Елена Павлова
«ШОРОХ ВРЕМЕНИ»
М.: «Вест-Консалтинг», 2012
«ШОРОХ ВРЕМЕНИ»
М.: «Вест-Консалтинг», 2012
Поэзия Елены Павловой напоминает рисунки тушью на китайской рисовой бумаге. Те же линии, те же контрасты, те же штрихи. Техникой этого рисунка пользовались японские монахи дзэн-буддисты в качестве упражнения, для медитации. Когда человек концентрировался на рисунке, его покидали душевные волнения.
Вот и стихи, основанные всего лишь на нескольких мазках, заключают в себе образы и формы всего мироздания. В основе мазок должен быть идеальным и иметь свое собственное название: «Вход» и «Выход», «Птенец» и «Звезда», «Страх» и «Падение», «Звуки» и «Мгновение»… Разве не напоминают названия стихов названия рисунков монахов «Бамбук» и «Хризантема» или «Ветка сливы»?
Иллюстратор Ирина Нефёдова летящими линиями графики тонко уловила созерцательное настроение книги, сложное и глубокое содержание в простых и строгих формах.
Ориентальная направленность поэтики всегда подразумевала стремление к совершенству. Один из поэтических циклов так и называется «Совершенство». Оно, конечно, не достигается никогда, это всего лишь вечное стремление к идеалу.
Кульминация лирических размышлений — вопрос о поэтическом качестве, который сводится, в конечном счете, к философскому выводу о молчании, как наиболее красноречивому и выразительному феномену:
Вот и стихи, основанные всего лишь на нескольких мазках, заключают в себе образы и формы всего мироздания. В основе мазок должен быть идеальным и иметь свое собственное название: «Вход» и «Выход», «Птенец» и «Звезда», «Страх» и «Падение», «Звуки» и «Мгновение»… Разве не напоминают названия стихов названия рисунков монахов «Бамбук» и «Хризантема» или «Ветка сливы»?
Иллюстратор Ирина Нефёдова летящими линиями графики тонко уловила созерцательное настроение книги, сложное и глубокое содержание в простых и строгих формах.
Ориентальная направленность поэтики всегда подразумевала стремление к совершенству. Один из поэтических циклов так и называется «Совершенство». Оно, конечно, не достигается никогда, это всего лишь вечное стремление к идеалу.
Кульминация лирических размышлений — вопрос о поэтическом качестве, который сводится, в конечном счете, к философскому выводу о молчании, как наиболее красноречивому и выразительному феномену:
человек
пытается написать
совершенные строки
но все они слишком далеки
от бесконечности чистого листа
(«Совершенство»)
пытается написать
совершенные строки
но все они слишком далеки
от бесконечности чистого листа
(«Совершенство»)
Символ молчания — «бесконечность чистого листа». Именно в нем заключаются альфа и омега. И, действительно, не с него ли, на самом деле, все началось? (А не со слова, которое было вначале.) Не им ли все и закончилось?
…тишина для мира
беззвучна:
начало
конец
и снова
начало
беззвучна:
начало
конец
и снова
начало
Удачно используется автором книги такой поэтический прием, как олицетворение. А. Петровский («Словарь литературных терминов») считает, что очень многие олицетворения явлений природы у Гёте, у Тютчева, у немецких романтиков должны рассматриваться отнюдь не как стилистический прием, но как существенные черты общего их взгляда на мир: «О чем ты воешь, ветер ночной,/ О чем так сетуешь безумно?» (Ф. Тютчев).
То же самое у Елены Павловой — опосредованное выражение чувств и настроений через явления природы:
То же самое у Елены Павловой — опосредованное выражение чувств и настроений через явления природы:
белые снежинки
капризничали и
таяли от обиды
в грязном воздухе
большого города
(«белые снежинки»)
капризничали и
таяли от обиды
в грязном воздухе
большого города
(«белые снежинки»)
В понимании не только поэта, но и психолога Елены Павловой, — тишина, умиротворение и покой — продуктивные завоевания души. В эссе «Управлять реальностью — владеть жизнью» движение, по ее мнению, это главное для человека, «а для движения главное — покой… Значит — при внутреннем покое — можно совершенствоваться всю жизнь».
Тишины в книге много. Даже в названии «Шорох времени» она уже присутствует. Переосмысление прошлого-будущего-настоящего подводит читателя к тому, что самая главная реальность — это мгновения настоящего. Вспоминается автором песня, любимая многими, на стихи Л. Дербенёва: «Есть только миг между прошлым и будущим,/ Именно он называется жизнь».
Эти ключевые слова начинают вдруг приобретать свой истинный смысл: «Человек по-настоящему счастлив только сейчас, в данный момент (миг) времени, а не в прошлом или в будущем».
Тишины в книге много. Даже в названии «Шорох времени» она уже присутствует. Переосмысление прошлого-будущего-настоящего подводит читателя к тому, что самая главная реальность — это мгновения настоящего. Вспоминается автором песня, любимая многими, на стихи Л. Дербенёва: «Есть только миг между прошлым и будущим,/ Именно он называется жизнь».
Эти ключевые слова начинают вдруг приобретать свой истинный смысл: «Человек по-настоящему счастлив только сейчас, в данный момент (миг) времени, а не в прошлом или в будущем».
Наталия ЛИХТЕНФЕЛЬД