Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Периодически в самых разных делах возникает вопрос о специфике деятельности Министерства иностранных дел России, об особенностях дипломатической службы как таковой на фоне других российских ведомств. Выявление этих особенностей имеет важное практическое значение: и для верного понимания в обществе реальной роли инструментария нашей внешней политики, и для учета в социальной политике нашего государства, включая пенсионное обеспечение.  
Эта тема заслуживает и общественного обсуждения. Помещаем первый материал на этот счет и приглашаем всех желающих, прежде всего  сотрудников и ветеранов МИД России, принять в нем участие. Соображения, оценки, замечания и предложения можно направлять в адрес Совета ветеранов Министерства или по его электронному адресу sv@mid.ru с пометкой "Для НС" (или "Для “Нашей Смоленки”").



ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Среди государственных учреждений Российской Федерации на особом счету — Министерство иностранных дел. Специфично каждое ведомство, а МИД России тем более. Выстраивание отношений с внешним миром, другими государствами и международными организациями требует высокой компетентности, многих специальных знаний, твердых убеждений, особой доверительности и надежности.
Партнерами или контрагентами наших дипломатов постоянно являются иностранные государства, службы или граждане, а у них свои законы и обычаи, что требует учета всей национальной специфики, качественного знания иностранных языков и нравов или сложившихся в международных организациях порядков.
Масштабно выросли задачи и ответственность внешней политики и дипломатии России. Объем ее зарубежных связей несопоставим с прежними временами. Возросло и продолжает расти значение многих особенностей работы МИД России, обладающей ядерным оружием и другими средствами массового поражения. Качественно иными стали риски и последствия возможных ошибок во внешней политике — вплоть до самоистребления человечества. Подобную ответственность несет мало служб и министерств.
Внешняя политика России существенно отличается от других стран: все отстаивают свои национальные интересы, а Москва, сверх того, упорнее других столиц добивается подчинения силовых импульсов международному праву. Нередко ей приходится делать это в одиночку — без надежных союзников. Статус великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН, нацеленность России на обеспечение безопасности в мире и коренное оздоровление международных отношений, активное участие ее дипломатии во всех значимых делах современного мира требуют и в стране особого внимания к МИД РФ, к профессии дипломата.
Формирование полицентричной системы международных отношений, стремительная трансформация и усложнение международной жизни с элементами напряженности и неопределенности ставят перед нашей дипломатией много новых задач. Учет кризисной ситуации и турбулентности в мировой экономике, поддержка отечественного бизнеса за рубежом, укрепление коллективных начал в международных делах с упором на переговоры и поиск компромиссов, "мягкая сила", привлечение ресурсов соотечественников за рубежом — лишь некоторые из требований, выдвинутых Президентом В. В. Путиным перед МИД России.
Руководит внешней политикой Президент России. Мининдел назначается им МИД входит в президентский блок. Постоянными членами Совета безопасности РФ являются лишь министры обороны, внутренних дел и иностранных дел. Глава государства присваивает высшие дипломатические ранги. Ему нужны высококвалифицированные кадры дипслужбы, надежный внешнеполитический аппарат.
Президентская внешняя политика вовсе не сводит роль МИД России к исполнительской. Он представляет свои оценки, прогнозы, инициативы — не только выполнения указаний и реагирования на события.
Особая задача — координирующая роль МИД как головного ведомства в отношениях с другими государствами и международными организациями в проведении единой внешнеполитической линии. МИД России координирует международную деятельность органов и зарубежные связи регионов РФ. Из ведомств только МИД высказывается по вопросам внешней политики.
Весьма разнообразные отношения России почти с 200 государствами и сетью международных организаций требуют учета множества факторов.
Необычайно обширной стала сеть загранучреждений МИД: 250 посольств, постпредств и генконсульств продвигают и отстаивают национальные интересы, собирают и анализируют информацию о положении в других странах и международных организациях, вносят предложения, что требует высокой ответственности и напряженного труда. Никогда Россия не имела столько международных соглашений, прав и обязательств. Никогда прежде за рубежом не было столько миллионов граждан РФ (постоянно проживающих, туристов, бизнесменов, журналистов и т. д.). Да и в России не было столько иностранцев. Процесс глобализации, развитие транспорта, связи и информатики быстро расширяют и ускоряют международные обмены.
Социально-политическая нестабильность, потрясения и активизация терроризма в ряде стран угрожают там и россиянам. Высшее для них должностное лицо в тех странах — посол России, в консульском округе — генконсул. Важна роль и временного поверенного в делах России, а также заведующего консульским отделом (их назначают МИД России или посол).
Наш МИД активно занимается обеспечением безопасности граждан, учреждений и объектов России за рубежом от террористических угроз и иных вызовов, тесно сотрудничает в этом с НАК, другими спецслужбами России. При посольствах есть кризисные штабы во главе с послами. В 2013 г. создан Департамент ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ) — подразделение МИД для руководства этими штабами, отслеживанию назревания за рубежом кризисных ситуаций и принятию надлежащих мер безопасности.
Особо следует отметить роль послов. Как правило, они умело поддерживают полезные связи и контакты с высшим эшелоном власти в стране пребывания, влиятельными парламентскими, экономическими и военными кругами, деятелями культуры и поэтому способны оказывать определенное воздействие на политику этой страны, избегать кризисных ситуаций в отношениях с нею, выводить их на конструктивное развитие, что требует высокой квалификации. Как и другие старшие дипломаты, послы не только готовятся к требующим немало знаний дипломатическим баталиям, а постоянно — сплошь и рядом буквально повседневно — участвуют в ответственных сражениях.
Таково вкратце многообразие специфики работы МИД России. Нужен учет всей совокупности факторов, его особой и объективно растущей роли в госаппарате, его тесного взаимодействия с силовыми ведомствами в рамках президентского блока. МИД призван наращивать "мягкую силу" и интеллектуальную составляющую средств достижения целей: путем контактов и переговоров, аргументами и логикой. Применение силы гораздо дороже: и в жизнях, и в материальных издержках.
Вывод однозначен: МИД — одно из наиболее важных ведомств России, по значению равное по сути дела "силовикам". Государство и общество должны учитывать это.
Полезно напомнить о подходе к дипломатии в нашей истории и о зарубежном опыте. Россия особо выделяла значение внешней политики: в XVIII–XIX веках высший гражданский чин канцлера имели поочередно всего 11 государственных деятелей: лишь главы коллегии иностранных дел, министры иностранных дел, лица с большим дипломатическим опытом.
После смены строя в 1917 г. Политбюро (высший в те годы форум) в первую очередь рассматривал вопросы Наркоминдела. Наркомы и министры иностранных дел занимали и другие видные посты в партии и государстве: были членами Политбюро, первыми заместителями или заместителями главы правительства (другие министры — намного реже).
Многие государства поныне подчеркивают важность своей внешней политики назначением министров иностранных дел вице-премьерами. Госсекретарь — выше других министров США, четвертое лицо на случай замещения президента. За рубежом статус посла заметно выше. Дипслужба — естественный феномен во всех современных государствах. Ее "особость" общепризнанна и подтверждена во многих странах достойным денежным и пенсионным обеспечением дипломатов.