Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ПРОЗА


Кира Сапгир

О сне, реальности и кое-каких прочих обстоятельствах и прендметах

Я хочу пересказать вам — на свой собственный лад, сами понимаете, — побасенку давних времен, что столетия пылилась в Библиотеке Арсенала. Имя автора неизвестно. Однако, благодаря изысканиям несравненного знатока древневосточных литературных памятников Сруля Тухеса, авторство почти единогласно приписывается специалистами адепту зороастризма Ходже ибн Заде. Текст этот существует по меньшей мере в двух версиях. Первую, где герои — монах и блудница, адаптировал Ян Ван дер Гульфик, собиратель текстов немецких жонглеров XIV века. А второй вариант, в стихах, где герои — феллах и его ослица, обнаружил в средневековых восточных анналах ученый-эрудит Филипп д´Эбле. Я же предпочитаю сию правдивую историю в прозаическом варианте, ибо стихотворный перевод может затемнить ее глубинный смысл.

Имена монаха и блудницы стерлись в памяти народа. Известно лишь то, что жили они вместе — во грехе и распутстве, сами понимаете.
Как-то отправился монах в паломничество в Рим. Решил ли он молить у Святого Престола о прощении за прегрешения свои великия, либо еще по какой причине — о том за давностью лет, сами понимаете, уже ничего узнать невозможно.
Уехал, стало быть, монах, а блудница его… сами понимаете… Нет, нет, не подумайте чего дурного. Она хоть и блудница, монаху не изменяла, а наоборот, что ни день, караулила у ворот: не возвращается ли домой ее монашек дорогой? И монах, стало быть, тоже во все время паломничества что ни ночь все о блуднице думал. Так прошло три месяца, за которые не случилось ровно ничего, что имело бы интерес в глазах историков.
Но вот, наконец, монах из Рима возвратился. Добился ли он прощения за прегрешения, нет ли — о том история умалчивает. Известно лишь, что на радостях решили они закатить пирушку славную. Блудница наготовила по сему случаю всяких вкусностей, а монах извлек из монастырских погребов дюжину бутылок вина зело ядреного. На пир, сами понимаете, нечестной, не приглашены были ни друзья, ни родственники, ни соседи. Стало быть, отпраздновали они встречу, как говорится, тет-на-тет, при свечах, и встали из-за стола за полночь, изрядно нагрузившись.
Едва монах добрался до постели, как тотчас захрапел. Случилось ли то по причине изрядного количества доброго винца, то ли просто из-за дорожной усталости, историкам неизвестно. (По одной, наиболее спорной версии, монах решил продлить обет воздержания, данный на время паломничества, еще на одну ночь.) Стало быть, спал он мертвым сном, оставив томиться несчастную блудницу! Чего только та не делала! И ласкала его, и целовала, и нежно пощипывала да похлопывала — монах лишь пуще храпел. Когда же она попросту попыталась дать ему тумака — монах лишь смутно забормотал во сне «Отче наш»…
Но вот бедняжка, страдая тяжко, уснула наконец. И тут-то ей и приснился тот самый сон, который хроники сохранили во всех подробностях — в назидание потомству, сами понимаете.

Видит блудница, будто идет она по базару. Народу — пруд пруди! Повсюду лавки да прилавки, торговцы да разносчики свой товар нахваливают, на все лады зазывают:

Барыни-девицы!
Приходите подивиться!
У нас на базаре товар особ —
                                                для женских особ!
Налетай, подешевело!

Видит блудница, на базаре том

                        Нету масла, нету мяса,
                        Нету сала, нету кваса,
                        Нету рыбы нету птицы,
                        Шелка нет и нету ситца,
нет подков и хомутов,
сала нет и пирогов,
                        нету меда и варенья,
                        нет конфет и нет печенья,
                        побрякушек, безделушек,
                        разных прочих финтифлюшек —
но зато повсюду
на прилавках грудой —
свежие, моченые,
печеные, соленые…

Как же, право, продолжать, чтоб вас в краску не вогнать? Словом, всюду там — прендметы… Всем знакомы их приметы: меж двух горошинок стручочек, которым, слышь, делают сынков и дочек!
На товар блудница дивится (ей все это, сами понимаете, снится). Каких тут только прендметов нет! Прендметы старые и молодые, женатые и холостые, прендметы увесистые, прендметы развесистые — на все вкусы и кошельки — есть и по мерке на заказ! На отдельном прилавке даже заморские лежат — но это уж, сами понимате, на любителя.
Вдруг видит — красуется всем прендметам прендмет — лучше его на всем базаре нет! Толст да гладок, горяч да сладок! Кинь вишневую косточку в глазок — пролетит аж до самых ентих-то, да и будет там звенеть день-деньской, славно так: динь-динь, чисто кошель с серебром! Сами же енти-то что твоя кастрюля с киселем — сам бы ел, да денег жалко!
Тут блудницу купец под бочок — толк!
— Вы, дамочка, видать, в этих делах понимаете толк! Я и сам впервой вижу такой! Да ты не бойся, тронь, слышь, его рукой! А не то — примерь… Ну, что, оценила теперь? А волоски-то, волоски! Та, что мне его уступила, небось, уж чахнет от тоски! Ну, тут уж не моя вина…
— А какова цена?
— А по товару! Такие на улице не валяются! — купец отвечает. — Товар-то уж больно хорош, не могу ж я продать его за грош! Так уж и быть — забирай за сотню!
— По рукам! — обрадовалась блудница, да как изо всех сил во сне хвать монаха по гладкому месту!
— Ой! Ты чего меня бьешь! — взвизгнул монах, да так и подскочил в постели.
— Я тебя бью? — кричит блудница, — Да тебе это приснилось, пьяница!
Монах ей в ответ:
— Полюбуйся лучше на мою задницу!!! — обернув к блуднице свою ягодицу, алую, что твой маков цвет. Тут рассказала она ему свой сон. Монаха весьма позабавил он. От этого рассказа собственный его прендмет увеличился сразу аж в четыре раза!
Спрашивает монах:
— Ну, а мой-то? Почем на базаре мой-то будет?
Пощупала блудница монахов прендмет впотьмах. И молвила, вздыхая:
— Отец мой, там такие в придачу вручают, когда фунт сушеных сбывают.
— Дочь моя! — объявил монах. — Довольствуйся малым, каковой держишь в руках. Хоть он и не особо велик, зато уж есть наяву, а не во снах!
Тут стали они жить-поживать, да детей наживать.