Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Алексей Зайцев

Родился в 1982 году в Краснодаре. Окончил юридический факультет Института Экономики и Предпринимательства. Член Союза писателей Москвы и Московского Литературного Фонда. Стипендиат Союза театральных деятелей РФ. Автор книг «Харакири для возлюбленной» (Издательство «Геликон-Плюс» - 2008) и «Автор любовных романов» (Издательство «ЭИ «Аэлита» - 2011) - номинирован на литературную премию «НОС». Лауреат международных литературных конкурсов «Златен Канн», «Согласование времен», «Флорида Кон». Как прозаик публиковался в журналах: «Сибирские огни», «Новый Берег», «Бельские просторы», «Аврора», «Кольцо "А"», «Реальность фантастики», «Уральский следопыт», «Чудеса и приключения», «Литературный Башкортостан» и др. В сборниках: «Златен Канн», «Репликация», «Аэлита/007», «Литературные знакомства», «Согласование времен», «Изборы», «Место встречи – Флорида» и др. Избранные рассказы переведены на болгарский язык. Живёт в Москве.



Нескучно о нескучном

Елена Сафронова. «Все жанры, кроме скучного». (М.: «Вест-Консалтинг», 2013)


Книга «Все жанры, кроме скучного» - первое издание под одной обложкой статей  Елены Сафроновой, современного российского критика. Елена достаточно известна в литературных кругах, как постоянный автор знаковых журналов - например, «Знамени», «Октября», «Урала», «Дети Ра» и других.
Данная книга состоит из пяти разделов: авторская песня, военная проза, контркультура, развлекательное чтение, эсхатологические романы.
В первом разделе Елена Сафронова рассуждает о судьбе авторской песни, о том, как она возникла в СССР и как трансформировалась в современной России. Сразу бросается в глаза, что автор знает, о чём пишет. Елена очень хорошо разбирается в анализируемом жанре, чувствуется, что за её плечами не одна прослушанная пластинка/кассета. Несмотря на то, что я большой поклонник бард-рока и таких музыкантов, как Александр Башлачев, Янка Дягилева, Веня Дркин и Дмитрий Ревякин, авторская песня в её классическом варианте меня никогда не привлекала. Думаю, связано это с тем, что образы уютной кухни, заснеженных скал и костра под ночным небом, где можно укрыться от тяжелой, давящей реальности, не казались мне достаточно убедительными. И, тем не менее, мне было интересно прочитать статью Елены Сафроновой, поскольку написана она ярким и живым языком.
Второй раздел книги «Военная проза» говорит сам за себя. Здесь Елена анализирует произведения авторов, пишущих о войне. Некоторые книги о войне, например «Чеченские рассказы» Александра Карасёва, кажутся ей удачными, другие, скажем,  «Асан» Владимира Маканина – нет. Замечу, что Елена никогда не берёт на себя роль судьи в последней инстанции и не высказывает свои суждения как нечто неопровержимое, предпочитая говорить, что та или иная оценка писательской работы - не более, чем её личное мнение. На мой взгляд, это огромное достоинство Елены, как критика, поскольку очень часто приходится сталкиваться со статьями, в которых автор присваивает себе право говорить от лица всего человечества и пишет что-то вроде: «Безусловно, это плохая книга» или «Книга никуда не годится». Елена же понимает, что для одного читателя книга может быть плоха, а для другого – хороша, и потому очень тактично высказывает свою точку зрения.
Третий раздел - «Контркультура» - является, на мой взгляд, самым настоящим литературоведческим исследованием, в котором Елена изучает особенности языка и эстетики произведений так называемой «контркультуры» - литературного явления, возникшего в сети Интернет. Мне очень близка её точка зрения и те выводы, к которым она приходит в результате этого исследования. А именно, что художественный уровень сочинений данного жанра крайне низок, а их представители лишь играют в протест и культурную революцию, подобно хулиганистым детям, и вся контркультура в итоге оказывается не более чем анти-культурой распоясовшихся Шариковых.
С наибольшим интересом я прочёл четвёртый раздел книги, посвящённый развлекательной литературе. В особенности - статью под названием «Час радости, или рай словесный». Развлекательную литературу принято «пинать» и считать чем-то зазорным, что и делают многие литературные критики и «высоколобые» писатели. Елена же очень точно замечает, что сноб, который направо и налево кричит о том, что его любимая книга «Улисс», пытаясь таким образом заработать себе репутацию интеллектуала, и с презрением взирает на людей, читающих Толкина и Конан-Дойла, выглядит подчас достаточно глупо. И действительно, невольно вспоминаешь о таком грехе, как гордыня. Ведь что представляет собой подобный снобизм, как не бахвальство и желание потешить себя иллюзиями о собственном превосходстве? Однако на примере персонажа новеллы Г.К. Честертона «Странное преступление Джона Боулнойза» Елена убедительно доказывает, что даже интеллектуалу периодически нужно отдыхать от литературы, сконцентрированной лишь на тяжёлых сторонах жизни. Надо сказать, что мне близка эта точка зрения, поскольку, прежде чем полюбить Кафку и Камю, я читал сказки Гофмана и Гауфа, потом «Остров сокровищ» Стивенсона и «Похитители бриллиантов» Луи Буссенара, и у меня до сих пор остались любовь и уважение к  этим произведениям, равно как и ко всей качественной развлекательной литературе, будь то мистика, триллер или детектив.
В разделе под названием «Эсхатологические романы» Елена рецензирует книги о конце света. Эти рецензии я прочел с удовольствием, поскольку на их примере наглядно видно, что автор «Всех жанров, кроме скучного» читает произведения очень вдумчиво и внимательно.
В заключение хотелось бы сказать, что самой Елене Сафроновой легко удалось избежать такого литературного греха, как «скучность», и написать действительно увлекательную книгу, которую интересно будет прочесть любому человеку интересующемуся современной литературой.