоже выразить того,
что возникает вдруг из подсознания.
И вылезают мысли наугад,
что скоро нам не хватит хлеба, масла,
что в КГБ наступит изменение,
что надо повернуть страну назад,
что вера в справедливый суд погасла,
но покаянье нужно тем не менее.
25 февраля 2012 года
Туман
Ты – рукав гимнастерки
и облако ты,
Ты – три тысячи птиц
улетают на юг,
Ты – над птицами небо
и звезды вокруг,
Ты – туман
и причина моей слепоты,
Ты – этюдник, мольберт
и два метра холста,
Ты – рождается мир,
возникают цвета.
и облако ты,
Ты – три тысячи птиц
улетают на юг,
Ты – над птицами небо
и звезды вокруг,
Ты – туман
и причина моей слепоты,
Ты – этюдник, мольберт
и два метра холста,
Ты – рождается мир,
возникают цвета.
Две тени
Река до дна и облако до дна.
Земля остановилась круто, крупно
И неба чистота и глубина,
И луг – все было просто и доступно.
И я сказал: – Ты чудо! Ты одна!
– Ты дурачок, – сказала мне она.
День постепенно к ночи приближался
Я вдаль смотрел, она сказала: – Ну?
Ночь уходила в новую страну,
Цвет и пространство, превращая в звук,
Соединяя луг с цветущим садом
И лунным диском. Мы стояли рядом.
Земля остановилась круто, крупно
И неба чистота и глубина,
И луг – все было просто и доступно.
И я сказал: – Ты чудо! Ты одна!
– Ты дурачок, – сказала мне она.
День постепенно к ночи приближался
Я вдаль смотрел, она сказала: – Ну?
Ночь уходила в новую страну,
Цвет и пространство, превращая в звук,
Соединяя луг с цветущим садом
И лунным диском. Мы стояли рядом.
26 февраля 2007
1. Два окна
Трамвай, самолет, телега,
Квартира, овраг, страна,
То розы, то хлопья снега,
Две жизни и два окна.
То снег, то букет весенний,
То скользко, то горячо,
Но нет, но нет опасений –
Вот грудь твоя, вот плечо.
Океаны любви и реки
И в каждой волне ответ:
Ты рядом со мной навеки,
А мне девяносто лет.
Квартира, овраг, страна,
То розы, то хлопья снега,
Две жизни и два окна.
То снег, то букет весенний,
То скользко, то горячо,
Но нет, но нет опасений –
Вот грудь твоя, вот плечо.
Океаны любви и реки
И в каждой волне ответ:
Ты рядом со мной навеки,
А мне девяносто лет.
17 мая 2013 года, 19.29
2. Антракты
Видимости и мнимости
В вихрях неразберих –
Вымыслов повторимости
Мучают нас двоих.
Но перед лжи терактами –
Дико за часом час –
Пауз своих антрактами
Время спасает нас.
Счастье, что расстояния
Тайных верст наготы,
Как бы, переходя в незнания,
Превращены в цветы.
В вихрях неразберих –
Вымыслов повторимости
Мучают нас двоих.
Но перед лжи терактами –
Дико за часом час –
Пауз своих антрактами
Время спасает нас.
Счастье, что расстояния
Тайных верст наготы,
Как бы, переходя в незнания,
Превращены в цветы.
17 мая 2013 года, 21.17
3. Вместе
Где правда? Что такое честность?
Я жду, я дикий фантазёр,
Я приравняю неизвестность
Свою – к любому из озёр.
Мельканье фраз, как птиц отлеты
На жизненные берега,
Но, если ты мне скажешь что-то?
Твоя рука? Твоя нога?
О символы! О повороты! –
Любовь! Причем озера тут?
Ты чудо, ты глаза вселенной,
Ты непредвиденный маршрут!
Я – миг, а ты война, планета
В овалах не веков, а дней,
Секунда счастья, искра света –
Но как бы проще и ясней.
Блаженных удивлений нить –
Мне девяносто – боль, беспечность,
Очарованье, бесконечность –
Я не умру – я буду жить.
Я жду, я дикий фантазёр,
Я приравняю неизвестность
Свою – к любому из озёр.
Мельканье фраз, как птиц отлеты
На жизненные берега,
Но, если ты мне скажешь что-то?
Твоя рука? Твоя нога?
О символы! О повороты! –
Любовь! Причем озера тут?
Ты чудо, ты глаза вселенной,
Ты непредвиденный маршрут!
Я – миг, а ты война, планета
В овалах не веков, а дней,
Секунда счастья, искра света –
Но как бы проще и ясней.
Блаженных удивлений нить –
Мне девяносто – боль, беспечность,
Очарованье, бесконечность –
Я не умру – я буду жить.
18 мая 2013 года, 17.08
4. Дети
Еще недели две назад
Я в будущем не сомневался –
То живописью занимался,
То превентивных ждал наград.
Уверен был, что года два
Еще дано мне жить на свете,
Что время превратит в слова
Коррупцию, и будут дети.
Писал, строке был каждой рад,
Но неожиданно влюбился
И вот недели две подряд
Мне сон один и тот же снился.
Что весь я быть твоим готов,
Что каждый миг тебя целую,
Ни выставок, ни дневников –
Лишь для тебя одной живу я!
Я в будущем не сомневался –
То живописью занимался,
То превентивных ждал наград.
Уверен был, что года два
Еще дано мне жить на свете,
Что время превратит в слова
Коррупцию, и будут дети.
Писал, строке был каждой рад,
Но неожиданно влюбился
И вот недели две подряд
Мне сон один и тот же снился.
Что весь я быть твоим готов,
Что каждый миг тебя целую,
Ни выставок, ни дневников –
Лишь для тебя одной живу я!
19 мая 2013 года, 11.19
5. Возраст
Твой образ стал храмом в моем подсознании,
Мне жалко, что путь наш совместный не начат,
Уйдем, как в легенде – ты позже, я ранее –
Слова? Расстояние? – что это значит?
Мне жалко, что путь наш совместный не начат,
Уйдем, как в легенде – ты позже, я ранее –
Слова? Расстояние? – что это значит?
19 мая 2013 года, 19.45
6. На этом свете
На кафедре с открытым ртом
В необозримом глаз разгаре,
На этом свете и на том
Хочу ходить с тобою в паре,
Тебя целуя и любя.
Стихи, как годы и недели –
Но есть надежда, что тебя
Еще я встречу в цэдээле.
В необозримом глаз разгаре,
На этом свете и на том
Хочу ходить с тобою в паре,
Тебя целуя и любя.
Стихи, как годы и недели –
Но есть надежда, что тебя
Еще я встречу в цэдээле.
20 мая 2013 года, 15.55
7. Чудо-поэт
Образ мчащийся вне светофоров,
Каждый звук превращающий в цвет –
Эта девочка – ангел просторов,
Удивительный чудо-поэт.
Трепет рук, райских нив огороды,
Каждый слог – это мира портрет,
Нет тебя, а стихи, словно годы,
Каждый миг, превратившие в цвет.
Ты одна, ты явленье природы –
Так проснись! Позови! Позови!
Ведь я в годы свои, как и прежде
Дни и ночи пишу о любви,
О внезапной реальной надежде!
Каждый звук превращающий в цвет –
Эта девочка – ангел просторов,
Удивительный чудо-поэт.
Трепет рук, райских нив огороды,
Каждый слог – это мира портрет,
Нет тебя, а стихи, словно годы,
Каждый миг, превратившие в цвет.
Ты одна, ты явленье природы –
Так проснись! Позови! Позови!
Ведь я в годы свои, как и прежде
Дни и ночи пишу о любви,
О внезапной реальной надежде!
21 мая 2013 года,19.31
8. Ослепление
Девяносто. Осталось мало.
Я с тобою едва знаком,
Но влюбился – и время стало!
Надо ж быть таким дураком!
Ослепление, хулиганство!
Позови же меня! Позови!
Без взаимности нет пространства,
Нет картин, нет книг без любви.
Я с тобою едва знаком,
Но влюбился – и время стало!
Надо ж быть таким дураком!
Ослепление, хулиганство!
Позови же меня! Позови!
Без взаимности нет пространства,
Нет картин, нет книг без любви.
* * *
Сердце билось, глаза закрылись,
Неизбежность сбивала с ног,
Но влюбились и не простились,
Превратив эпилог в пролог.
Неизбежность сбивала с ног,
Но влюбились и не простились,
Превратив эпилог в пролог.
22 мая, 2013 года, 16.08
9. Поэт и друг
Пол дня и пол ночи молчит –
Ни рук, ни глаз, ни стыдливости,
Лишь сердце в груди стучит –
Устало оно от болтливости.
Не тот я, ты тоже не та,
А все мои эти речи,
Про секс без любви – суета,
И только с тобою встречи –
Ах, девочка! Я и Ты
И все наши разговоры
Храни в себе, как цветы
В стране, где у власти воры.
Что деньги и ложь вокруг,
А ты навек, бесконечно
От Бога поэт и друг –
И верность моя навечно.
Ни рук, ни глаз, ни стыдливости,
Лишь сердце в груди стучит –
Устало оно от болтливости.
Не тот я, ты тоже не та,
А все мои эти речи,
Про секс без любви – суета,
И только с тобою встречи –
Ах, девочка! Я и Ты
И все наши разговоры
Храни в себе, как цветы
В стране, где у власти воры.
Что деньги и ложь вокруг,
А ты навек, бесконечно
От Бога поэт и друг –
И верность моя навечно.
23 мая 2013 года, 18.05
10. Морщины
Я увидел тебя, и всё стало безмерным,
И напрасно считал я себя у конца,
И навечно я стал твоим спутником верным,
И морщины сомнений исчезли с лица,
И глаза загорелись, и сердце забилось
От обиды, и к лучшему всё изменилось…
И напрасно считал я себя у конца,
И навечно я стал твоим спутником верным,
И морщины сомнений исчезли с лица,
И глаза загорелись, и сердце забилось
От обиды, и к лучшему всё изменилось…
24 мая 2013 года, 11.20
11. Слова
Розы, белые лилии, флоксы, магнезии,
Смысл сакральной поэзии их улови –
Сколько новых и тайных в них слов о поэзии,
Сколько, сколько божественных слов о любви!
Смысл сакральной поэзии их улови –
Сколько новых и тайных в них слов о поэзии,
Сколько, сколько божественных слов о любви!
* * *
Виноваты без вины –
Жизнь права.
Мы с тобой обречены
На слова.
Жизнь права.
Мы с тобой обречены
На слова.
26 мая 2013 года, 2013 года
Дот
В сорок третьем в ночи фронтовые
Каждый раз по новому новы
Предо мной вставали, как живые,
Праздничные улицы Москвы,
А потом, как эхо, без ответа
Мне один и тот же сниться стал
Дот, где я когда-то до рассвета
О московских улицах мечтал.
Каждый раз по новому новы
Предо мной вставали, как живые,
Праздничные улицы Москвы,
А потом, как эхо, без ответа
Мне один и тот же сниться стал
Дот, где я когда-то до рассвета
О московских улицах мечтал.
Как в детстве
Я в четырнадцать лет
О свободе мечтал –
«Тихий Дон»» дочитать успевая едва,
А в свои девяносто прагматиком стал –
Мало времени, старость, болит голова.
Но три дня и прагматика наоборот,
И морщины иронии сходят с лица.
В тридцать девять – стихи,
В девятнадцать – фокстрот,
В девяносто, как в детстве –
Весна без конца.
О свободе мечтал –
«Тихий Дон»» дочитать успевая едва,
А в свои девяносто прагматиком стал –
Мало времени, старость, болит голова.
Но три дня и прагматика наоборот,
И морщины иронии сходят с лица.
В тридцать девять – стихи,
В девятнадцать – фокстрот,
В девяносто, как в детстве –
Весна без конца.
Ребенок
Еще не просохла пеленка,
Не видел почти ничего.
Что водит рукою ребенка?
Откуда талант у него?
Откуда берет он приемы
Искусства, гражданства, суда,
От няньки своей и от дома
Ногой не ступив никуда?
Откуда отвага и память,
Играя, людей врачевать,
Лукавить, обманывать, править.
Над старостью торжествовать?
Не видел почти ничего.
Что водит рукою ребенка?
Откуда талант у него?
Откуда берет он приемы
Искусства, гражданства, суда,
От няньки своей и от дома
Ногой не ступив никуда?
Откуда отвага и память,
Играя, людей врачевать,
Лукавить, обманывать, править.
Над старостью торжествовать?
Картина
Шесть фугасных бомб и я –
Вот сюжет моей картины.
Островки травы и глины,
Небо, дерево, земля.
Дым – одна, осколки – две,
Дом и детство в голове,
Сердце удержать пытаюсь,
Землю ем и задыхаюсь –
Третья? – Только не бежать –
Это смерть. Лежи считая:
Третья, пятая, шестая…
Мимо! Выжил! Можно встать.
Вот сюжет моей картины.
Островки травы и глины,
Небо, дерево, земля.
Дым – одна, осколки – две,
Дом и детство в голове,
Сердце удержать пытаюсь,
Землю ем и задыхаюсь –
Третья? – Только не бежать –
Это смерть. Лежи считая:
Третья, пятая, шестая…
Мимо! Выжил! Можно встать.
Стихотворение, написанное на войне в 1944 году
* * *
Пельмени в масле, гусь в сиропе, сало,
Желе, какао, шоколад. шербет.
Берберова о Бунине писала:
«Вся жизнь прошла, как съеденный обед».
Желе, какао, шоколад. шербет.
Берберова о Бунине писала:
«Вся жизнь прошла, как съеденный обед».
* * *
Возникала опасность
И сводила с ума
Правды гибельной ясность
И свободы тюрьма,
И входила в картину,
И губила ее,
И согнуло мне спину
Беспокойство мое.
И сводила с ума
Правды гибельной ясность
И свободы тюрьма,
И входила в картину,
И губила ее,
И согнуло мне спину
Беспокойство мое.
Неправда
Весть о свободе – я с ней или ты с ней
Или мы вместе с веком и страной?
Теряем разум от миганий мыслей
и поворотов к прошлому спиной.
Или от мыслей божеских миганий
от «Книги Иова» до «Экклизиаста»,
застрявших между знаний и незнаний
в ловушках эфемерного контраста.
И к первому, и к выводу второму
о правде и неправде прикоснувшись
едва, и в ужасе проснувшись,
мы поняли, что в шестьдесят втором в Манеже
повсюду ложь и правда были те же,
и власть, и произвол ничуть не реже,
и поняли миганий аксиому
в уме перебирая век за веком,
как трудно оставаться человеком
Или мы вместе с веком и страной?
Теряем разум от миганий мыслей
и поворотов к прошлому спиной.
Или от мыслей божеских миганий
от «Книги Иова» до «Экклизиаста»,
застрявших между знаний и незнаний
в ловушках эфемерного контраста.
И к первому, и к выводу второму
о правде и неправде прикоснувшись
едва, и в ужасе проснувшись,
мы поняли, что в шестьдесят втором в Манеже
повсюду ложь и правда были те же,
и власть, и произвол ничуть не реже,
и поняли миганий аксиому
в уме перебирая век за веком,
как трудно оставаться человеком
10 февраля 2011
Рудольф Баршай
Этот грустный дирижер
Превращал в простое – сложное,
Времени наперекор
Делал что-то невозможное.
Струнных ангелов союз,
Бесов сборище басовое,
На плафоне девять муз,
То ли общество свободное,
То ли облако лиловое –
То, что было позади?
Бьется, бьется бестолковое
Сердце у меня в груди.
Превращал в простое – сложное,
Времени наперекор
Делал что-то невозможное.
Струнных ангелов союз,
Бесов сборище басовое,
На плафоне девять муз,
То ли общество свободное,
То ли облако лиловое –
То, что было позади?
Бьется, бьется бестолковое
Сердце у меня в груди.