Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Смену растить "с младых ногтей"

Ключевым направлением работы Ассоциации российских дипломатов (АРД) на нынешнем этапе должны стать повышение престижности дипломатической профессии и содействие формированию сориентированной на работу в системе Министерства иностранных дел патриотически настроенной смены уходящему поколению профессионалов. Большая часть выпускников МГИМО последних лет изначально имела другие приоритеты — частный бизнес, иные престижные госструктуры, политику. В МИД шли немногие, в результате чего образовался дефицит профессионально подготовленных кадров, как младшего, так и среднего звена. Это особенно заметно в небольших посольствах в развивающихся странах, в частности, в Африке. Вакантные должности там нередко замещаются людьми "со стороны", имеющими весьма отдаленное представление о дипслужбе и ее задачах. Те, кто кончал не МГИМО, нередко в посольскую жизнь вписываются с трудом, иногда не обладают даже необходимыми языковыми знаниями, не говоря уж о специальной подготовке.
Некоторые ведомства России начинают присматривать потенциальных сотрудников заранее, со школьной скамьи и "ведут" их по жизни годами еще до приема на работу. Недаром в Москве столько подведомственных кадетских корпусов, где можно "с молодых ногтей" готовить преданные соответствующей службе перспективные кадры. Возможно, со временем и МИД учредит свой Дипломатический лицей, который позволит решать вопрос набора в МГИМО абитуриентов, ориентированных на дипслужбу, воспитанных в духе патриотизма и стремления служить Отечеству. Однако и сейчас было бы полезно изучить возможности использования потенциала существующих средних учебных заведений, в которых государственная служба, патриотизм, духовное воспитание ставятся "во главу угла". Это в первую очередь кадетские корпуса, особенно неведомственные, социально ориентированные, и суворовские училища, выпускники которых в былые годы успешно учились в МГИМО.
Кстати, новое руководство Московского Суворовского училища, пришедшее после известных перемен в Минобороны, проявляет интерес к сотрудничеству с АРД в организации выступлений ветеранов дипслужбы перед воспитанниками. Оно прочит бывшего министра иностранных дел И. С. Иванова, своего выпускника, в председатели Попечительского совета. 19 апреля силами АРД была проведена обстоятельная беседа с суворовцами об особенностях дипломатической службы, рассказаны поучительные случаи из дипломатической прак­тики, в том числе связанные с обеспечением посольствами интересов нашего военного ведомства. Сотрудничающий с АРД публицист Н. А. Сологубовский рассказал воспитанникам о событиях в Сирии, где он только что побывал, продемонстрировал фото и видеокадры о натовских бомбардировках Ливии, показал ролики о совместном праздновании Дня Победы в Севастополе, а также о русских патриотах во французском Сопротивлении в годы Второй мировой войны. Воспитатели Суворовского училища отметили, что их воспитанники (а представлены были младшие классы (5–8), так как старшие не успели вернуться с репетиции к параду) чуть ли не впервые сумели без шума просидеть на лекции около полутора часов — настолько это было для них увлекательно. Нам было предложено рассмотреть возможность подписать между АРД и Московским Суворовским училищем соглашение о проведении подобной патриотической воспитательной работы ежемесячно на регулярной основе.
Недавно к Министру С. В. Лаврову обратился директор московской кадетской школы-интерната № 11 (ранее № 38) с углубленным изучением английского языка. Он попросил содействовать установлению контактов с общественными организациями и структурами Министерства. АРД направила в это учебное заведение своих представителей, которые провели обстоятельные беседы с преподавательским составом, встретились с учащимися, побывали в школьном музее, посетили уроки английского языка, информатики, физкультуры, репетиции оркестра народных инструментов, осмотрели жилые и учебные помещения. Эта школа-интернат находится рядом с метро "Молодежная", имеет свою историю и традиции. Многие учителя работают там более 20 лет или являются ее выпускниками и даже трудились в заграншколах МИД. В 2009 г. интернат достаточно неожиданно был перепрофилирован в кадетский корпус, которому местные образовательные структуры, видимо, с учетом высокого уровня языковой подготовки, присвоили название "Дипломатический". Руководство училища в меру своего понимания пытается соответствовать этому названию: создан музей "истории российской дипломатии", проводится углубленное изучение классиков, находившихся на дипслужбе, установлено сотрудничество с Колледжем МИД РФ. Повышенное внимание уделяется языковой подготовке. Обстановка для детей комфортная, учителя — энтузиасты своего дела. Жизнь кадетов насыщена многочисленными мероприятиями патриотического характера. В московской кадетской среде и даже в Суворовском училище о Дипломатическом кадетском корпусе отзываются позитивно.
В целом результаты обучения неплохие. Все выпускники поступают в ВУЗы. Есть даже известные молодые ученые. Материальная база училища солидная. Бюджетное финансирование достаточное. Шефство над этим социально значимым (часть воспитанников из многодетных и неполных семей) и достаточно успешным учебным заведением не накладывает на Министерство каких-либо материальных обязательств. Требуется лишь моральная поддержка и возможная методическая помощь в изучении специальных дисциплин. Работу с кадетами можно проводить и в рамках созданного на базе МГИМО Центра патриотического воспитания МИД РФ, а непосредственная координация могла бы быть возложена на АРД с привлечением Совета молодых дипломатов, Центра истории дипслужбы МИД РФ, общественных организаций МГИМО и Дипакадемии. В числе возможных форм сотрудничества — беседы ветеранов и молодых дипломатов с воспитанниками, помощь в подборе учебных материалов, организация посещений школы послами дружественных стран. Цель — формирование ориентированной на дипслужбу патриотически настроенной молодежи и создание базы данных на достойных потенциальных кандидатов для дальнейшего обучения и работы в мидовских структурах.
АРД готовит посещение Центра истории российской дипломатической службы группой кадетов (25–30 чел.).
С этой точки зрения необходимо уделить внимание тем школам, с которыми МГИМО уже установил связь, сделать упор на патриотическую составляющую работы с их выпускниками. Всю эту деятельность Ассоциации предстоит систематизировать.

Инф. Ассоциации российских дипломатов